Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:53, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и определить основные пути его формирования.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста.
Предмет исследования: познавательный интерес детей раннего возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть характерные особенности детей раннего возраста;
- исследовать освещенность в научной литературе познавательного интереса в психологии и педагогике;
-определить критерии сформированности познавательного интереса;
- рассмотреть методики формирования познавательного интереса.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы познавательного развития детей раннего возраста
1.1 Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста
1.2 Познавательное развитие в дошкольном возрасте
1.3 Формирование познавательного интереса в раннем возрасте
2. Организация и методы исследования познавательной деятельности детей раннего дошкольного возраста
2.1 Организация психолого-педагогического исследования
2.2 Методики исследования
3. Результаты эмпирического исследования
3.1 Результаты методики "Задания с кубиками"
3.2 Результаты методики "Задания с геометрическими формами"
3.3 Результаты методики "Задания с соотнесением предметов"
3.4 Результаты методики "Задания с предметами быта"
3.5 Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы с детьми раннего возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические
основы познавательного
1.1 Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста
1.2 Познавательное развитие в дошкольном возрасте
1.3 Формирование
познавательного интереса в
2. Организация
и методы исследования
2.1 Организация психолого-педагогического исследования
2.2 Методики исследования
3. Результаты эмпирического исследования
3.1 Результаты методики "Задания с кубиками"
3.2 Результаты методики "Задания с геометрическими формами"
3.3 Результаты методики "Задания с соотнесением предметов"
3.4 Результаты методики "Задания с предметами быта"
3.5 Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы с детьми раннего возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
Актуальность исследования. Проблема познавательного интереса — одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.
Очень важно развитие интереса
к окружающему миру, к труду
и к жизни людей. Интерес
побуждает к поиску новых
В последние годы психологи
все чаще обращают внимание
педагогов дошкольных
Одно из условий
Именно этот период – возраст
раннего детства, время
Познавательный интерес —
В дошкольном периоде
Актуальность рассматриваемой
Изучение особенностей, оптимальных
условий, путей и средств
Цель исследования: изучить особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и определить основные пути его формирования.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста.
Предмет исследования: познавательный интерес детей раннего возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть характерные особенности детей раннего возраста;
- исследовать
освещенность в научной
-определить критерии сформированности познавательного интереса;
- рассмотреть
методики формирования
Для решения поставленных
Практическая значимость
1.1 Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста:
Для работы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развития ребенка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения.
Различают возрастные периоды:
период новорожденности (первые две-три недели жизни);
грудной возраст (до года);
преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет);
дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
школьный возраст:
младший (от 7 до 10 лет),
средний (от 11 до 14 лет),
старший — подростковый (от 14 до 18 лет).
Возраст
1 – 3 года является периодом существенных
перемен в жизни маленького ребенка.
Прежде всего, ребенок начинает ходить.
Получив возможность
В результате
такого "высвобождения" ребенка,
уменьшения его зависимости от взрослого
бурно развиваются
С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: "что это?" – при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: "что с этим можно делать?" (Р.Я. Лехтман-Абрамович, Д.Б. Эльконин). Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая предметы в свою деятельность.
В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.
У детей
возникают простые формы
В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно слабо, хотя в быту ребенок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров.
Переход
к более полному и
Формирование перцептивных действий по отношению к разному содержанию и разным условиям, в которых это содержание воплощается, происходит неодновременно. По отношению к более трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на уровне хаотических действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми он действует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его к положительному результату. По отношению к заданиям, более доступным по содержанию и более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическому ориентированию – к проблемам, которые в некоторых случаях могут обеспечить положительный результат его деятельности. В ряде заданий он переходит уже к собственно перцептивному ориентированию.
Хотя ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое "примеривание", однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи. Овладение "промериванием" и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на "сигнальном" уровне, т.е. производить поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа. Это находит свое выражение в возможности делать выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребенок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т.е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уж затем – по отношению к цвету (Л.А. Венгер, В.С. Мухина).