Особенности конструктивной деятельности умственно отсталых детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в связи с интенсификацией учебного процесса в общеобразовательных школах увеличилось количество детей, имеющих трудности в обучении. Большая часть из них имеет недостатки в интеллектуальном развитии. Этот факт заставляет психологов обратиться к подробному изучению этой проблемы.В отечественной психологии детей с проблемами в развитии особое значение отводиться поиску резервов формирования мыслительной деятельности, способствующих коррекции и компенсации интеллектуальной недостаточности.

Работа содержит 1 файл

курсовая все!!!!!!!!!!!!паип.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Введение.

В настоящее время  в связи с интенсификацией  учебного процесса в общеобразовательных  школах увеличилось количество детей, имеющих трудности в обучении. Большая часть из них имеет  недостатки в интеллектуальном развитии. Этот факт заставляет психологов обратиться к подробному изучению этой проблемы.В отечественной психологии детей с проблемами в развитии особое значение отводиться поиску резервов формирования мыслительной деятельности, способствующих коррекции и компенсации интеллектуальной недостаточности.Конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в развитие детей дошкольного возраста, о чем свидетельствуют исследования О.П. Гаврилушкиной. В то же время, известно, что у детей с интеллектуальной недостаточностью страдает конструктивный праксис. Следовательно, формирование конструктивной деятельности является актуальной, требующей углубленного исследования ее особенностей у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Актуальность проблемы. Современная концепция фор-  
мирования осознанного и произвольного отношения ребёнка к реальности выдвигает на первый план идею о том, что дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными формами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства, сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер.
Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio - построение.Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно и изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т. д.), поэтому должны соответствовать своему назначению. Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек, при выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий. Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре. А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.

Глава1. Особенности конструктивной деятельности нормально-развивающихся дошкольников.

1.1Развитие практических способностей.

Важную роль в жизни человека имеют способности  к практической деятельности. Среди  них особая роль принадлежит организаторским  способностям. Зачатки их можно наблюдать  даже в конце раннего возраста. Особенно  они проявляются и интенсивно развиваются в игровой деятельности детей. Дети с организаторскими способностями чаще других выступают инициаторами игр, помогают найти каждому подходящую для него роль, проявляя наблюдательность, зачатки практически-психологического ума. При этом сами они не всегда выполняют в игре главные роли, но даже на «второстепенных» ролях фактически продолжают руководить действиями других партнеров. Характерным для таких детей является высокая коммуникативность. Замечена их способность по-разному устанавливать контакт, общаться с детьми в зависимости от некоторых индивидуальных качеств партнера.Участвуя в играх, дети с организаторскими способностями чаще других подмечают недостатки в выполнении игровых правил сверстниками, проявляют самостоятельность, своей активностью, оживленностью «зажигают» других. Дошкольный и младший школьный возраст – благоприятный период  для проявления задатков, развития и такой практической способности, как конструктивно-техническая. Эта деятельность, бесспорно, имеет ряд отличий, особенностей в детском возрасте.Детское конструирование представляет собой процесс создания конструкций, построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способов их соединения. Способности к этому виду деятельности проявляются, например, в умении устанавливать пространственное расположение между элементами предмета и подчинить его определенной логике, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкций, в умении внести элемент новизны в решение конструктивно-технической задачи. Успеху в конструктивно-технической деятельности способствует практическая направленность ума ребенка, пространственное воображение, учет им важных для достижения результата требований действительности, хорошая техническая наблюдательность, рациональный подход к решению задачи. Конструктивные способности ребенка развиваются во всех, доступных ему видах конструирования. Так в процессе конструирования по условиям ребенок создает постройку не на основе образца, а на основе конкретных условий, выдвинутых игрой или взрослым (построить парод так, чтобы на нем могли разместиться команда  и пассажиры).Этот вид конструирования предполагает усвоение детьми зависимости конструкции предмета от его назначения, умение считаться с предъявленными условиями, выполнить их.В процессе конструирования по условиям ребенок учиться варьировать, по-разному решать задачи на основе одних и тех же условий, что создает важные предпосылки для творчества. К концу детского периода дети могут успешно выполнять постройки, отвечающие достаточно разнообразным и сложным условиям.Проявляются и развиваются конструктивные способности и в конструировании по замыслу.Нередко постройки, созданные в процессе этого типа конструирования, используются и самими детьми в их деятельности (построенный корабль отправляется в плаванье).

Для создания сооружения детьми используется и специальный  строительный материал (бруски), и любой  другой (палки, ящики, коробки и т.д.). Этот тип конструирования не только развивает конструктивные способности ребенка, но и способствует активному формированию важных навыков общения, нравственных качеств. Дети учатся согласовывать свои планы и действия, проявлять инициативу, помогать друг другу, радоваться общему успеху.В конструировании по замыслу проявляется способность к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденция к творчеству.

1.2.Развитие  конструктивной деятельности.

Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определенный, реальный продукт. В этом отношении конструктивная деятельность сходна с другими видами продуктивной деятельности (рисованием,  лепкой). В то же время конструирование предъявляет специфические требования. Ребенок в процессе этой деятельности начинает  понимать, что для создания той или иной конструкции недостаточно соединить любые детали в любом порядке; надо выделить опорные детали, иначе конструкция развалится.Конструирование требует совершенно  иной организации деятельности, чем, например, рисование. Так, при рассматривании подъемного крана ребенок выделяет то, что бросается в глаза: стрелу, на которой висит груз, кабинку для крановщика и колеса, на которых кран передвигается. Изображая кран, ребенок подрисовывает стрелу к кабине, к кабине же пририсовывает колеса. На рисунке все это не выглядит ошибкой, так как внешнее сходство и назначение крана вполне приемлемо переданы.Однако, имея лишь такие представления о кране и пытаясь сконструировать его, обнаруживает ошибочность своего представления. Так, намереваясь крепить стрелу прямо к кабине, он терпит неудачу - кран обрушивается. Попытка прикрепить колеса к кабине тоже не приводит к успеху. Конструктивная деятельность открывает ребенку, что части предмета взаимосвязаны не только внешне, но и по внутренней логике самого предмета. Если предмет высокий и имеет выступающие части, то они должны быть уравновешены тяжелым основанием. Так, у крана должно быть тяжелое основание-платформа. Кран будет устойчивее, если колеса будут крепиться как можно дальше друг от друга по краям платформы.Конструктивная деятельность требует своих способов действия, своих приемов обследования и построения конструкции.Конструирование развивает умение видеть предмет, способность улавливать его назначение, позволяет получить значительно более полное представление о различных свойствах деталей, из которых этот предмет должен быть собран. Возводя постройку, ребенок начинает на опыте убеждаться, что одни детали устойчивы в любом  положении, другие- лишь в определенном, что разные сочетания деталей дают различную прочность. Трудно, например, создать прочную постройку из одних пластин, но, сочетая кубики и пластины, можно сделать прочный домик.В процессе конструирования ребенок узнает, что за определенной формой и весом деталей стоят определенные конструктивные свойства.Так, например, куб одинаково устойчив, на какую бы грань его ни поставили, а вот брусок будет устойчив лишь в том случае, если его положить на любую из боковых граней; поставленный торцом , он теряет свою устойчивость. Чтобы высокому, неустойчивому предмету придать прочность, его нужно зажать между тяжелыми деталями.Выделяют следующие типы конструктивной деятельности: 1)конструирование по образцу, 2) конструирование по условиям, 3) конструирование по замыслу.

     Конструирование по образцу.

Детям предлагают воспроизвести в своих постройках определенный предмет, который выступает в роли образца. Конструирование по образцу происходит по – разному. Простейший случай, когда при детях строят образец. Ребенок видит процесс построения домика, самолета, грузовика или другого предмета. При этом он имеет возможность хорошо выделять детали.Более сложный вид конструирования, когда ребенок смотрит на уже собранный образец. В этом случае перед ребенком встает особая задача: вычленить из собранного образца отдельные детали. Поэтому важным этапом конструирования становится  обследование образца. В процессе обследования у ребенка складывается более правильное представление о конструируемом предмете. Основной принцип обследования образца- анализ крупных, главных частей и их взаиморасположения. Так, например, если ребенок во время обследования образца не сумеет выделить его основные части(мотор, кабину, кузов, шасси), а начнет конструирование с более мелких частей, его замысел почти наверняка обречен на неудачу. Конструктивная деятельность требует от ребенка умения выделять основные части образца.Конструирование по расчлененному образцу может иметь значение только в самом начале овладения конструктивной деятельностью, когда ребенок приобретает первые навыки обследования и умение выделять основные части образца. Продолжительное конструирование по расчлененному образцу перестает в дальнейшем приносить непосредственную пользу, так как ребенок, научившись точно копировать образец, уже исчерпал конструктивную задачу.Деятельность, состоящая лишь из точного воспроизведения образца, не развивает умения творчески решать конструктивные задачи. Этой цели отвечает конструирование по целостному образцу(не расчлененному на отдельные детали), когда ребенок в результате обследования должен установить, с помощью каких деталей он сможет воспроизвести образец. Например, если ребенок получает задание построить домик из кубиков, а образец представляет склеенную из картона модель, то сама собой возникает перед ребенком задача подобрать детали, с помощью которых можно воссоздать модель.Еще большего напряжения от ребенка требует образец, данный в виде рисунка. Здесь встает задача воспроизвести на основе плоскостного изображения трехмерную конструкцию. Такая задача требует от ребенка способности увидеть за изображением реальную действительность.Таким образом, конструирование по образцу – необходимый и важный этап в развитии конструктивной деятельности ребенка. 

Конструирование по условиям.

Этот тип  конструирования имеет свою специфику: ребенок начинает строить конструкцию на основе не образца, а условий, которые обусловлены задачами игры или поставлены воспитателем.Конструирование по условиям требует от ребенка четкой организации деятельности, оно способствует развитию творчества и инициативы. Например, получая от воспитателя задание соорудить стенд для детских рисунков(при игре в выставку), ребенок одновременно должен подобрать строительный материал таким образом, чтобы сооруженный из него стенд соответствовал размерам рисунков, был вполне устойчив, а отдельные его детали были красиво подобраны по форме и цвету.Конструирование по условиям приучает малыша считаться ними, дисциплинирует деятельность ребенка. Например, получая задание обнести заборчиком четыре домика таким образом, чтобы один домик, самый большой(домик лисы), был отгорожен от остальных трех домиков, поменьше(домики гусей), ребенок понимает, что он не имеет права переставлять домики с места на место, подгоняя их расположение к строящемуся заборчику. Для ребенка заданное расположение домиков выступает как четкое условие, которому должен соответствовать будущий заборчик.Дети, хорошо освоившие способ постройки заборчиков, начинали с расстановки столбиков. У них четко проявлялись предварительные планирующие действия: они очерчивали движением руки площадь, которую нужно было огородить, размечали, где должны быть столбики, и лишь после этого устанавливали их. При этом дети часто контролировали себя и уточняли расположение столбиков.Затем между столбиками строили сам заборчик, который в большинстве случаев отмечали четкими , ровными линиями. Правильно построенный заборчик отгораживал домики гусей от домика лисы. Иногда дети отгораживали отдельным заборчиком еще и домик лисы- для надежности.Как правило, вход в дворик, где живут гуси, дети делали в дальней его части и плотно закрывали ворота. Конструирование по условиям развивает у ребенка интерес к варьированию. Дошкольнику чрезвычайно интересно, исходя из одного и того же условия, дать разные решения: по-разному огородить  домики, по-разному построить мосты через реку, построить разного типа дома. Ребенку нравится создавать целый ряд последовательно усложняющихся построек. Так, постройка высоких и низких домиков, широких и узких, длинных и коротких и т.д. формирует у детей обобщенные гибкие представления о различных типах домиков и обобщенные умения строить их. Это создает основу действительно творческого конструирования: дети легко сооружают именно домики, которые им требуются по ходу какой-либо игры, воплощают в постройках различные замыслы.Если ребенок имеет небольшой опыт конструирования и своевременно не обучался конструированию по образцу, то он, конструируя по условиям, начинает испытывать большие затруднения при сооружении построек. Когда возникает необходимость создать что-нибудь новое по заданным условиям, ребенок принимается стереотипно(привычно) воспроизводить известный ему тип постройки, мало соответствующий заданию: у него еще не сформировались обобщенные представления о типах построек и гибкие обобщенные умения создавать их.

Информация о работе Особенности конструктивной деятельности умственно отсталых детей