Особенности формирования воспитательной системы современной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: заключается в выявлении основных особенностей формирования воспитательной системы современной школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики.
2. Выявить сущность понятия «воспитательная система школы».
3. Изучить процесс формирования воспитательной системы школы.
4. Определить общие формы воспитания в современной школе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты методики воспитания……………………..5
1.1.Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики………………………………………………………………………5
1.2.Личность ребенка в воспитательном процессе……………………….....12
Глава 2. Формирование и развитие воспитательной системы современной школы…………………………………………………………………………..21
2.1.Понятие о воспитательной системе………………………………………21
2.2.Системы и структуры воспитательного процесса……………………….25
2.3.Общие формы организации воспитания………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………..…36
Список использованной литературы………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Копия Тула.doc

— 632.50 Кб (Скачать)

1.В широком социальном, когда воспитание рассматривается  как общественное явление, как процесс формирования личности учащегося под влиянием всей социальной окружающей действительности. При этом ведущую роль играют воспитательные силы общества, его социальные институты, общественные организации, средства массового воздействия.

2. В широком педагогическом, когда имеется в виду учебно-воспитательный процесс в системе специальных учебно- воспитательных учреждений. Школа  изучает социальную среду и влияет на среду через человека - детей, родителей, педагогов. В этом функция оздоровления социума школой.       

3. В узком педагогическом, когда имеется в виду собственно  воспитательная работа, проводимая  с учащимися конкретного учебного  заведения. Это является предметом  изучения в вузе, где студенты  познают методику формирования  взглядов и убеждений, черт и поведения личности.

Необходимо уяснить  до предела простую истину, что  всякий урок в школе должен учить, развивать, воспитывать. В первом приближении  о качестве урока можно судить по тому, что унес ребенок домой  в тетради, в голове, в дневнике и, главное, в сердце. О воспитательном значении урока говорил еще патриарх системной педагогики Ян Амос Коменский. Он считал, что учить надо всех: мальчиков и девочек, богатых и бедных, начальствующих и подчиненных, тупых и умных. На вопрос «Зачем?», ответ был следующим.       

Женщина должна быть образованной, так как через ее руки проходит все человечество; тупые - кувшин без  дна: сколько не мой, дна не приобретет, но чистым будет; одаренные — ум столько может набрать дурного, что много может натворить; начальствующие- чтобы хорошо руководили; подчиненные - чтобы разумно подчинялись; богатые- без мудрости это свиньи, откормленные отрубями; бедные - без мудрости это ослы, вынужденные таскать тяжести. Таким образом, ведущие мотивы образования кроются вовсе не в интеллектуальном развитии личности.

Анализируя педагогику прошлого и современных цивилизаций, легко выявить 3 различных подхода  к образованию:

Каждая цивилизация  порождала новый тип школы. Меняется тип мышления - меняется тип школы (Библер). Но в любой цивилизации школы – ученик - это будущий:

  • родитель;
  • гражданин;
  • личность;
  • работник.

Педагогика в целом (включая и обучение) изучает процесс  становления личности:

  • что влияет;
  • что способствует;
  • какие методические пособия существуют;
  • каковы программное обучение и воспитание;
  • как меняется личность;
  • какой результат достигнут.

 

 

1.2.Личность  ребенка в воспитательном процессе

 

Воспитание с философской  точки зрения есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых воспитательных задач, итогом — изменение психологических характеристик личности.       

Задача воспитания —  организовать взаимодействие, которое  бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств  условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т.е. параметров актуальных и окристаллизованных отношений между людьми.       

Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как «мир человека», как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть фокусом своего выбора и своих поступков отношение к другим людям. Решая гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего свободной волей и ответственностью; существа, которое может выступить причиняющей силой. Поведение этой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку обретает другую ипостась — это отношение к самому себе.         

Воспитание — это  формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы. Оно готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки. Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачи нравственные. Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности. Решение этой задачи — глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности.       

С этих, позиций становится совершенно неприемлемым утилитарный подход к воспитанию в советский период, когда заслугой школы считалось то, что ее выпускники отправлялись работать на пустующие, оборудованные рутинной техникой рабочие места предприятий. Отсюда и вытекали заказанные государством профориентационные задачи воспитания.

 Гуманистическое воспитание  личности предполагает иное —  формирование способности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию,  субъектом и движущей силой  которого является сама личность.     

Уже в этих установках присутствует личность воспитанника. «Введение» личности воспитанника в модель воспитания не проходит бесследно для его логики. Личность воспитанника — творец самой себя. В механизмах гуманистического воспитания она выступает действенной силой. Задача стимулировать ее активность есть основная цель гуманистического воспитания.       

Формирование целостной, всесторонне развитой личности —  цель воспитания. При описательном подходе к изучению личности личность характеризуется как совокупность определенных качеств: ответственности, доброты, деловой активности, вежливости, галантности, эмпатии, корректности, предупредительности честности, порядочности…       

Разные авторы называют разные качества, и у разных людей  ядро личности получается различным. Некоторые  педагоги и психологи на различных этапах развития ребенка выделяют различные ядра личности. Однако нужно выделять не качества, а процессы, протекающие в личности:

• самопознание;

• самовыражение;

• самоутверждение;

• самоопределение;

• самореализация;

• саморегуляция.       

Образ ребенка, образ  человека — эти понятия пока отсутствуют  в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый образ, идеал  школьника, а не действительный образ. Каждый учитель видит образ ребенка  только через его отношение к  учению, т.е. образ ребенка-ученика. Мы видим в ребенке не субъект воспитания, а объект. Надо же видеть личность, субъект воспитания, который невозможен без описанных выше шести свойств личности.       

Эта проблема настолько  важна, что в западных странах  возникло движение антипедагогов, которые хотят защитить ребенка о любых воспитательных функций. По их мнению, учитель должен дружить с детьми, но не воспитывать. У них есть антипедагогичекий образ ребенка и антипедагогическая модель человека. Ребенок якобы сам чувствует, что ему нужно. Он якобы не является объектом воспитательного воздействия. Антипедагогическая ассоциация в Австрии называется «дружба с детьми» Несмотря на всю привлекательность названия, многое в ее деятельности является сомнительным. С точки зрения этой ассоциации, воспитание — это образ жизни, целенаправленное воздействие взрослых на детей, сотрудничество, насилие, разрушающее личность ребенка.       

Нашим же педагогам ближе  всего идея воспитания как воздействие  взрослых на детей.       

Воспитание — это жизнетворчество. Воспитание — это процесс идентификации личности. Если придерживаться такой позиции, не возникнет никаких разногласий. Не может быть единых рецептов воспитания.

Основные функции воспитания:

1. Сохранение, передача  и воспроизводство культуры.

2. Обеспечение исторического  процесса смены поколений, т.е.  социализация личности. Социализация  — это обеспечение вхождения  ребенка в жизнь (мы ведь  нередко готовим маргиналов —  людей, не вписывающихся в общество).

3. Развитие творческого  потенциала личности, защита к охране ребенка.

Эти функции можно  сформулировать короче: 1. созидательно-культурная

2. социализации и адаптации;3. человекообразующая.

Таким образом, от воспитательных функций школу освободить нельзя.

Несмотря на недостатки марксовой концепции человека, как объектной концепции, отрицать ее полностью тоже нельзя. Многое в этой концепции до конца еще не прочитано. Да и лучше Маркса человека как социализированное существо еще никто не описал.

Концепция биосоциального человека воплощается в способности воздействия человека на обстоятельства (окружающую жизнь) и человека, т.е. личность авторитарную. Ведь такой человек все время борется с обстоятельствами. Авторитарная личность — это порождение нашего массового воспитания.

В 1956 г. в США были выполнены исследования, вылившиеся в книгу  Т. Адорно «Авторитарная личность» Согласно его утверждениям, авторитарная личность — это личность конвенциальная опирающаяся на нормативы, правила, конвенции и другие документы и не допускающая никаких отклонений от них. Эта личность делит людей на «своих и чужих». Она негативно относится к инакомыслию и национальным меньшинствам; постоянно нуждается в сильном лидере, наделяет его только положительными чертами и держит его вне критики. Она характеризуется неразборчивостью (конформизмом) в области сексуальных отношений, повышенным интересом в сфере власти, косностью. Т.е. это личность, подавляемая и сама склонная к подавлению. Это типичный «хомосоветикус»

Концепция религиозного человека формирует личность аскетическую, чуждую радостям, но целеустремленную.

Концепция психоаналитическая ведет к личности, способной осознать, что происходит с человеком, перейти  от бессознательного к сознательному. Т.е. формируется личность культурная, сознательная, рефлективная. Рефлективность — это способность к раздумьям, к самоанализу.

Даже этот неполный прогноз  дает представление о том, как  важно выбрать концептуальный подход в воспитании. И. Кант разделил вопрос «Что такое человек?» на три составляющие: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что смею надеяться?». Сопоставляя различные концепции человека, нетрудно заметить, что на вопросы «В чем смысл жизни?», «В чем истина?», «В чем спасение человека?» большинство из них отвечают: «В культуре и  Боге».

Обозревая все изыски образа человека и помня, что мы работаем не в христианской, а в светской школе, можно придти к выводу, каковы главнейшие цели воспитания. Несомненно, мы должны быть причастны к концепции человека культуры.

Древнейшие модели человека культуры описаны в трудах Платона и Конфуция.

Конфуций (Кун-цзы) жил с 551 по 479 гг. до н.э. Написал древне-китайскую философию, «Изречения», «Афоризмы», «Мысли мудрых людей». Он считал, что нравственный принцип начинается в отношениях между мужем и женой, но пронизывает всю Вселенную и завершается лишь в глубинах ее. Основные элементы конфуцианства:

• Жень — благоволение к окружающим, великодушие.

• Цзюнь-цзы — идеальный  нравственный характер, «благородный муж».

• Ли — принцип взаимного  уважения и почтения.

• Дэ — нравственная сила примера без применения насилия воспитание ума и характера.

• Вэн — признание  силы искусства.

Платон (427—347 до н.э.), описывал совершенную добродетеля, видел  в ней 4 рода: разумение, справедливость, мужество и здравомыслие. Способности  он тоже видел в четырех вариантах: ум, телоумение воевать и иметь богатство, умение творить и терпеть. В целом, говоря о человеке, Платон делил данные ему блага на душевные и телесные. Душевные — это справедливость, разумение, множество, здравомыслие и прочее подобное. Телесные блага — красота, хорошее сложение, здоровье, сила. Обобщая эти модели, можно так сформулировать черты, определяющие древнейший образ человека культуры:

• глубокое и длительное образование;      

 • развитые способности;       

• истинная нравственность в поступках и жизни;       

• забота о своей закалке  и физическом здоровье;       

• умение управлять людьми (у Конфуция, например, особо были        сформулированы 5 качеств для государственного управленца).

В дальнейшем, по мере зарождения религий, эту модель дополнило новое качество — духовность (религиозность), а в Средние век по мере формирования цехов и специализации производства, — профессиональная подготовленность,

В ХХ веке в нашей стране произошло катастрофическое разрушение этой модели. Вначале она стала делиться на 2 части, и стали говорить:  «Человек культурный — это человек образованный + специалист». К 30-м годам первая часть стала угасать. Постепенно дошли до того, что человек культурный — это образованный специалист. К началу Великой Отечественной войны в сознании нашего общества твердо укрепилось, что человек культурный — это «специалист» (и даже короче — «спец»).

Информация о работе Особенности формирования воспитательной системы современной школы