Особенности формирования воспитательной системы современной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: заключается в выявлении основных особенностей формирования воспитательной системы современной школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики.
2. Выявить сущность понятия «воспитательная система школы».
3. Изучить процесс формирования воспитательной системы школы.
4. Определить общие формы воспитания в современной школе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты методики воспитания……………………..5
1.1.Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики………………………………………………………………………5
1.2.Личность ребенка в воспитательном процессе……………………….....12
Глава 2. Формирование и развитие воспитательной системы современной школы…………………………………………………………………………..21
2.1.Понятие о воспитательной системе………………………………………21
2.2.Системы и структуры воспитательного процесса……………………….25
2.3.Общие формы организации воспитания………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………..…36
Список использованной литературы………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Копия Тула.doc

— 632.50 Кб (Скачать)


 

                                                                                        ®

ТУЛЬСКИЙ  ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И  ИНФОРМАТИКИ     

Негосударственная образовательная  организация 

высшего профессионального образования  некоммерческое партнерство


 

                                                  

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На  тему:  Особенности формирования воспитательной системы современной школы

 

 

 

 

                                          

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретические  аспекты методики воспитания……………………..5

1.1.Воспитание как общественно-исторический  процесс и предмет педагогики………………………………………………………………………5

1.2.Личность ребенка  в воспитательном процессе……………………….....12

Глава 2. Формирование и  развитие воспитательной системы современной  школы…………………………………………………………………………..21

2.1.Понятие о воспитательной  системе………………………………………21

2.2.Системы и структуры  воспитательного процесса……………………….25

2.3.Общие формы организации  воспитания………………………………….29

Заключение…………………………………………………………………..…36

Список использованной литературы………………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение

 

Воспитание — это  формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы. Оно готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки. Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачи нравственные. Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности.        

Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку  человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как «мир человека», как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть фокусом своего выбора и своих поступков отношение к другим людям. С этих, позиций становится совершенно неприемлемым утилитарный подход к воспитанию в советский период, когда заслугой школы считалось то, что ее выпускники отправлялись работать на пустующие, оборудованные рутинной техникой рабочие места предприятий. Отсюда и вытекали заказанные государством профориентационные задачи воспитания.

 Решая гуманитарные  задачи, воспитание подводит личность  к осознанию своей уникальности  — специфичности существа, обладающего  свободной волей и ответственностью; существа, которое может выступить  причиняющей силой. Поведение  этой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку обретает другую ипостась — это отношение к самому себе.

Для того, чтобы понять глубинный смысл воспитания, следует  воспитать нравственность, ибо, не сделав этого, невозможно будет обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности.

Проблема решения воспитательных задач была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой  занимаются педагоги, психологи, учителя, методисты. Эта проблема заинтересовала и нас.

Практическая значимость и актуальность данной проблемы определили выбор темы курсовой работы «Особенности формирования воспитательной системы современной школы».

Объект  исследования: воспитательная система современной российской школы.

Предмет исследования: структура и формы воспитательной системы современной школы.

Цель  исследования: заключается в выявлении основных особенностей формирования воспитательной системы современной школы.

Задачи  исследования:

1. Проанализировать воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики.

2. Выявить сущность понятия «воспитательная система школы».

3. Изучить процесс формирования воспитательной системы школы.

4. Определить общие формы воспитания в современной школе.

В работе используются следующие  методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение результатов экспериментальной работы);

Данная курсовая работа состоит из вступления, двух разделов, выводов и списка использованной  литературы. Во введении представлена тема работы, ее цель и гипотеза, методы, структура и значимость исследования. Первый раздел посвящен теоретическим аспектам методики воспитания. Во втором разделе рассматриваются особенности формирования воспитания современной школы. В заключении работы мы делаем выводы из проведенного исследования.

Данная курсовая работа может быть рекомендована для  использования в работе учителей начальных классов, для ознакомления студентов педагогических учебных  заведений, а также для сравнения  с другими результатами при дальнейших исследованиях в этой области.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ

    1. Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики

 

Слово «теория» происходит от греческого «исследую». Применительно  к педагогике исследуемые величины должны дать представление о ценностях, целях, принципах, содержании воспитания и обучения, о критериях их оценки. Эти параметры определяют структуру педагогической теории.       

Прежде чем рассматривать  воспитание как предмет педагогики, небезынтересно познакомиться с различными воззрениями на это понятие. В учебнике Н. И. Болдырева «Методика воспитательной работы в школе», по которому занималось не одно поколение советских студентов, дается следующее определение: «Воспитание- это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов» [8;171].  С позиций  деятельности  дает определение и вышедший в свет в 1985  году  «Краткий психологический словарь». Правда, его определение дано с заметным «привкусом» идеологии: «Воспитание - это деятельность диалектико - материалистического мировоззрения, высокой морали, глубокой идейности, общественной активности, творческого отношения к действительности, высокой культуры труда и поведения» [8;171].

Изданный на три года позже «Краткий педагогический словарь  пропагандиста» рассматривает воспитание уже не как деятельность, а как  процесс: «Воспитание – объективно- закономерный процесс подготовки людей к трудовой или иной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций» [8;171]. С таких же позиций определил воспитание и известный педагог- гуманист В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы»: «Воспитание в широком смысле- это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления» [8;172].       

Л.Н. Толстой, немало внесший  в формирование отечественной педагогики, определял воспитание как воздействие: «Воспитание есть воздействие на сердцах тех, кого мы воспитываем… Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки» [8;172].       

О том, что воспитание- это искусство совершенствования  человеческой души, писал Иммануил Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы» [8;172].       

Есть и еще одна точка зрения, высказанная Г. Нойцер в учебнике «Педагогика», вышедшем под редакцией Ю. К. Бабанского в 1984 году: «Воспитание- это усвоение общественнозначимого социального опыта» [8;173].

То есть, в педагогике есть несколько определений категории  «воспитание», но нет общепризнанного. Признание получило и определение  Х. Й. Лийметса, согласно которому воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности. Оно весьма близко к определению А. В. Мудрика и коренным образом отличается от до сих пор распространенного в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого усилиями педагогов воспитательного процесса является обучение- передача подрастающему поколению определенных знаний, умений и навыков.

Воспитание - процесс  всеобщий. Все жизненное пространство, в котором развивается, формируется и реализует свое природное назначение человек, пронизано воспитанием.       

Воспитание- процесс объективный. Оно не зависит от меры его признания, от терминологических споров и конъюнктурных  метаний. Это реальность человеческого бытия.        

Воспитание- процесс многомерный. Его большая часть связана  с социальной адаптацией, с саморегуляцией каждой личности. В тоже время другая его часть осуществляется с помощью  педагогов, родителей, воспитателей. Воспитание, конечно же, отражает особенности конкретной исторической ситуации, общее состояние всей государственной, в т.ч. образовательной системы. Оптимальный путь к успеху- гуманистическая воспитательная система.

Таким образом, воспитание — это и сложный процесс  освоения  духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки — педагогика.       

Еще Аристотель в четвертом  веке до н.э. утверждал: «Едва ли кто-нибудь будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с  исключительным вниманием к воспитанию молодежи… Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом...

Должны существовать законы, касающиеся воспитания, и оно  должно быть общим. Нельзя оставлять  невыясненным,  что вообще представляет собой воспитание и как оно  должно осуществляться… (Аристотель «Политика»).       

В этой мысли Аристотеля воспитание рассматривается как  процесс преемственности культуры нации. В Древних Афинах обучение не было обязательным, хотя в пятом  в. до н. э. в период Пелопонесской  войны афиняне гордились, что  среди них нет ни одного неграмотного. Но воспитание рассматривалось как долг родителей по отношению к детям. Платон даже высказал мнение, что дети свободны от каких-либо обязательств перед родителями, если те не заботились об их образовании. Платон считал, что деятельность воспитателя необходимо подчинить строгому широкому контролю:      

«Страж законов должен быть у нас зорким: он должен очень  заботиться о воспитании детей, исправлять их характер и всегда направлять их ко благу согласно законам» (Платон «Законы»).       

Коллективное обучение в Древнем Риме началось в третьем веке. до н.э. Квинтилиан, теоретик и практик античной педагогики, открыл в Риме первую государственную школу и стал получать ежегодное вознаграждение от государства — из казны императора Веспасиана.  В римском обществе обсуждались не только вопросы содержания и организации обучения, но и подобающих методов воспитания. Т.е. воспитание рассматривалось как важнейшая сфера государственной деятельности.

Екатерина II Великая ввела, помимо специального, общее воспитание, готовящее человека к гражданскому общежитию. Это воспитание должно было, по словам В. О. Ключевского, «сосредоточиться» на разработке нравственного чувства и находиться в руках самого государства. Такие мысли. Императрица высказала потом в своем «Наказе». Вместе с президентом Академии художеств И.И. Бецким  она задумала целую систему «воспитательных училищ», которая должна была густой сетью покрыть всю Россию.       

И в наши дни  все  цивилизованные страны имеют Законы об о6разовании. Россия — не исключение из этих правил. Но если в Японии поставлен вопрос о всеобщем высшем образовании, в США обязательным является среднее, то в России теперь является обязательным всего лишь 9-классное. К сожалению, в России наших дней ценность образования значительно снизилась. И неудивительно: мы сталкиваемся с безнравственностью на улицах, в общественном транспорте, предприятиях торговли, органах милиции, в судах, прокуратуре, наконец, в правительстве и даже Думе.       

Важнейшие ценности, обычно называемые респондентами в числе первых, являются, несомненно, плодом воспитания: справедливость, личное достоинство, трудолюбие, чувство долга и др. Однако здесь же возникает дискуссия: каким должно быть воспитание, какие приоритеты должны быть в современной школе -  нравственное воспитание или интеллектуальное развитие ребенка?      

В работе «Два воспитания»  В.О. Ключевский высказал по этому поводу почти безапелляционное мнение: «Образование составляется из воспитания и обучения, но эти составные образовательные  процессы  легче разграничиваются в психологическом анализе, чем в педагогической практике» [8;179].       

По В.О. Ключевскому  только образовательная, а не ремесленная  школа может служить продолжением начального воспитания, которое обязана  давать каждая семья. «Дети, как взрослые, воспитываются интересным трудом. Поэтому воспитание и образование по существу тождественны: подлинное образование воспитывает человека, и другого способа воспитания нет» — пишет А.И. Фет в статье «Может ли образование быть Товаром?»       [8;180].Несколько противопоставляет образование воспитанию К.М. Бехтерев: «Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность» [8;181]. Мы считаем, что хотя обучение и  воспитание — две неразрывных грани педагогического процесса, необходим приоритет нравственного развития над интеллектуальным. В педагогике термин «воспитание» употребляется в трех смыслах:       

Информация о работе Особенности формирования воспитательной системы современной школы