Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности конфликтов студенческой семьи.
Задачи исследования: 1) изучить теоретическую основу понятия конфликта; 2) выявить особенности студенческой семьи; 3) выявить типы поведения супругов в конфликтных ситуациях; 4) выявить уровни конфликтности в студенческих семьях.
Введение с.3
Словарь основных понятий с.5
1 Особенности конфликтов студенческой семьи с.6
1.1 Понятие конфликта с.6
1.1.1 Функции конфликта с.9
1.1.2 Структурные элементы конфликта с.11
1.1.3 Основные стратегии поведения в конфликте с.13
1.2 Понятие семьи с.16
1.2.1 Характеристика молодой семьи с.18
1.2.2 Характеристика студенческой семьи с.22
1.2.3 Природа конфликтов студенческой семьи с.24
2 Эмпирическое исследование особенностей проявления конфликтов в студенческих семьях. Организация и методология исследования с.28
2.1 Описание и анализ результатов с.36
2.1.1 Анализ результатов теста Томаса с.36
2.1.2 Анализ типов поведения супругов в конфликтной ситуации с.52
2.1.3 Сравнительная характеристика типов поведения в конфликтах студенческих семей
2.2 Описание и анализ результатов с.55
2.2.1 Анализ результатов уровня конфликтности с.56
2.2.2 Анализ особенностей уровня конфликтности супругов с.68
2.2.3 Сравнительная характеристика особенностей конфликта в студенческих семьях с.71
2.3 Сравнительная характеристика особенностей конфликта в студенческой
семье с.72
2.4 Выводы с.73
Заключение с.75
Список литературных источников с.76
25.
А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.
Ключ
| Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
1 |
|
|
| А | В |
2 |
|
| А |
|
|
3 | А |
|
|
| В |
4 |
|
| А |
| В |
5 |
| А |
| В |
|
6 | В |
| А |
|
|
7 |
|
| В | А |
|
8 | А |
|
|
|
|
9 | В |
|
| А |
|
10 | А |
| В |
|
|
11 |
| А |
|
| В |
12 |
|
| В | А |
|
13 | В |
| А |
|
|
14 | В | А |
|
|
|
15 |
|
|
| В | А |
16 | В |
|
|
| А |
17 | А |
|
| В |
|
18 |
|
| В |
| А |
19 |
| А |
| В |
|
20 |
| А |
| В |
|
21 |
| В |
|
| А |
22 | В |
| А |
|
|
23 |
| В | А |
|
|
24 |
|
| В |
| А |
25 | А |
|
|
| В |
26 |
| В | А |
|
|
27 |
|
|
| А | В |
28 | А | В |
|
|
|
29 |
|
| А | В |
|
30 |
| В |
|
| А |
За каждое совпадение ответа с ключом определенной стратегии поведения приписывается 1 балл. Преобладающая стратегия будет определять тип поведения человека в конфликте.
Тест уровня конфликтности
Цель: выявление уровня конфликтности.
Инструкция: вашему внимаю предлагается тест, в котором предлагается оценить себя по семи бальной шкале. Для этого в предлагаемой таблице отметьте соответствующую вашей оценке цифру.
Описание процедуры проведения
Испытуемому предлагается таблица с утверждения и со шкалой, далее следует инструкция.
Рвется в спор | 7654321 | Уклоняется от спора |
Свои доводы сопровождает тоном, не терпящим возражений | 7654321 | Свои доводы сопровождает извиняющимся тоном |
Считает, что добьется своего, если будет возражать | 7654321 | Считает, что проиграет, если будет возражать |
Не обращает внимания на то, что другие не понимают доводов | 7654321 | Сожалеет, если видит, что другие не понимают доводов |
Спорные вопросы обсуждает в присутствии оппонента | 7654321 | Рассуждает о спорных проблемах в отсутствие оппонента |
Не смущается, если попадает в напряженную обстановку | 7654321 | В напряженной обстановке чувствует себя неловко |
Считает, что в споре надо проявлять характер | 7654321 | Считает, что в споре не нужно демонстрировать своих эмоций |
Считает, что в спорах не уступают | 7654321 | Считает, что в спорах уступают |
Считает, что люди легко выходят из конфликта | 7654321 | Считает; что люди с трудом выходят из конфликта |
Если взрывается, то считает, что без этого нельзя | 7654321 | Если взрывается, то вскоре ощущает чувство вины |
Обработка результатов: соединяются отметки по баллам и стоится график. Отклонение влево от середины (цифра 4) указывает на склонность к конфликтному поведению, вправо- на умение избегать конфликтных ситуаций. Далее нужно сосчитать общее количество баллов. Сумма в 70 баллов свидетельствует об очень высокой степени конфликтности; 60 баллов – высокой; 50 – выраженной конфликтности. Сумма в 11-15 баллов говорит о склонности избегать конфликтной ситуации.
Подборка испытуемых: студенческие семье, где хотя бы один из супругов является студентом.
Исследование проводилось в Брестском государственном университете имени А.С.Пушкина. Количество студенческих семей – 40 (общее количество испытуемых – 80). Из них: 10 семей, имеющие детей и проживающие с родителями; 10 семей, имеющие детей и проживающие без родителей; 10 семей, не имеющие детей, но проживающие с родителями и 10 семей, не имеющие детей и проживающие без родителей.
§2.1 Описание анализа и результатов
2.1.1 Анализ результатов теста Томаса
I – студенческие семьи с детьми и проживающие с родителями.
1) протокол №1 (муж, 20 лет)
соперничество | сотрудничество | компромисс | избегание | приспособление |
3 | 5 | 8 | 4 | 8 |
Преобладают такие стратегии поведения, как компромисс и приспособление, так как оба получили равное количество баллов – 8. Испытуемый склонен к кооперации, т.е в своем поведении в конфликтных ситуациях он проявляет внимание к интересам другого.
Протокол №2 (жена, 20 лет)
соперничество | сотрудничество | компромисс | избегание | приспособление |
0 | 6 | 9 | 3 | 11 |
Преобладает стратегия приспособления – 11 баллов, чуть отстает компромисс – 9 баллов. Склонна к кооперации, т.е. проявляет внимание к интересам другого.
2) Протокол № 14 (муж, 22 года)
соперничество | сотрудничество | компромисс | избегание | приспособление |
6 | 6 | 6 | 6 | 5 |
В данном случае каждой из стратегий поведения отдано одинаковое количество баллов, кроме приспособления. Это свидетельствует о том, что у испытуемого в поведении не проявляется один и тот же тип поведения, он разнообразен, т.е. склонен изменяться. Такой человек может в одной и той же ситуации повести себя по-разному. Это также говорит о том, что данный испытуемый будет проявлять в своем поведении в конфликтных ситуациях как напористость, так и внимание к интересам другого человека.
Информация о работе Особенности конфликтов в студенческой семье