Особенности образа отца на этапе юношества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: Образ отца в юношеском возрасте.
Предмет исследования: Особенности образа отца у юношей и девушек.
Цель исследования: Исследование роли отца у девушек и юношей.
Гипотеза исследования: Образ отца у девушек и юношей не отличается.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3 ГЛАВА 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………………...6
1.1.Родительство как социокультурный феномен……………………….......6
1.2. Психологическая характеристика юношеского возраста……………...10
1.3.Особенности отношений с родителями в юношеском возрасте……….14
1.4.Структура феномена отцовства…………………………………...…..…17 1.5 Образ отца в юношеском возрасте………………………………………23
Выводы по главе………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИЧОК.doc

— 684.00 Кб (Скачать)

          Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.

          Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

          Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (но, эти процессы весьма вариативны).

           Ведущая деятельность – учебно – профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию.

Мышление в юности приобретает  личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим  и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в  особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно – логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости.

Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и  опыта, но и система убеждений, переживание  которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому  мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явлений действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Мировоззренческий поиск  включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы  социальной общности (социальной группы, нации и так далее), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. В основе мировоззренческий проблем лежит проблема смысла жизни – «для чего я живу?», «как жить?». Юноша ищет глобальную и универсальную формулировку «служить людям», «приносить пользу». Его интересует не столько вопрос «как быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические ценности (он готов работать в системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни (борьба с наркоманией и тому подобное), широкая социальная благотворительность, идеал служения.

Важное значение для  развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение  со сверстниками – это специфический  канал информации, специфический  вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности отношений с родителями в юношеском возрасте

 

 Значительное влияние на личность в юношеском возрасте оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. [8;115-118].

Сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи  и характер взаимоотношений между  ее членами.

           Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

1) Подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

2) Идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

3) Понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные  качества.[9; 151-153]

          Весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.  
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода.[10; 86-89]

          За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации. Кроме того, родители не всегда практикуют один я тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

          Наилучшие взаимоотношения с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

  • родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;
  • власть используется лишь в меру необходимости;
  • в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
  • родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
  • он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.  
              Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье.

Открытости во взаимоотношениях в семье нельзя добиться силой, ее можно только заслужить. Необходимо способствовать формированию нового уровня самосознания, способности к познанию себя как личности и становлению избирательности интересов, выделению стержневых, постоянных личностных интересов. [11; 54-63]

          Отношения с родителями во многом определяют отношения юношей с другими людьми, а так же влияют на дальнейшее становление их личности. Родители не должны ограничиваться решением только материальных проблем, а должны обращать внимание на внутренние возможные тревоги юношей, характерные для данного периода, и способствовать доверительным отношениям между всеми членами семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Структура феномена отцовства

 

Рост интереса к проблеме отцовства начался в начале 80-х  годов и был связан с переоценкой  роли женщины в семье. Данной проблемой  занимались такие ученые и исследователи  как Б.И. Кочубей, И.С. Кон, Г. Крайг, Т.А. Гурко, З.Х. Саралиева, И.Г. Остроух, м. Вест и М. Каннер, Н Чадороу, Ю.Е. Алешина, Г.Г. Филиппова, Е. Здравомыслова, М.Г. Воронцова, Л.М. Прокофьева и М.Ф. Валетас и Овчарова Р.В., А. Ж. Сакс и В.Л. Леви и т.д. Интерес к отцовству формировался, когда отец выполнял роль единственного кормильца в семье.

Традиционно феномен  родительства изучается психологами  в зависимости от теоретического подхода к данной проблеме. Существует два подхода к изучению родительства, в зависимости от того, кто считается  отправной точкой изучения – ребенок  или родитель: первый, наиболее распространенный, рассматривает родительство применительно к развитию ребенка. С точки зрения второго  подхода можно предполагать, что  отцовство является фактором развития личности отца; феномен отцовства является комплексным образованием, в котором  можно выделить структурные элементы.

Именно родительство позволяет решить не только социальные, но и экзистенциальные задачи, являясь  одной из важнейших задач развития в данный период. Оно связано с  просоциальным поведением и ответственностью, толерантностью и заботой, невозможностью без любви к другому человеку, ребенку, позволяет достичь продуктивности, кроме того, является реализацией потребностей человека.

Феномен отцовства тесно  связан с такими понятиями, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни, а также социальная роль отца, различающаяся в зависимости от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества, статуса мужчины в данном социуме, социальных стереотипов, предписывающих определенные правила выполнения этой роли, в том числе и гендерных стереотипов.

С этих позиций  определение отцовства как  врождённого чувства, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью не является удовлетворительным.

Г. Г. Филипповой была разработана структурная модель феномена отцовства. По предположению, в структуру отцовства входят следующие компоненты:

  1. Потребностно-эмоциональный, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания;
  2. Операциональный, как осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним;
  3. Ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания. [5; 82-57]

Кроме того, в данную структуру  включается интегральный сквозной компонент  – оценочный, в который входят:

1. Самооценка как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка;

2.  Социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу.

Социальная оценка является базой для формирования собственной  оценки, так как через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры. [3; 101-104]

Мы рассматриваем отцовство  как интегральное психологическое  образование, которое в развитой форме включает совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и  ожиданий, родительских чувств, отношений  и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. [4; 12-17]

Существуют  два подхода к роли отца - традиционный и так называемое "новое отцовство".

Традиционный подход, ограничиваясь рассмотрением биологической роли отца, отмечал обособленность его от ребёнка, поскольку контакты с ребенком были временными и отстранёнными по сравнению с материнскими. Желание мужчины быть отцом, создать семью исследователи объясняли тем, что мужчина, вступая в брак, обеспечивает себе многие права и определённый статус в обществе, которых лишены неженатые мужчины. Эти права подразумевали и наличие детей, поскольку только женатым людям предоставлялось законное право иметь их. Дети рассматривались как имеющие ценность сами по себе, поскольку приносили эмоциональное удовлетворение и создавали чувство внутреннего равновесия; к бездетности относились отрицательно. Традиционно отец заботился о семье как об экономической единице, определял шейную политику, брачную стратегию, решал вопросы наследования, и отношением отца к этим обязательствам определялся его престиж (при этом он стоял в стороне от отношений "мать - ребёнок"). Желание человека быть отцом идентифицировалось с образом и поведением собственного отца, но отцовство не предусматривало ежедневный уход за ребёнком и последующее его воспитание.

С середины XX в. в связи с изменением положения женщины в обществе наметился поворот к "новому отцовству". Женщину перестала удовлетворять замкнутая жизнь, ограниченная определённым кругом семейных интересов, и экономический интерес заставил её заняться производственной деятельностью. В свою очередь, оплачиваемая работа предоставила женщине некоторую автономию. Эта ситуация явилась причиной осознания мужчинами своей новой роли, усиления их ответственности за семью и детей

Информация о работе Особенности образа отца на этапе юношества