Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 01:35, курсовая работа
Цель исследования: заключается в выявлении основных особенностей формирования воспитательной системы современной школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики.
2. Выявить сущность понятия «воспитательная система школы».
3. Изучить процесс формирования воспитательной системы школы.
4. Определить общие формы воспитания в современной школе.
Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты методики воспитания……………………..5
1.1.Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики………………………………………………………………………5
1.2.Личность ребенка в воспитательном процессе……………………….....12
Глава 2. Формирование и развитие воспитательной системы современной школы…………………………………………………………………………..21
2.1.Понятие о воспитательной системе………………………………………21
2.2.Системы и структуры воспитательного процесса……………………….25
2.3.Общие формы организации воспитания………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………..…36
Список использованной литературы………………………………………….39
Как нам уже известно, применив соответствующие критерии выделения (обособления), можно получить различные системы и структуры. Критериев, по которым можно выделять и анализировать системы в воспитательном процессе множество, Наиболее известны в современной теоретической педагогике модели систем процесса воспитания, построенные по критериям: целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий протекания процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяёмых мётодов, форм воспитательной деятельности, этапов (стадий) развития процесса времени и многих других. Рассмотрим некоторые из них.
По целевому критерию
структура воспитательного
1. целостное формирование
личности с учетом цели
2.формирование нравственных
качеств личности на основе
общечеловеческих ценностей,
3. приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
4. воспитание жизненной
позиции, соответствующей
5. развитие склонностей,
способностей и интересов
6.организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
8.организацию личностной
и социально ценной, многообразной
деятельности, стимулирующей формирование
обусловленных целью
9.развитие важнейшей
социальной функции личности
— общения в изменяющихся услов
Следующая структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий — последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса.
Осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения — важный этап процесса воспитания. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. Многие воспитательные системы, в частности русская дореволюционная, данному этапу уделяли или уделяют мало внимания, полагая, что особенно разъяснять воспитанникам что, зачем и почему не следует: подрастут — поймут сами. Необходимо без промедления приступать к действию — формированию заданного поведения. И чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с применением телесных наказаний) быстро справит положение и приведет к желаемым результатам. Отечественная послереволюционная школа, как теперь выяснилось, наоборот, склонялась к гиперболизации данного этапа, отдавала предпочтение словесным методам воспитания в ущерб следующим этапам, требующим действия.
Знания должны перейти в убеждения — глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения — это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата. Приведем простой пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. По тему же не все делают это? Не убеждены. Воспитание остановилось на первом этапе — знания, не достигнув следующего — убеждения.
Формирование чувств — еще один непременный и очень важный компонент воспитательного процесса. Без человеческих эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.
Но, конечно, главный этап воспитательного процесса — деятельность. Обособленно мы выделяем этот этап только в теоретически очищенных моделях. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.
Следующая структура основана также на выделении последовательных этапов процесса, но уже по другому критерию — связи и зависимости между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса:
а) проектирование процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания;
б) организация материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности;
в) регулирование
межличностного общения и его
коррекция в процессе основных
видов деятельности
г) контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений, неудач.
В качестве критерия для
выделения этапов воспитательного
процесса можно применить и
2.3.Общие формы организации воспитания
Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Они весьма подвижны, динамичны. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей, особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания. Форма организации воспитания - очень широкое и емкое понятие. Оно применяется для обозначения реальных процессов, связанных с организацией воспитательной деятельности. Если рассматривать формы организации воспитания в самом общем виде, то они отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками, а также отношения в детском коллективе в процессе воспитания. В зависимости от того, как они складываются и какую позицию занимают воспитатели и воспитанники, процесс воспитания принимает те или иные организационные формы.
Понятие форма (от латинского - наружный вид, внешнее очертание) означает “способ организации и способ существования, выражения содержания предмета, процесса, явления”. Форма организации воспитания - это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников. Понятие форма организации воспитания употребляется в широком и узком смысле. С учетом этого следует подходить и к классификации форм организации воспитания. В широком понимании формы организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. В таком понимании правомерно говорить о воспитании в процессе обучения как об одной их форм организации воспитания, о внеклассной и внешкольной воспитательной работе и о семейном воспитании как о важных формах организации воспитания.При такой классификации форм организации воспитательной деятельности имеются в виду не отдельные, разовые мероприятия, а весь процесс воспитания.В педагогической литературе обычно дается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: участвует ли в воспитательном процессе весь класс, отдельные ученики, небольшие группы учащихся. С учетом этого раскрываются такие формы:
1) фронтальная, или массовая, работа;
2) групповая, или кружковая, работа (с постоянным или меняющимся составом учащихся);
3) индивидуальная работа.
Это наиболее распространенная и вместе с тем научно обоснованная классификация. Она раскрывает такие организационные формы, в которых находят отражение отношения воспитателей и воспитанников в процессе воспитания, формы их общения.
Имеются попытки классифицировать формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методики воспитательного воздействия. При такой классификации формы воспитания подразделяются на такие группы:
1) словесные формы (собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);
2) практические (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков и т.п.);
3) наглядные формы
(выставки художественного
Т.А. Ильина предлагает рассматривать формы как общие (универсальные): лекции, конкурсы, вечера, праздники и т.д. и специальные, имеющие определенную специфику: формы эстет трудового, нравственного и т.п. характера [ ; ].
Основная и, пожалуй, единственная
форма «воспитательной работы» -
классный час - постепенно утратила признаки
коллективно-воспитательного
Вторая отличительная особенность - в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференциации средств ее достижения. В переводе на обыденный язык это означает различные пути решения общей задачи для отдельных членов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.
Третья особенность - необходимость учета стремления определенного количества участников объединения к общей цели, обусловленного осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других.
Четвертая особенность - задача воспитателя (учителя, руководителя) рассматривается как ненасильственная и незаметная организация условий для становления таких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.
Классный час продолжает оставаться одной из важнейших форм организации фронтальной воспитательной работы. Иногда в педагогической литературе и в школьной практике эту форму называют час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя. Главное - обеспечить целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу. Классный час заранее включается в школьное расписание и проводится еженедельно в определенный день недели. Он не является дополнительным уроком. Время его проведения строго не регламентировано. Он может продолжаться 20-30 минут, а иногда и более часа. Все зависит от характера и назначения, от возраста учащихся, от формы проведения. На классном часе преобладает свободная форма общения учителя с учащимися. Тематика заранее намечается в планах классных руководителей. Но иногда проводятся классные часы, не предусмотренные планом. Они посвящены текущим событиям, чрезвычайным происшествиям в классе, стране, городе.Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, нотаций. Опытные классные руководители стремятся к тому, чтобы ученики не чувствовали, что их в данный момент воспитывают, классный час- час общения.Классный час - это одно из звеньев системы воспитательной работы. Если в классе хорошо организована жизнь и деятельность коллектива, существуют демократические отношения у учителя с учениками, то классные часы организованы интересно. Классный руководитель перед проведением классного часа решает ряд задач:
- определить тему и форму;
- выбрать место и время проведения;
- составить план подготовки и проведения классного часа,
- вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников;
- распределить задания между творческими группами и отдельными участниками;
Информация о работе Особенности формирования воспитательной системы современной школы