Особенности конфликтов в студенческой семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности конфликтов студенческой семьи.
Задачи исследования: 1) изучить теоретическую основу понятия конфликта; 2) выявить особенности студенческой семьи; 3) выявить типы поведения супругов в конфликтных ситуациях; 4) выявить уровни конфликтности в студенческих семьях.

Содержание

Введение с.3
Словарь основных понятий с.5
1 Особенности конфликтов студенческой семьи с.6
1.1 Понятие конфликта с.6
1.1.1 Функции конфликта с.9
1.1.2 Структурные элементы конфликта с.11
1.1.3 Основные стратегии поведения в конфликте с.13
1.2 Понятие семьи с.16
1.2.1 Характеристика молодой семьи с.18
1.2.2 Характеристика студенческой семьи с.22
1.2.3 Природа конфликтов студенческой семьи с.24
2 Эмпирическое исследование особенностей проявления конфликтов в студенческих семьях. Организация и методология исследования с.28
2.1 Описание и анализ результатов с.36
2.1.1 Анализ результатов теста Томаса с.36
2.1.2 Анализ типов поведения супругов в конфликтной ситуации с.52
2.1.3 Сравнительная характеристика типов поведения в конфликтах студенческих семей
2.2 Описание и анализ результатов с.55
2.2.1 Анализ результатов уровня конфликтности с.56
2.2.2 Анализ особенностей уровня конфликтности супругов с.68
2.2.3 Сравнительная характеристика особенностей конфликта в студенческих семьях с.71
2.3 Сравнительная характеристика особенностей конфликта в студенческой
семье с.72
2.4 Выводы с.73
Заключение с.75
Список литературных источников с.76

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 776.00 Кб (Скачать)


1

 

Курсовая работа

Особенности конфликтов в студенческой семье

 

 

                                               

                                             

 

Содержание

Введение                                                                                                                                      с.3

Словарь основных понятий                                                                                                       с.5

1 Особенности конфликтов студенческой семьи                                                                    с.6

1.1 Понятие конфликта                                                                                                   с.6

            1.1.1 Функции конфликта                                                                                   с.9

            1.1.2 Структурные элементы конфликта                                                        с.11

            1.1.3 Основные стратегии поведения в конфликте                                       с.13

1.2 Понятие семьи                                                                                                         с.16

           1.2.1 Характеристика молодой семьи                                                            с.18

            1.2.2 Характеристика студенческой семьи                                                     с.22

            1.2.3 Природа конфликтов студенческой семьи                                            с.24

2 Эмпирическое исследование особенностей проявления конфликтов в студенческих семьях.  Организация и методология исследования                                                              с.28

2.1     Описание и анализ результатов                                                                           с.36                                                                    

2.1.1         Анализ результатов теста Томаса                                                        с.36

2.1.2         Анализ типов поведения супругов в конфликтной ситуации         с.52

2.1.3         Сравнительная характеристика  типов поведения в конфликтах студенческих семей

2.2     Описание и анализ результатов                                                                           с.55

2.2.1         Анализ результатов уровня конфликтности                                      с.56

2.2.2         Анализ особенностей уровня конфликтности супругов                   с.68

2.2.3         Сравнительная характеристика особенностей конфликта в студенческих семьях                                                                             с.71

2.3   Сравнительная характеристика особенностей конфликта в студенческой

семье                                                                                                                         с.72

           2.4 Выводы                                                                                                                    с.73

Заключение                                                                                                                                с.75

Список литературных  источников                                                                                        с.76

Приложение

 

 

 

Введение

Большинство молодых людей вступают в брак после нескольких месяцев знакомства. Вступая в брак, они находятся во власти сентиментальных, романтических представлений, не зная правил и закономерностей супружеской жизни. Как правило, это студенты.

Студенческая семья – достаточно сложный и еще мало изученный объект исследований.

Студенческая семья представляет собой супругов, которые учатся на дневном отделении, или хотя бы один из них. Как правило, это люди, имеющие возраст до 28 лет, могут иметь, а могут и не иметь детей.  Малый опыт семейной жизни вызывает множество противоречий, нерешенных вопросов, и если с этим не умеешь справляться, то в последующем все это может перерасти в конфликт. В предупреждении и преодолении семейных конфликтов очень многое зависит от искусства общения в семье, основу которого составляет стремление сгладить назревающий семейный конфликт, а не разжигать его. Умение воспринимать супруга таким, какой он есть, видеть в нем прежде всего положительное, не выпячивать его недостатки, преувеличивая их значение, стремление видеть источник своего раздраженного состояния прежде всего в себе самом, а не в супруге. Очень важно позволить себе опуститься до оскорбительных выражений по отношению в близкому к тебе человеку. Хочется вспомнить и совет французской писательницы М. Скюдери: «Вступающие в брак должны смотреть во все глаза до свадьбы и держать их полузакрытыми после».

Сама по себе «природа конфликтов студенческой семьи» не получила должной разработки как в отечественной педагогике и психологии, так и в зарубежной. Следовательно, вопрос о особенностях конфликтов в студенческой семье требует массу исследований, работ, поскольку знаний в науке по этой теме недостаточно.

Таким образом, объектом исследования является студенческая семья.

Предмет исследования: особенности конфликтов в студенческой семье.

Цель исследования: изучить особенности конфликтов студенческой семьи.

Задачи исследования: 1) изучить теоретическую основу понятия конфликта; 2) выявить особенности студенческой семьи; 3) выявить типы поведения супругов в конфликтных ситуациях; 4) выявить уровни конфликтности в студенческих семьях.

Гипотеза исследования: в студенческой семье основной стратегией поведения в конфликтной ситуации является компромисс, члены таких семей склонны к конфликтам.

Метод исследования: диагностический.

Методики исследования: тест Томаса, тест уровня конфликтности.

 

 

 


Словарь основных понятий

Конфликт – это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Семья – это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Студенческая семья – это семья, в которой оба или один из супругов является студентом высшего либо средне-специального учебного заведения.

Стратегия поведения – это план поведения или действий, сознательный набор операций для решения некоторой проблемы или достижения определенной цели.

Соперничество – это стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество – это участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересам обеих сторон.

Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

Избегание – это отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Приспособление – это принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Супружеский конфликт – это столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации.

 

 

 

 

Глава 1. Особенности конфликтов студенческой семьи

§1.1 Понятие конфликта

Что такое конфликт, знают все. И у большинства людей это слово вызывает малоприятные ассоциации. Люди, как правило, пытаются быстрее «выбраться» из него, и делают они это привычными для себя способами. Каждый решает этот вопрос, исходя из своих представлений о конкретной конфликтной ситуации и ее действующих лицах, о своих целях и целях своих оппонентов, о том, что можно и надо делать, а что делать нельзя и т.д.

В 20 веке слово «конфликт» имеет широкую область применения: «семейный конфликт», «конфликт с сослуживцами», «социальный конфликт», «конфликтная комиссия» и т.д. В латинском языке conflictus означает «столкновение». Современный «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова объясняет слово «конфликт» как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Конфликт – это широкий термин, активно эксплуатируемый в психологии, социологии, других науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (возражающих) или даже столкновение самих оппонентов. Сложности точного определения конфликта связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием самих конфликтов. Были предприняты попытки выделить ряд обязательных признаков конфликта: 1) биполярность противостоящих тенденций как носитель противоречия; 2) активность, направленная на преодоление противоречия; 3) субъектность (наличие носителей, выразителей конфликта). Имеются многочисленные типологии, которые отражают разнообразие форм конфликта (и вполне могут комбинироваться). Самая общая дихотомия вычленяет 2 неравновеликие группы конфликта: интрасубъектные, или интрапсихические (конфликты с самим собой) и интерсубъектные (в которых конфликт всегда происходит между субъектами — как представителями групп или как отдельными индивидами). Так же выделяют внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты [16].

Конфликты представляет собой особую разновидность межличностных отношений. Они определяются как отношения между людьми, при которых они испытывают друг к другу неприязнь, стремятся не сблизиться, а, напротив, разойтись, не могут жить и работать вместе. При взаимодействии и общении друг с другом между конфликтующими людьми возникают трудноразрешимые противоречия, которые со временем обостряются.

От конфликтных следует отличать такие отношения, при которых между людьми имеются разногласия и даже противоречия, но тем не менее они не стремятся обострить и разорвать свои личные и деловые отношения, а имеющиеся между ними недоразумения и противоречия стараются разрешить. [13]

Причины конфликтов между людьми могут быть объективные и субъективные. Объективные причины конфликтов относятся к обстоятельствам, не зависящим от людей, а субъективные связаны с ними самими. Субъективными причинами могут стать несовпадение ценностей, интересов, потребностей, черт характера, т.е. психологические различия в индивидуальных особенностях людей, при которых они оказываются несовместимыми друг с другом. Сами по себе психологические различия редко приводят к конфликтам между людьми… Причиной может быть личные неблагоприятные отношения между людьми.[7]

А.Я Анцупов и А.И Шипилов проанализировали 52 определения конфликта и пришли к выводу, что в большинстве их них присутствуют указания на противоречия и столкновения. И как следующий шаг, были выделены инвариантные признаки конфликтов, т.е. признаки, обязательно встречающиеся в различных трактовках конфликта:

1) биполярность как противостояние двух начал;

2) активность, направленная на преодоление противоречия, которую называют противодействием, столкновение и т.д.;

3) носитель конфликта.

Некоторые ученые выделяют и четвертый признак: конфликту присущи эмоции, разнообразные переживания. Но этот признак можно и не выделять, так как он всегда будет присутствовать в конфликте. Трудно представить какое-либо противоречие между сторонами без сопровождения эмоций.

Конфликт всегда рассматривается как особая форма взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействиях (по мнению А.Е Кудрявцева). Специфика социально-психологического угла зрения на конфликт заключается в одновременном анализе двух составляющих: конфликтной ситуации и ее представленности в сознании участников.

Противоположность конфликта – это согласие, сплоченность, мир. Жить в мире и согласии легко, просто, удобно.[8]

Таким образом, можно сделать вывод, что конфликт – это возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанные с острыми эмоциональными переживаниями.

 


1.1.1 Функции конфликта

Л. Козер в книге «Функции социальных конфликтов» различает два типа общества – закрытое (ригидное, унитарное) и открытое (плюралистическое). Общества первого типа расколоты на два враждебных класса, конфликт между которыми подрывает общественное согласие и грозит разрушить социальный порядок. В обществах второго типа существует множество конфликтов между различными слоями и группами, но имеются социальные институты, оберегающие общественное согласие и обращающие энергию конфликтов на пользу обществу. Это возможно потому, что социальные конфликты могут выполнять двоякого рода функции – негативные (деструктивные) и позитивные (конструктивные).

Информация о работе Особенности конфликтов в студенческой семье