Особенности эмоционально-личностной сферы подростков, рожденных путем кесарева сечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Введение
В настоящее время операция кесарево сечение становится всё популярнее. Но хоть одна будущая мать задумывалась всерьез о том, как эта операция повлияет на дальнейшее развития малыша, на отношение самой матери к своему чаду? Безусловно, об этом не думает ни одна мать, которая идет на операцию по собственному желанию, по собственному выбору, а если хоть

Содержание

Введение
Глава 1. История кесарева сечения
1.1 История развития кесарева сечения
1.1.1 Зарубежная история.
1.1.2 Отечественная история.
Глава 2. Связь естественных родов с кесаревым сечением
2.2 Понятие естественных родов
2.2.1 Важнейшие факторы при родах
2.2.2 Основные моменты, связанные с появлением ребенка на свет путем оперативного вмешательства
2.3 Эмоциональное состояние матери после операции
2.3.1 Исследование влияния кесарева сечения на восприятие матерью ребенка
Глава 3. Психологические особенности детей и подростков, рожденных путем кесарева сечения.
3.1 Трудности детей, рожденных путем кесарево сечение
3.1.1 Помощь детям в преодолении последствий кесарева сечения
3.1.2 Матрицы С. Грофа в процессе родов
3.1.3 Отличия подростков, рождённых путём кесарева сечения от подростков, рождённых естественным путём.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

10 05 24 Курсовая КС.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

      Вторая матрица.  Но однажды все изменяется. Уютный домик начинает активно выталкивать своего временного поселенца на свет Божий. Этот период называется схваточным и "записывается" во вторую матрицу. Конечно, малыш реагирует на происходящие изменения — его не покидает растущее чувство тревоги, страха и надвигающейся опасности. Если мама помогает крохе — расслабляется, разговаривает с ним, поглаживает животик — период схваток не усугубляет негативные ощущения.

      Третья матрица связана с прохождением родовых путей. Малыш борется за жизнь, и, собрав все свои силы, пытается быстрей выбраться на волю.

И ему это удается! После напряженно работы следует мгновенное облегчение и расслабление, что непременно фиксируется в

      Четвертую матрицу. Первый крик, касание мамы, признание друг друга, благодарность миру за свершившееся чудо … Запись закончена! Теперь начинается новая жизнь!

Казалось бы, все позади, и не важно, как протекали роды, ведь малыш уже рядом с мамой и ничто не может нарушить эту идиллию. Однако специалисты обращают наше внимание на то, что в будущем сформировавшиеся матрицы будут регулировать многие процессы — стиль поведения, характер эмоций, отношение к другим людям, а также уровень психического и физического здоровья человека.

Например, первая матрица влияет на процесс принятия важных решений, вторая определяет поведение на этапе реализации проекта и при возникновении первых трудностей, связанных с ним. Третья матрица формирует целеустремленность, достижение поставленных человеком целей, четвертая определяет способность взрослого человека получать удовольствие от достигнутой цели, радоваться за себя, дает ощущение самодостаточности и полноценности.

3.1.3 Отличия подростков, рождённых путём кесарева сечения от подростков, рождённых естественным путём.

Если принимать во внимание гипотезы ученых-психоаналитиков, допускающих наличие существенных психологических различий между рожденными кесаревым сечением и естественным путем, то в скором времени общество ожидают важные изменения социально-психологического характера.

Доля рожденных путем кесарева сечения с каждым годом становится все существеннее. Если 10 лет назад оно применялось в единичных случаях, то сегодня это одна из самых распространенных операций, которая не только планируется врачами по медицинским показаниям, но и добровольно избирается женщинами просто по косметическим соображениям. В связи с этим, значительный процент взрослого населения в недалеком будущем могут составить люди, рожденные с помощью кесарева сечения. Клинические впечатления позволили С. Грофу предположить некоторые психологические особенности подростков, миновавших ситуацию прохождения через родовые пути, это:

      открытость духовному измерению опыта;

      сниженная выносливость из-за отсутствия ощущений от столкновения с препятствием при появлении на свет и, как следствие — неподготовленность к будущим превратностям жизни;

      несформированность ощущения собственного места в мире и неспособность предугадать действия окружающих.

      характерным должно быть также желание брать (ведь для них мир — питающая утроба, которая должна обеспечивать все необходимое);

      при достижении цели — требовать большее, а при отказе — демонстрировать уязвимость и тенденцию к психологической изоляции.

Таким образом, по мнению С. Грофа, в основе жизненного стиля рожденных путем кесарева сечения — неспособность к сопротивлению, достижению цели, борьбе, что выражается в череде беспорядочных чрезмерных требований и обиженных уходов.[7]

Изучение свойств темперамента с помощью методики ОСТ В.М.Русалова показало, что всем исследованным подросткам, независимо от того, как они появились на свет, свойственная высокая социальная эргичность, социальная эмоциональность и низкая пластичность.

Определение свойств темперамента (ОСТ) по В.М.Русалову

Методика ОСТ включает 105 вопросов на 8 шкал, характеризующие свой­ства темперамента, и применяется при работе с людьми старше 16-ти лет. Испытуемый дает ответы на вопросы в форме утверждений "да" и "нет", дру­гие ответы не допускаются.

Основные шкалы, используемые в опроснике В.М.Русалова

Энергичность (эргичность) может быть рабочей и социальной и отражает степень активности, которую проявляет человек в общении с людьми, либо в практической работе.

Пластичность может быть тоже предметной и социальной, отражает лег­кость переключения с выполнения одного вида деятельности на другой, либо изменение поведения в общении с разными людьми.

Темп также может быть предметным и социальным, отражает скорость выполнения отдельных действий, операций и движений.

Эмоциональность может быть предметной и социальной, отражает склонность человека эмоционально реагировать на различные события, свя­занные с практической деятельностью или общением с другими людьми.

Инструкция. Предлагается ответить на 105 вопросов в форме утвер­ждения "да" или "нет". Постарайтесь дать первый ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро и точно, не задумываясь. Помните, что нет "плохих" или "хороших" ответов.[8]

В то же время, на этом фоне у группы «кесарят» показатели социальной эмоциональности (высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении) и социального темпа (темп речи) была достоверно выше, а эргичности (потребность в освоении предметного мира) и эмоциональности (ощущение неуверенности, тревоги, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам) — достоверно ниже, чем у подростков контрольной группы.

Таким образом, предметный мир, по сравнению с миром людей, затрагивал рожденных путем кесарева сечения меньше. Выполняя тест Люшера, «кесарята» достоверно чаще, чем подростки контрольной группы, выбирали в качестве предпочитаемого серый цвет, что не соответствует аутогенной норме. Это также может свидетельствовать об их пассивности в познавательной деятельности, тенденции отгородиться от внешних воздействий, освободиться от обязанностей, а также о неосознаваемом желании ограничить сферу общения, отойти от социальных контактов вследствие заострения социальной эмоциональности, опустошенности и усталости. Отчасти это может быть связано с необходимостью постоянного самоконтроля и рефлексии при выраженной потребности в общении. По методике УСК у всех исследованных подростков была отмечена тенденция к экстернальности, однако если профиль учащихся контрольной группы располагался в пределах низких, то профиль «кесарят» — в пределах средних значений. Это показывает, что обычные школьники ощущают большее давление среды и поэтому меньше способны контролировать разные сферы своей жизнедеятельности. Может быть, рожденные путем кесарева сечения не так боятся жить самостоятельно, потому что не «напугались» при рождении? Или их больше оберегали, оказывали на них меньшее давление, помня, каким необычным путем они появились на свет и считая более слабыми и болезненными? Косвенно это подтверждают результаты применения Hand-теста, согласно которым «кесарята» меньше склонны к открытому проявлению агрессивного поведения и тенденция к директивности у них также менее развита.[1]


Заключение

 

В результате проведенной работы по теме «Особенности эмоционально-личностной сферы подростков, рождённых путём кесарево сечение» я пришла к следующим выводам:

1.      Во-первых, необходимо в течение всей беременности стараться максимально следить за собой, следовать рекомендациям врача, насколько это возможно. Всё это только пойдет во благо матери и её будущему малышу.

2.      Во-вторых, не стоит идти на операцию лишь по тем причинам, чтобы не мучиться во время родов (не мучить ни себя, ни ребёнка). Ведь, если задуматься, все эти муки и трудности придуманы природой и придуманы не с проста, чтобы лишний раз принести трудности маме и малышу – это всё только во благо им обоим. Но бывают случаи, и они не редко встречаются, когда будущей матери абсолютно противопоказаны естественные роды (по различным физическим отклонениям, к примеру, в здоровье и много другого). В этом случае, да, безусловно, другого выхода, к сожалению нет. Конечно, потом в дальнейшем и малышу, и маме, возможно, и придется сложно. Операция кесарево сечения может повлиять на развитие ребенка и не с лучшей стороны. И наконец, те же самые швы, которые остаются после операции – их то женщины и не одобряют больше всего.

3.      И, наконец, хочу отметить то, что, не считая различного вида противопоказаний к естественным родам у женщин, очень важную роль играет работа акушеров и гинекологов, которые ведут всю беременность и принимают потом роды. Не редко врачи совершают огромные ошибки, за которые, мать и ребенок расплачиваются потом всю жизнь.

Изучив тему своей курсовой работы, я, помимо этого узнала и поняла, что совершенно необязательно то, что если ребенок, который появился на свет путем кесарево сечения, который потом станет подростком, то он не приспособится в этом мире, ему будет сложно. Бывают случаи, когда происходит всё с точностью и наоборот. Взять, к примеру, всем известного Юлия Цезаря - римского политического  деятеля и полководца (упомянутого в начале работы), он родился не естественным путем, но добился в то же время не малого. Отсюда, можно сделать небольшой вывод о том, невозможно предугадать и предвидеть то, как распорядится природа с тем или иным кесаревым ребенком или с естественно рожденным.

 


Список литературы

1.     Беременность и роды. Кесарево сечение: показания, противопоказания, кормление грудью после кесарева сечения - Ваше здоровье. Альтернативные безлекарственные методы лечения и профилактики заболеваний. Что делать, если врач далеко? Как быстро избавиться от боли? Ответы на эти и другие часто задаваемые вопросы. - URL:http://www.about-health-care.com/pregnancy_page/cesar.html

2.     Горелова Л.Е. Страницы истории «кесарева сечения». - Русский Медицинский Журнал. № 19, 2008 г. Мать и дитя. Акушерство и гинекология. Специальный номер. - URL:http://www.rmj.ru/articles_6101.htm

3.      Кесарево сечение -URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Кесарево_сечение#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F

4.     Кесарево сечение в цифрах и фактах. - Клуб любящих мам Карапуз.KZ. -URL:http://karapuz.kz/pages_out.php?cid=59

5.     Кесарята - МЕГАМЕДПОРТАЛ.РУ - URL:http://megamedportal.ru/article/kesarjata.html

6.     Кесарята больше болеют -URL:http://medportal.by/novosti/kesaryata-bolshe-boleyut.html

7.     Кошелева Е.А., психолог областного медицинского колледжа, г. Омск; Никольская И.М., кандидат психол. наук . "Кесарята". Психологические особенности подростков, рожденных путем кесарева сечения. - Психологическая газета № 10(25) 1997 г. - URL:http://www.psymama.ru/articles/koshelova1.html

8.     Моисеева О.Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей лично­сти. Часть 1.Психодиагностика темперамента: Учеб. пособие. -Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2002. - 52 с.

9.     Оден  Мишель «КЕСАРЕВО СЕЧЕНИЕ: Безопасный выход или угроза будущему?»: Международная школа традиционного акушерства; Москва; 2006. URL:http://lib.aldebaran.ru/author/oden_mishel/oden_mishel_kesarevo_sechenie_bezopasnyi_vyhod_ili_ugroza_budushemu

10. Психологические новости. Исследование влияния кесарева сечения на восприятие матерью ребенка -URL:http://psyjournals.ru/psynews/d8844.shtml

11. Ребенок после кесарева. Уход за кесарятами -URL:http://www.malyshdoma.ru/index.php/stati-po-tematikam/vospitanie-i-psihologija/182-2009-04-06-14-18-31.html

32

 



Информация о работе Особенности эмоционально-личностной сферы подростков, рожденных путем кесарева сечения