Особенности образа отца на этапе юношества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: Образ отца в юношеском возрасте.
Предмет исследования: Особенности образа отца у юношей и девушек.
Цель исследования: Исследование роли отца у девушек и юношей.
Гипотеза исследования: Образ отца у девушек и юношей не отличается.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3 ГЛАВА 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………………...6
1.1.Родительство как социокультурный феномен……………………….......6
1.2. Психологическая характеристика юношеского возраста……………...10
1.3.Особенности отношений с родителями в юношеском возрасте……….14
1.4.Структура феномена отцовства…………………………………...…..…17 1.5 Образ отца в юношеском возрасте………………………………………23
Выводы по главе………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИЧОК.doc

— 684.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

2.2 Результаты  исследования особенностей образа отца в юношеском возрасте

 

В ходе нашего исследования нами была предпринята попытка изучения особенностей образа отца в юношеском  возрасте. Нами были использованы методика «Представление об идеальном родителе»  Овчаровой Р.Г. и методика «Незаконченные предложения Сакса-Леви.

Все члены групп с удовольствием  откликнулись на это тестирование, им было интересно узнать свое отношение к отцу, а также сходство или различие отношения к отцу между полами. 

 

2.2.1.Анализ исследования представления об идеальном отце (Методика «Представление об идеальном родителе Овчаровой Р.Г.)

 

          Количественный анализ результатов исследования показал, что у юношей представление об идеальном родителе формируется в следующем порядке: Эмоциональный аспект – 39% (счастливый, радостный, добрый, не стыдящийся за ребенка, готовый к родительству, не боящийся извиниться перед ребенком,, одобряющий, жалеющий и т.д.) Поведенческий аспект – 32% (воспитывающий, отдохнувший, обучающий, слушающий ребенка, помогающий, хвалящий, опекающий и т.д.) Когнитивный аспект – 29% (сильный, благоразумный, практичный, доверяющий, сотрудничающий, бескорыстный, ответственный.)  У девушек: эмоциональный аспект -37% (счастливый, радостный, добрый, не боящийся извиниться перед ребенком,, одобряющий и т.д.),. Когнитивный аспект – 36% (сильный, благоразумный, практичный, доверяющий, сотрудничающий, бескорыстный, ответственный).  Поведенческий аспект – 27%  (воспитывающий, отдохнувший, обучающий, слушающий ребенка, помогающий, хвалящий, опекающий и т.д.)

(См. Рис.1и Рис.2 и Приложение 3)

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Представление об идеальном отце у юношей. Процентное соотношение  обобщенных в группы качеств. (Методика «Представление об идеальном родителе Овчаровой Р.Г.)


 

 

 

 

 

 

Рис.2 Представление об идеальном отце у девушек. Процентное соотношение  обобщенных в группы качеств. (Методика «Представление об идеальном родителе Овчаровой Р.Г.)

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис.3 Представление  об идеальном отце у юношей и девушек. (Методика «Представление об идеальном родителе Овчаровой Р.Г.)

          Отсюда видно, что у юношей при образе отца на первый план выдвигаются эмоциональные качества, потом поведенческие, а потом уже когнитивные. У девушек выдвигаются эмоциональные качества, когнитивные  и потом поведенческие. Но судя по этим данным нельзя судить о различии представлений об отце, поскольку качественный анализ показал, что юноши и девушки примерно в одинаковой иерархической системе выстраивали качества по антиномиям,  тем более что t-критерий Стьюдента показал обратное.

2.2.2. Анализ исследования отношения к отцу у девушек и юношей. (Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви)

 

          При интерпретации результатов этой методики было выявлено, что у 56% юношей наблюдается негативное отношение к отцу, у 22% - нейтральное отношение и у 22% - положительное. (См. Рис. 4)

 

           


          

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4 Отношение юношей к отцу ( Методика «Незаконченные предложения Сакса-Леви)

 

       В  отношении девушек было выявлено, что у 67%  - отрицательное отношение к отцу, и у 33% - положительное отношение. (См. Рис.5)

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.5 Отношение девушек к отцу ( Методика «Незаконченные предложения Сакса-Леви)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерпретация результатов:

 

Рис.6 Отношение девушек и юношей к отцу ( Методика «Незаконченные предложения Сакса-Леви)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА 3. Обсуждение  результатов исследования

 

 

 

   По данным, полученным с помощью t-критерия Стъюдента, значения по двум, проведенным нами методикам допустимы, что определяет, что различий в отношении к отцу между девушками и юношами нет.

 

     Таким  образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования подтвердилас. То есть образ отца у юношей и девушек не отличается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по эмпирическому исследованию

 

1.Мы эмпирически изучили,  по нашей выборке, особенности  образа отца у юношей и девушек, а также наиболее желательные качества мужчины как родителя и соотношение этих качеств в представлении юношей и девушек об идеальном отце.

2. В результате проведенного  исследования установлено, что  образ отца у юношей и девушек  не различается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по курсовой работе

 

1. Был проведен анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Подобран пакет методов исследования.

3. Изучены особенности юношеского возраста.

4. Изучение взаимосвязь между объектом и предметов исследования

5. Проведен опрос.

         6. Проведен качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

         7. Выявлено, что образ отца у  юношей и девушек не различается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Аквис Д.С. Отцовская любовь. – М.: «Профиздат» - 1989 – 208с.
  2. Бершедова Л.И, Лазуткин В.И. Психологический практикум.
  3. Гаврилова Т.П. Психология семьи. – М.: Омега Л,  - 2003 – 165с.
  4. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс.2000.№11.
  5. Гурко Т. А. 2003. Родительство: социологические аспекты. М. «Феникс», 2003 – 326с.
  6. Дружинин В. Н. 2005. Психология семьи. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. т. 2.
  7. Дружинин В. Н. Психология семьи. – Питер., 2006-176с.
  8. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Отцовство как структурно-динамический феномен. – М.: Изд. «Феникс», 1988 -  264с.
  9. Евсеенкова Ю.В. Система отношений в диаде «отец-ребенок» как фактор развития личности.//Ежеквартальный научно-практический журнал. Семейная психология и терапия №4 – 2003 - 47с
  10. Зинченко В.П. Большой психологический словар:Изд.Москва, Санкт-Петербург, «Прайм-ЕВРОЗНАК»,2009.-672 с.
  11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: «Гардарики», 2005 – 320с.
  12. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988 – 269с.

     13. Кон И. С. Этнография родительства. – М. «Владос», 2000 г.- 163с.

14. Кукушкин В.С. Теория  и методика воспитания. – Ростов  на Дону, «Феликс» - 2006 -216с.

15. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании ребенка//  Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

 

 

 

  1. Мухина В.С. Феноменология развития//10-е изд. перераб. и доп. – М.: Академия – 2006 -539с.
  2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М.: Педагогическое общество России, 2004.- 442 с.
  3. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 368с.
  4. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку. – Питер, 2011 – 57с.
  5. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход//Психологический журнал №5. – 1999 – 57с.
  6. Фридман Л. М. Психология воспитания: кн. для всех, кто любит детей.       – М.: Творч. центр «Сфера», 2000. – 203с..
  7. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000 г.
  8. 23. Эпштейн М.Н. Отцовство. СПб.2003 – 246с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ПРИЛОЖЕНИЯ

                                   Приложение 1

 

Методика «Представление об идеальном родителе» Овчаровой Р.Г.

Инструкция: Оцените свои представления об идеальном родителе. Для этого обведите ту цифру между противоположными по смыслу характеристиками, которая в наибольшей мере отражает соотношение между этими качествами.

Опросник методики «Представления об идеальном родителе»

 

1

Слабый

3

2

1

0

1

2

3

Сильный

2

Неблагоразумный

3

2

1

0

1

2

3

Благоразумный

3

Непрактичный

3

2

1

0

1

2

3

Практичный

4

Должен быть справедливым

3

2

1

0

1

2

3

Может быть несправедливым

5

Должен все знать

3

2

1

0

1

2

3

Может чего-то не знать

6

Должен ставить детей на первое место

3

2

1

0

1

2

3

Может не ставить детей на первое место

7

Не доверяющий детям

3

2

1

0

1

2

3

Доверяющий детям

8

Соперничающий с детьми

3

2

1

0

1

2

3

Сотрудничающий с детьми

9

Злопамятный

3

2

1

0

1

2

3

Прощающий

10

Расчетливый

3

2

1

0

1

2

3

Бескорыстный

11

Эгоист

3

2

1

0

1

2

3

Альтруист

12

Безответственный

3

2

1

0

1

2

3

Ответственный

13

Всегда терпелив

3

2

1

0

1

2

3

Не всегда терпелив

14

Всегда понимает

3

2

1

0

1

2

3

Не всегда понимает

15

Всегда прав

3

2

1

0

1

2

3

Не всегда прав

16

Решающий за детей

3

2

1

0

1

2

3

Не решающий за детей

17

Не уважающий детей

3

2

1

0

1

2

3

Уважающий детей

18

Требовательный

3

2

1

0

1

2

3

Снисходительный

19

Несчастный

>

3

2

1

0

1

2

3

Счастливый

20

Грустный

3

2

1

0

1

2

3

Радостный

21

Злой

3

2

1

0

1

2

3

Добрый

22

Должен интересоваться детьми

3

2

1

0

1

2

3

Может не интересоваться детьми


23

Должен быть спокойным

3

2

1

0

1

2

3

Может быть раздраженным

24

Должен гордиться детьми

3

2

1

0

1

2

3

Может не гордиться детьми

25

Строгий

3

2

1

0

1

2

3

Мягкий

26

Жестокий

3

2

1

0

1

2

3

Ласковый

27

Холодный

3

2

1

0

1

2

3

Теплый

28

Неодобряющий

3

2

1

0

1

2

3

Одобряющий

29

Безжалостный

3

2

1

0

1

2

3

Жалеющий

30

Нелюбящий

3

2

1

0

1

2

3

Любящий

31

Всегда довольный детьми

3

2

1

0

1

2

3

Не всегда довольный детьми

32

Никогда не кричащий на ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Иногда кричащий на ребенка

33

Не обижающийся на детей

3

2

1

0

1

2

3

Обижающийся на детей

34

Стыдящийся за ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Не стыдящийся за ребенка

35

Не готовый к родите л ьству

3

2

1

0

1

2

3

Готовый к родите л ьству

36

Боящийся извиниться перед ребенком

3

2

1

0

1

2

3

Не боящийся извиниться перед ребенком

37

Невоспитываю-щий

3

2

1

0

1

2

3

Воспитывающий

38

Усталый

3

2

1

0

1

2

3

Отдохнувший

39

Не обучающий ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Обучающий ребенка

40

Должен быть опытным родителем

3

2

1

0

1

2

3

Может быть неопытным родителем

41

Должен жить для ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Может жить для себя

42

Должен проводить с ребенком много времени

3

2

1

0

1

2

3

Может проводить с ребенком мало времени

Информация о работе Особенности образа отца на этапе юношества