Особенности конфликтов в студенческой семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности конфликтов студенческой семьи.
Задачи исследования: 1) изучить теоретическую основу понятия конфликта; 2) выявить особенности студенческой семьи; 3) выявить типы поведения супругов в конфликтных ситуациях; 4) выявить уровни конфликтности в студенческих семьях.

Содержание

Введение с.3
Словарь основных понятий с.5
1 Особенности конфликтов студенческой семьи с.6
1.1 Понятие конфликта с.6
1.1.1 Функции конфликта с.9
1.1.2 Структурные элементы конфликта с.11
1.1.3 Основные стратегии поведения в конфликте с.13
1.2 Понятие семьи с.16
1.2.1 Характеристика молодой семьи с.18
1.2.2 Характеристика студенческой семьи с.22
1.2.3 Природа конфликтов студенческой семьи с.24
2 Эмпирическое исследование особенностей проявления конфликтов в студенческих семьях. Организация и методология исследования с.28
2.1 Описание и анализ результатов с.36
2.1.1 Анализ результатов теста Томаса с.36
2.1.2 Анализ типов поведения супругов в конфликтной ситуации с.52
2.1.3 Сравнительная характеристика типов поведения в конфликтах студенческих семей
2.2 Описание и анализ результатов с.55
2.2.1 Анализ результатов уровня конфликтности с.56
2.2.2 Анализ особенностей уровня конфликтности супругов с.68
2.2.3 Сравнительная характеристика особенностей конфликта в студенческих семьях с.71
2.3 Сравнительная характеристика особенностей конфликта в студенческой
семье с.72
2.4 Выводы с.73
Заключение с.75
Список литературных источников с.76

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 776.00 Кб (Скачать)

25.
А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

Ключ

 

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

 

 

 

А

В

2

 

 

А

 

 

3

А

 

 

 

В

4

 

 

А

 

В

5

 

А

 

В

 

6

В

 

А

 

 

7

 

 

В

А

 

8

А

 

 

 

 

9

В

 

 

А

 

10

А

 

В

 

 

11

 

А

 

 

В

12

 

 

В

А

 

13

В

 

А

 

 

14

В

А

 

 

 

15

 

 

 

В

А

16

В

 

 

 

А

17

А

 

 

В

 

18

 

 

В

 

А

19

 

А

 

В

 

20

 

А

 

В

 

21

 

В

 

 

А

22

В

 

А

 

 

23

 

В

А

 

 

24

 

 

В

 

А

25

А

 

 

 

В

26

 

В

А

 

 

27

 

 

 

А

В

28

А

В

 

 

 

29

 

 

А

В

 

30

 

В

 

 

А

 

За каждое совпадение ответа с ключом определенной стратегии поведения приписывается 1 балл. Преобладающая стратегия будет определять тип поведения человека в конфликте.

 

Тест уровня конфликтности

Цель: выявление уровня конфликтности.

Инструкция: вашему внимаю предлагается тест, в котором предлагается оценить себя по семи бальной шкале. Для этого в предлагаемой таблице отметьте соответствующую вашей оценке цифру.

Описание процедуры проведения

Испытуемому предлагается таблица с утверждения и со шкалой, далее следует инструкция.

Рвется в спор

7654321

Уклоняется от спора

Свои доводы сопровождает тоном, не терпящим возражений

7654321

Свои доводы сопровождает извиняющимся тоном

Считает, что добьется своего, если будет возражать

7654321

Считает, что проиграет, если будет возражать

Не обращает внимания на то, что другие не понимают доводов

7654321

Сожалеет, если видит, что другие не понимают доводов

Спорные вопросы обсуждает в присутствии оппонента

7654321

Рассуждает о спорных проблемах в отсутствие оппонента

Не смущается, если попадает в напряженную обстановку

7654321

В напряженной обстановке чувствует себя неловко

Считает, что в споре надо проявлять характер

7654321

Считает, что в споре не нужно демонстрировать своих эмоций

Считает, что в спорах не уступают

7654321

Считает, что в спорах уступают

Считает, что люди легко выходят из конфликта

7654321

Считает; что люди с трудом выходят из конфликта

Если взрывается, то считает, что без этого нельзя

7654321

Если взрывается, то вскоре ощущает чувство вины

 

Обработка результатов: соединяются отметки по баллам и стоится график. Отклонение влево от середины (цифра 4) указывает на склонность к конфликтному поведению, вправо- на умение избегать конфликтных ситуаций. Далее нужно сосчитать общее количество баллов. Сумма в 70 баллов свидетельствует об очень высокой степени конфликтности; 60 баллов – высокой; 50 – выраженной конфликтности. Сумма в 11-15 баллов говорит о склонности избегать конфликтной ситуации.

 

Подборка испытуемых: студенческие семье, где хотя бы один из супругов является студентом.

Исследование проводилось в Брестском государственном университете имени А.С.Пушкина. Количество студенческих семей – 40 (общее количество испытуемых – 80). Из них: 10 семей, имеющие детей и проживающие с родителями; 10 семей, имеющие детей и проживающие без родителей; 10 семей, не имеющие детей, но проживающие с родителями и 10 семей, не имеющие детей и проживающие без родителей. 


§2.1 Описание анализа и результатов

2.1.1 Анализ результатов теста Томаса

I – студенческие семьи с детьми и проживающие с родителями.

1) протокол №1 (муж, 20 лет)

соперничество

сотрудничество

компромисс

избегание

приспособление

3

5

8

4

8

            Преобладают такие стратегии поведения, как компромисс и приспособление, так как оба получили равное количество баллов – 8. Испытуемый склонен к кооперации, т.е в своем поведении в конфликтных ситуациях он проявляет внимание к интересам другого.

Протокол №2 (жена, 20 лет)

соперничество

сотрудничество

компромисс

избегание

приспособление

0

6

9

3

11

            Преобладает стратегия приспособления – 11 баллов, чуть отстает компромисс – 9 баллов. Склонна к кооперации, т.е. проявляет внимание к интересам другого.

2)  Протокол № 14 (муж, 22 года)

соперничество

сотрудничество

компромисс

избегание

приспособление

6

6

6

6

5

В данном случае каждой из стратегий поведения отдано одинаковое количество баллов, кроме приспособления. Это свидетельствует о том, что у испытуемого в поведении не проявляется один и тот же тип поведения, он разнообразен, т.е. склонен изменяться. Такой человек может в одной и той же ситуации повести себя по-разному. Это также говорит о том, что данный испытуемый будет проявлять в своем поведении в конфликтных ситуациях как напористость, так и внимание к интересам другого человека.

Информация о работе Особенности конфликтов в студенческой семье