Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 15:39, курсовая работа
В настоящее время в связи с интенсификацией учебного процесса в общеобразовательных школах увеличилось количество детей, имеющих трудности в обучении. Большая часть из них имеет недостатки в интеллектуальном развитии. Этот факт заставляет психологов обратиться к подробному изучению этой проблемы.В отечественной психологии детей с проблемами в развитии особое значение отводиться поиску резервов формирования мыслительной деятельности, способствующих коррекции и компенсации интеллектуальной недостаточности.
3.3.Результаты обследования были следующими.
Дети экспериментальной группы ( 13 человек ), приступая к выполнению конструкций по собственному замыслу, смогли словесно определить свое предварительное намерение. Испытуемые контрольной группы полностью предпочли в качестве замысла тематику проведенного обучения, но более половины из них не реализовали его.В работе по конструированию на основе объемных образцов расхождения в результатах стали заметнее. Дифференцированные, расчлененные объемные образцы были восприняты и воспроизведены как экспериментальной, так и в контрольных группах. Однако т том случае, когда внутри частей была добавочная дифференциация, работу продолжали лишь испытуемые экспериментальной группы. В контрольной группе дети переходили к таким действиям, которые не были направлены на точное воспроизведение образца, хотя по содержанию соответствовали теме.В экспериментальной группе дети значительно эффективнее овладели умением самостоятельно анализировать образец, рассматривать его в правильной последовательности, что сказалось и на качестве их выполнения.В контрольной группе с самостоятельным анализом образца не справился ни один ребенок. Поэтому предварительный анализ не способствовал образованию тех представлений о конструктивных свойствах объектов, которые были необходимы для дальнейшего практического выполнения заданий.Еще более ощутимыми оказались расхождения в уровне выполнения заданий по конструированию по графическим образцам.Дети экспериментальной группы проявили достаточную активность и заинтересованность конструированием по графическим образцам. Они стремились проверить свои действия, сопоставить созданные ими постройки с графическим образцом посредством жеста, сопровождая сравнение высказываниями адекватного содержания.В контрольной группе результаты были значительно ниже. Ни один ребенок не смог выполнить конструкции по графической модели, если она включала более трех-четырех элементов. Дети пытались рассматривать образец, подбирать соответствующие строительные детали, соединять их в единое целое. Однако незначительное усложнение образца вызвало трудности восприятия формы отдельных элементов, их пространственного расположения, что приводило к хаотическим действиям и дальнейшему отказу от работы.
Суммируя результаты проведенного обучения, можно сделать вывод о его значительном развивающее-коррекционном влияние на развитие у детей экспериментальной группы различных психических функций. Прежде всего следует отметить возникновение дифференцированного восприятия:
Результаты восприятия достаточно продуктивно используются ими в ходе создания целостных конструкций.
Положительным итогом обучения следует считать формирование у детей предварительного целостного образа предмета, что свидетельствует о развитии у них образного мышления. Кроме того, существенное развитие получила речь детей, а именно ее сопровождающая, объяснительная и планирующая функция. Речь стала органической частью детской практической деятельности.Экспериментальное обучение показало, что умственно отсталым детям оказываются доступными начальные виды наглядного моделирования, что в целом приводит к существенному развитию мыслительной деятельности, что очень важно с точки зрения коррекции ведущего дефекта и создания предпосылок более успешного дальнейшего обучения умственно отсталых детей в школе.
Литература.
Информация о работе Особенности конструктивной деятельности умственно отсталых детей