Особенности формирования воспитательной системы современной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: заключается в выявлении основных особенностей формирования воспитательной системы современной школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики.
2. Выявить сущность понятия «воспитательная система школы».
3. Изучить процесс формирования воспитательной системы школы.
4. Определить общие формы воспитания в современной школе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты методики воспитания……………………..5
1.1.Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики………………………………………………………………………5
1.2.Личность ребенка в воспитательном процессе……………………….....12
Глава 2. Формирование и развитие воспитательной системы современной школы…………………………………………………………………………..21
2.1.Понятие о воспитательной системе………………………………………21
2.2.Системы и структуры воспитательного процесса……………………….25
2.3.Общие формы организации воспитания………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………..…36
Список использованной литературы………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Копия Тула.doc

— 632.50 Кб (Скачать)

- как и в любом  воспитательном мероприятии, учитывать возрастные особенности детей, особенности класса, уровень развития.

Формы проведения классного  часа могут быть различными: этическая  беседа, диспут, дискуссия, встреча  с интересным человеком, игра-путешествие, защита фантастических проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, концерт «Ромашка», КВН, музыкальная викторина и т. д.Классный час чаще всего проводит классный руководитель или творческая группа (старшие классы). Он беседует с учащимися,  знакомит их с литературным материалом, выявляет и анализирует общественное мнение классного коллектива по отдельным вопросам. Иногда классные часы проводят учащиеся в форме обсуждения текущих вопросов жизни класса, обзора газет и журналов по определенной теме и т. д. Классные часы не должны быть похожи один на другой.Основное требование - активное участие всех учащихся. Проведению классного часа предшествует большая практическая деятельность. Нередко она продолжается и после него. Отдельные учащиеся или группы учащихся выполняют поручения, связанные с темой классного часа (собирают материал, оформляют стенды, альбомы и т. д.). Такое проведение классного часа сочетается с другими формами воспитательной работы.

Наиболее распространенная форма проведения классного часа –этические беседы. В педагогической литературе этическая беседа определяется и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков сверстников и для выработки нравственных взглядов, суждений, оценок, и как форма разъяснения школьникам норм и принципов, осмысления обобщения нравственного опыта школьников. Этическая беседа выступает в реальном воспитательном процессе и как форма этического просвещения, и как метод нравственного воспитания.

Этические беседы получили широкое распространение в школьной практике. Ценным материалом для этических бесед могут служить факты из жизни школы, класса, произведений художественной литературы, высказывания педагогов, ученых, статьи из газет и журналов и т. п. Целесообразно привлекать учащихся к сбору материала для бесед.

Этическая беседа выступает как одна из традиционных форм воспитания. Главное назначение - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения на основе полученных знаний. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.Беседы бывают групповые и индивидуальные, а также программные (система бесед по правилам культуры поведения, правилам для учащихся и т.д.). Беседы могут быть также эпизодические, связанные со сложившейся в коллективе ситуацией.

Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедутивным. Основные этапы проведения этических  бесед:

- сообщение фактов  о поведении учащихся, взятых  из жизни или привлечение ярких  отрывков из художественных произведений;

- объяснение приведенных фактов и их анализ при активном участии школьников;

-обсуждение конфликтных  ситуаций;

- обобщение фактов;

- мотивация и формирование  нравственного правила;

- применение усвоенных  понятий при оценке своего  поведения и поведения других  людей.

Содержание этических бесед и методика их проведения во многом зависит от возраста учащихся. Так, например, в начальных классах в беседах затрагивается небольшой круг доступных для учащихся вопросов, приводятся яркие примеры из художественной литературы, из просмотренных передач, из окружающей жизни. Этические беседы с учащимися начальных классов чаще всего проводятся индуктивным путем, когда учащимся раскрываются яркие факты, которые содержат в себе определенные нравственные образцы. Уже в З - 4 классах некоторые темы этических бесед можно проводить и дедуктивным путем, т. е. идти от определения понятия к фактам и соответствующим выводам.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Тема данной курсовой работы - «Особенности формирования воспитательной системы современной школы». В  работе были рассмотрены теоретические аспекты методики воспитания, выделены особенности формирования воспитания современной школы.

Воспитательная система  — группа компонентов социальной действительности, обеспечивающих духовное и нравственное становление и  творческое развитие личности. В практике современной школы чаще всего фигурируют две системы: система дидактическая, охватывающая учебную деятельность школьников и методическую работу учителей, и система воспитательной работы, под которой обычно понимается система внеучебных воспитательных мероприятий. Во многих случаях они проникают друг в друга, и именно при интеграции систем наблюдается наиболее интенсивный процесс формирования личности школьника. Ядром воспитательной системы является воспитательный коллектив. Это своеобразное единство двух коллективов — педагогического и ученического.

Формирование  воспитательной системы школы — сложный, длительный процесс, требующий и подбора  руководящего персонала, и педагогических кадров, и длительной работы с родительской общественностью, и с самими учащимися.На основе анализа существующего опыта можно сформулировать следующие признаки гуманистической воспитательной системы в школе:

1. Наличие в школе  «малой» т.е. собственной концепции  воспитания, отражающей ее настоящее  и будущее и принятой как педагогами, так и учащимися.

2. Здоровый образ жизни  коллектива.

З. Ориентация на общечеловеческие ценности.

4. Событийный характер  больших коллективных дел.

5. Наличие «зон свободного  развития».

6. Оформление школы  по принципу «И стены воспитывают».

7. Включенность среды  в школу и школы в среду.

8. Разумное разрешение  возникающих конфликтов за счет  внутренних сил.

9. Гуманистический характер  межличностных отношений детей  взрослых: взаимное доверие, доброжелательность  в коллективе учреждения.

10. Внимательность, доброжелательность, стремление помочь товарищам,  и посторонним людям; чувство  принадлежности к коллективу  школы, ощущение защищенности  и комфорта.

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. В педагогической литературе обычно дается классификация форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся. С учетом этого раскрываются такие формы:

1) фронтальная, или  массовая, работа;  2) групповая, или  кружковая, работа (с постоянным или меняющимся составом учащихся);  3) индивидуальная работа.Имеются попытки классифицировать формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методики воспитательного воздействия. При такой классификации формы воспитания подразделяются на такие группы:

1) словесные формы  (собрания, лекции, доклады, читательские  конференции, диспуты, встречи,  устные журналы, беседы и т.п.);                    2) практические (походы, экскурсии,  конкурсы, занятия кружков и т.п.);         3) наглядные формы (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.).

Основная и, пожалуй, единственная форма «воспитательной работы» - классный час - постепенно утратила признаки коллективно-воспитательного мероприятия. При всех недостатках коллективистского воспитания, они, тем не менее, давали одну из немногих возможностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока.  Незаметно воспитательная работа переместилась в сферу работы с семьей на родительских собраниях. Но потребность в общении между учениками, как и потребность в обращении учеников к учителю как к старшему, помогающему товарищу, сохранилась. Поэтому классный час продолжает оставаться одной из важнейших форм организации фронтальной воспитательной работы. Иногда в педагогической литературе и в школьной практике эту форму называют час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя. Главное - обеспечить целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу. Классный час заранее включается в школьное расписание и проводится еженедельно в определенный день недели. Он не является дополнительным уроком. Время его проведения строго не регламентировано. На классном часе преобладает свободная форма общения учителя с учащимися. Тематика заранее намечается в планах классных руководителей. Но иногда проводятся классные часы, не предусмотренные планом. Они посвящены текущим событиям, чрезвычайным происшествиям в классе, стране, городе. Формы проведения классного часа могут быть различными: этическая беседа (наиболее распространенная форма), диспут, дискуссия, встреча с интересным человеком, игра-путешествие, защита фантастических проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, концерт «Ромашка», КВН, музыкальная викторина и  т. д.

Важнейшие ценности, обычно называемые при различных опросах  в числе первых, являются, несомненно, плодом воспитания: справедливость, личное достоинство, трудолюбие, чувство долга  и др. Мы считаем, что хотя обучение и  воспитание — две неразрывных грани педагогического процесса, необходим приоритет нравственного развития над интеллектуальным. Необходимо уяснить до предела простую истину, что всякий урок в школе должен учить, развивать, воспитывать. В первом приближении о качестве урока можно судить по тому, что унес ребенок домой в тетради, в голове, в дневнике и, главное, в сердце.

 

Список использованной литературы

 

  1. Маркова А.К., Манис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М., 1990.
  2. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ.высш.учеб.завед., обучающихся по пед.спец: В 2кн.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- Кн.1. Общие основы. Процесс обучения.- 574 с.: ил.
  3. Подласый И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов.- К., 1998.
  4. Психология и педагогика/Сост. А.А. Радугин.- М., 1996.
  5. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя.- М., 1999.
  6. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества.- М., 1990.
  7. Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред.Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.

Информация о работе Особенности формирования воспитательной системы современной школы