Особенности образа отца на этапе юношества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: Образ отца в юношеском возрасте.
Предмет исследования: Особенности образа отца у юношей и девушек.
Цель исследования: Исследование роли отца у девушек и юношей.
Гипотеза исследования: Образ отца у девушек и юношей не отличается.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3 ГЛАВА 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………………...6
1.1.Родительство как социокультурный феномен……………………….......6
1.2. Психологическая характеристика юношеского возраста……………...10
1.3.Особенности отношений с родителями в юношеском возрасте……….14
1.4.Структура феномена отцовства…………………………………...…..…17 1.5 Образ отца в юношеском возрасте………………………………………23
Выводы по главе………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИЧОК.doc

— 684.00 Кб (Скачать)

Если традиционная роль отца была связана с институтом наследства, то "новые отцы" осознали свою ответственность за эмоциональное состояние своих детей, осознали, что отцовское поведение отражается на поведении детей, на их личности. Отцы всё чаще берут на себя ответственность за нравственное и интеллектуальное воспитание детей. Для большинства мужчин желание иметь детей является чем-то само собой разумеющимся. Они могут относиться к детям как источнику радости, удовольствия, видеть в них будущих товарищей.

Дети для  мужчин - последующая после женитьбы естественная ступень в браке. Однако "стать отцом" и "быть отцом" - не одно и то же, так как переход к активной воспитательной деятельности у мужчин не связан автоматически с рождением ребёнка, многие мужчины не допускают мысли, что они будут вовлечены в ежедневную кропотливую работу по уходу за детьми. На пробуждение отцовских чувств наряду с индивидуальными чертами характера мужчины и межличностными отношениями в семье влияет также и память о собственном отце, в зависимости от того, уделял ли он своему сыну внимание или был в семье сторонним наблюдателем. Многие современные отцы, исправляя ошибки своих отцов, хотят быть эмоционально ближе к своим детям.

Выделяют два типа отцовства в зависимости от того, какая психологическая потребность в мужчине сильнее - опекать, заботиться или учить:

1. Мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой захватывает только в первые годы жизни ребенка, когда он слаб, беззащитен, беспомощен, а его плач вызывает порыв прийти на помощь;

2. У других мужчин ведущая потребность - учить, передавать свои знания и умения, т.е. сделать ребенка в прямом смысле своим наследником.

 

Отцовские роли просматриваются в  классификации отцов:

1. Большой друг. Вернувшись с работы, такой папа начинает бесконечную вереницу игр: собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки. Но на этом «большой друг» заканчивается, уверенный в том, что сделал все то, что от него требовалось. Посещение школы, проверка уроков - это всё он оставляет маме. «Большой друг» - это прекрасно, но если учесть, что у ребенка будет много друзей, кто же ему будет папой?

2. Предводитель семейства. Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему не интересны. Он уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.

3. Исключительный папа. Это отец, который иногда даже лучше мамы разбирается в ее традиционных обязанностях. Такие отцы рискуют стать еще одной мамой.

4. Вечно юный супруг. Он обожает ребенка и всегда готов помочь супруге. Но он не может отказаться от своих любимых увлечений. Такие отцы не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много занимается с ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Образ отца в юношеском возрасте

 

 

Дефицит отцовского воспитания влияет на представления о роли отца в семье у современных молодых людей и девушек, на формирование представлений о собственном отцовстве (материнстве).

Традиционно можно выявить  два подхода к изучению отцовства:

1. Отцовство как обеспечение условий развития ребенка[6; 269];

2. Отцовство как проявление личностно-смысловой сферы мужчины [7; 30-47].

В рамках первого подхода  обычно изучается влияние отца на развитие ребенка.

Представители этнографического подхода,  среди которых М.  Мид и Б.И. Кочубей, заявляют, что институт отцовства, по сравнению с биосоциальным материнством,  является полностью историческим и культурным,  а, следовательно,  функции отца в семье совсем необязательно связаны с кровным отцовством.  Отцом по сути  (не по крови)  может быть

отчим, дед, дядя, старший  брат, старший друг, воспитатель  и т.д. [6; 271].

Второй подход рассматривает  отцовство как стадию половозрастной и личной идентификации мужчины. 

В качестве одной из основных функций отца для ребенка можно  назвать социализирующую.  Отец,  наряду с другими членами семьи,  призван помочь ребенку «выйти»  из семьи во взрослый мир,  получить профессию,  адаптироваться к жизни вне родительской семьи .

Мальчики особенно чувствительны  к падению престижа отца в семье, нежели девочки;  в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и невольно переносят этот образ на самих себя.

          Нравственная позиция отца определяет его позицию и как воспитателя. Она отличается от материнской. Если по своей природе женщина - существо более эмоциональное, одухотворенное, то в педагогической деятельности она в основном руководствуется чувствами. Мужчина же, как человек рациональный, деловой и серьезный, как правило, и в семейное воспитание вносит акцент разумного. А это значит, что отец четче и реалистичнее осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно, а, не чувственно избирая для этого необходимые средства, методы и приемы.

Отец имеет важнейшее значение для развития с самого момента рождения ребенка: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к развитию у ребенка психопатологии. [4; 51-52]. Именно в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера – достаточно лишь подражать взрослому. Не будь мужчины в семье, мальчику много недоставало бы, потому что матери может подражать только дочь. Тем не менее, и девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У нее складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, и она узнает, как мужчины относятся к женщинам, являясь невольным свидетелем повседневных взаимоотношений мамы и папы.

           Хороший отец видит в ребенке  личность и ее культивирует, организуя  всю деятельность семьи: труд, досуг, игру, творчество. А мужские разговоры по душам просто незаменимы, как для мальчиков, так и для девочек. В них – жизненно важные для растущего человека ориентиры: дружба – самое надежное в жизни, старость надо уважать, помочь слабому – долг мужчины; девочка должна быть скромной, незачем расточать юность на пустые дела…

          Хороший отец постарается избежать  наиболее распространенных ошибок: авторитарности, основанной на грубых  мерах воздействия, унижения достоинства  жены и ребенка, немотивированной самоуверенности, отстраненности от воспитания детей. 

  Важнейшее качество  будущего отца -  ответственность.  Тот, кто сначала дает жизнь  ребенку, а потом начинает раздумывать,  брать или не брать на себя  «вину» за его появление на  свет, рискует стать для него человеком более, чем чужим. Ведь дети, выросшие без отца, имеют более низкий уровень притязаний, более высокий уровень тревожности, заниженную самооценку. Они испытывают трудности в общении. Не имея перед собой образца мужского поведения, такие подростки неправильно оценивают твердость и грубость, нежность и жестокость, конфликтность и умение ладить с окружающими.

   Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и более того — опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу.

   

                   Факторы, влияющие на отцовскую  роль в семье:

1. Доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ответственность за материальное обеспечение, ответственность за организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка.

2. На умственные характеристики  детей оказывает положительное  влияние авторитарность отца.

3. Забота о ребенке,  требовательность, демократизм в  семейных отношениях со стороны  отца влияют на формирование положительной самооценки.

4. Авторитарный стиль  воспитания, характерной чертой  которого является стремление  к безапелляционности в суждениях  и ясности во всякой ситуации  неблагоприятен для развития  ребенка.

5. Отец для сына  является первичным источником информации о взаимоотношениях полов.

Таким образом, развитие личности ребенка зависит не только от матери, но и от отца, который является для него примером для подражания и образцом поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе

 

          Анализ литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что недостаточное внимание уделяется роли отца.

        В настоящее время отец не всегда является авторитетом. Его роль сводится только к тому, чтобы обеспечивать семью материально и защищать «от врагов». А как же эмоциональная связь? Как же общение с отцом, которое так необходимо ребенку?

        Положительный образ отца в сознании юношей достигается если:

  1. Отец наряду с матерью является положительным, но не навязчивым примером для подражания и образцом поведения.
  2. Взрослые и родители внимательно относятся к возрастным особенностям юношеского периода, принимая во внимание все характерные для этого возраста изменения, как физиологические, так и психологические.
  3. Родители способствуют развитию доверительных отношений с детьми.
  4. Отец внимательно относится к семье, жене и детям и обладает психологическими тонкостями в общении с ними.
  5. Отец занимает значимое место в семье, не являясь лишь источником материальных средств, и уделяет достаточное количество времени семье и детям.
  6. Правильно подобран вид родительского авторитета.

 

 

 

ГЛАВА 2. Экспериментально-психологическое  изучение особенностей становления образа отца в юношеском возрасте

 

2.1. Организация  и методы исследования

 

Экспериментальная часть исследования проводилась в декабре 2011 года на базе Одинцовского Гуманитарного Института. В исследовании принимали участие студенты Одинцовского Гуманитарного Института в количестве 18 человек (9юношей  и 9 девушек), в возрасте 19-21года. Студенты третьего курса факультета психологии – 13 чел., студенты четвертого курса факультета психологии - 2 чел, студенты четвертого курса факультета иностранных языков – 2 чел., студенты четвертого курса юриспруденции – 1 чел.

         С целью изучения особенностей становления образа отца в юношеском возрасте были использованы следующие методы исследования:

          1. Анализ литературы.

  1. Методики

- «Представление об  идеальном родителе» Р. Г. Овчаровой 

- «Незаконченные предложения»  Сакса-Леви

3. Методы статистической  проверки гипотез (t-критерий Стъюдента)

 

Ниже приводится описание всех методик и анализ полученных результатов.

 

 

2.1.1.Методика «Представление об идеальном родителе» Р. Г. Овчаровой    

         Цель: определить отношение к отцу

         Инструкция: Оцените свои представления об идеальномродителе. Для этого обведите ту цифру между противоположными по смыслу характеристиками, которая в наибольшей мере отражает соотношение между этими качествами.

         Материал и оборудование: тестовые бланки, ручки.

         Обработка результатов: заключается в анализе отдельных ответов испытуемого и полученных показателей (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).

      Ключи к методике

Антиномии

Когнитивный

аспект (№ вопросов)

Эмоциональный аспект (№ вопросов)

Поведенческий аспект (№ вопросов)

Положительное—отрицательное

1-3

19-21

37-39

Должное — необязательное

4-6

22-24

40-42

Теплое—холодцое

7-9

25-27

43-45

Предлагаемое  — отвергаемое

10-12

28-30

46-48

Достижимое —  неосуществимое

13-15

31-33

49-51

Простое—сложное

16-18

34-36

52-54


(См. Приложение 1)

2.1.2. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви (модифицированная)

         Цель: выявить отношение к отцу

         Инструкция:  На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами.

         Материал и оборудование: тестовые бланки, ручки.

         Обработка результатов: заключается в анализе показателей отдельных предложений. В данном случае мы берем только показатель – отношение к отцу, поскольку это представляет для нас интерес в данной работе. Каждый ответ оценивается в бальной системе:

2б – положительный ответ

0б – нейтральный  ответ

-2б – отрицательный  ответ

Затем показатели складываются и могут варьировать от -8 до 8.

 

        Ключ к методике:

  1. Отношение к отцу: 1 16 31 46
  2. Отношение к себе: 2 17 32 47
  3. Нереализованные возможности: 3 18 33 48
  4. Отношение к подчиненным: 4 19 34 49
  5. Отношение к будущему: 5 20 35 50
  6. Отношение к вышестоящим лицам: 6 21 36 51
  7. Страхи и опасения: 7 22 37 52
  8. Отношение к друзьям: 8 23 38 53
  9. Отношение к своему прошлому: 9 24 39 54
  10. Отношение к лицам противоположного пола: 10 25 40 55
  11. Сексуальные отношение: 11 26 41 56
  12. Отношения к семье: 12 27 42 57
  13. Отношение к сотрудникам: 13 28 43 58
  14. Отношение к матери: 14 29 44 59
  15. Чувство вины: 15 30 45 60  (См. Приложение 2)

Информация о работе Особенности образа отца на этапе юношества