Особенности формирования воспитательной системы современной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: заключается в выявлении основных особенностей формирования воспитательной системы современной школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики.
2. Выявить сущность понятия «воспитательная система школы».
3. Изучить процесс формирования воспитательной системы школы.
4. Определить общие формы воспитания в современной школе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты методики воспитания……………………..5
1.1.Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики………………………………………………………………………5
1.2.Личность ребенка в воспитательном процессе……………………….....12
Глава 2. Формирование и развитие воспитательной системы современной школы…………………………………………………………………………..21
2.1.Понятие о воспитательной системе………………………………………21
2.2.Системы и структуры воспитательного процесса……………………….25
2.3.Общие формы организации воспитания………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………..…36
Список использованной литературы………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Копия Тула.doc

— 632.50 Кб (Скачать)

Как нам уже известно, применив соответствующие критерии выделения (обособления), можно получить различные системы и структуры. Критериев, по которым можно выделять и анализировать системы в воспитательном процессе множество, Наиболее известны в современной теоретической педагогике модели систем процесса воспитания, построенные по критериям: целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий протекания процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяёмых мётодов, форм воспитательной деятельности, этапов (стадий) развития процесса времени и многих других. Рассмотрим некоторые из них.

По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупности (последовательность) задач, на решение которых направлен  процесс. В условиях современной отечественной школы процесс воспитания направлен на:

1. целостное формирование  личности с учетом цели всестороннего,  гармонического развития личности;

2.формирование нравственных  качеств личности на основе  общечеловеческих ценностей, социально  ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

3. приобщение школьников  к общественным ценностям в  области науки, культуры, искусства;

4. воспитание жизненной  позиции, соответствующей демократическим  преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

5. развитие склонностей,  способностей и интересов личности  с учетом ее возможностей и  желаний, а также социальных  требований;

6.организацию познавательной  деятельности школьников, развивающей  индивидуальное и общественное сознание;

8.организацию личностной  и социально ценной, многообразной  деятельности, стимулирующей формирование  обусловленных целью воспитания  качеств личности;

9.развитие важнейшей  социальной функции личности  — общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

Следующая структура  основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий — последовательность этапов, через  которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса.

Осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения  — важный этап процесса воспитания. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. Многие воспитательные системы, в частности русская дореволюционная, данному этапу уделяли или уделяют мало внимания, полагая, что особенно разъяснять воспитанникам что, зачем и почему не следует: подрастут — поймут сами. Необходимо без промедления приступать к действию — формированию заданного поведения. И чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с применением телесных наказаний) быстро справит положение и приведет к желаемым результатам. Отечественная послереволюционная школа, как теперь выяснилось, наоборот, склонялась к гиперболизации данного этапа, отдавала предпочтение словесным методам воспитания в ущерб следующим этапам, требующим действия.

Знания должны перейти  в убеждения — глубокое осознание  именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения — это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении  взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата. Приведем простой пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. По тему же не все делают это? Не убеждены. Воспитание остановилось на первом этапе — знания, не достигнув следующего — убеждения.

Формирование чувств — еще один непременный и очень  важный компонент воспитательного  процесса. Без человеческих эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

Но, конечно, главный этап воспитательного процесса — деятельность. Обособленно мы выделяем этот этап только в теоретически очищенных моделях. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

Следующая структура  основана также на выделении последовательных этапов процесса, но уже по другому  критерию — связи и зависимости  между компонентами, обеспечивающими  эффективность протекания процесса:

а) проектирование процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания;

б) организация материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности;

 в) регулирование  межличностного общения и его  коррекция в процессе основных  видов деятельности воспитанников; 

г) контроль и подведение итогов, установление соотношения между  полученными и запланированными результатами, анализ достижений, неудач.

В качестве критерия для  выделения этапов воспитательного  процесса можно применить и последовательность педагогических действий. Тогда в  структуре появляются следующие  компоненты: 1) ознакомление е общими нормами и требованиями; 2) формирование отношений, 3) формирование взглядов и убеждений; 4) формирование общей направленности личности. На начальном этапе; как и в предыдущих моделях, школьники уясняют требуемые понятия, нормы и правила. Затем формируется отношение ребят к предлагаемым им нормам и правилам поведения. В основе формирования отношения — осознания необходимости (неизбежности) овладеть нормами правилами. Это сопоставление и осмысление ведет к выработке суждений типа справедливо — несправедливо, хорошо — плохо, полезно — бесполезно. Более высокая форма их развития — убеждение. Наиболее верный путь формирования убеждений и укрепления их — создание ситуаций, в которых нужно проявить свою позицию. Наконец, формирование обшей направленности личности, заключающее весь процесс, — это вы работка устойчивой привычки поведения, которая становится нормой. Система привычных действий, поступков постепенно переходит в черту характера, свойства личности.

 

2.3.Общие формы  организации воспитания

 

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Они весьма подвижны, динамичны. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей, особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания. Форма организации воспитания - очень широкое и емкое понятие. Оно применяется для обозначения реальных процессов, связанных с организацией воспитательной деятельности. Если рассматривать формы организации воспитания в самом общем виде, то они отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками, а также отношения в детском коллективе в процессе воспитания. В зависимости от того, как они складываются и какую позицию занимают воспитатели и воспитанники, процесс воспитания принимает те или иные организационные формы.

Понятие форма (от латинского - наружный вид, внешнее очертание) означает “способ организации и способ существования, выражения содержания предмета, процесса, явления”. Форма  организации воспитания - это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников. Понятие форма организации воспитания употребляется в широком и узком смысле. С учетом этого следует подходить и к классификации форм организации воспитания. В широком понимании формы организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. В таком понимании правомерно говорить о воспитании в процессе обучения как об одной их форм организации воспитания, о внеклассной и внешкольной воспитательной работе и о семейном воспитании как о важных формах организации воспитания.При такой классификации форм организации воспитательной деятельности имеются в виду не отдельные, разовые мероприятия, а весь процесс воспитания.В педагогической литературе обычно дается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: участвует ли в воспитательном процессе весь класс, отдельные ученики, небольшие группы учащихся. С учетом этого раскрываются такие формы:

1) фронтальная, или  массовая, работа;

2) групповая, или кружковая,  работа (с постоянным или меняющимся  составом учащихся);

3) индивидуальная работа.

Это наиболее распространенная и вместе с тем научно обоснованная классификация. Она раскрывает такие организационные формы, в которых находят отражение отношения воспитателей и воспитанников в процессе воспитания, формы их общения.

Имеются попытки классифицировать формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методики воспитательного воздействия. При такой классификации формы воспитания подразделяются на такие группы:

1) словесные формы  (собрания, лекции, доклады, читательские  конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);

2) практические (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков  и т.п.);

3) наглядные формы  (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические  стенды и т.п.). Такая классификация  имеет в виду прежде всего проведение разовых воспитательных мероприятий.

Т.А. Ильина предлагает рассматривать  формы как общие (универсальные): лекции, конкурсы, вечера, праздники  и т.д. и специальные, имеющие определенную специфику: формы эстет трудового, нравственного и т.п. характера [ ; ].

Основная и, пожалуй, единственная форма «воспитательной работы» - классный час - постепенно утратила признаки коллективно-воспитательного мероприятия. Все дальше от современных школьников уходят классные часы, на которых не только решались проблемы успеваемости, но и проводились мероприятия по «направлениям воспитания»: эстетическому, политическому, нравственному и т.д. Как правило, они проводились “фронтально”, были адресованы всему коллективу. При всех недостатках коллективистского воспитания, они, тем не менее, давали одну из немногих возможностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока.Как это обычно бывает в периоды резких переломов, вместе с водой всплеснули и ребенка. Воспитательная работа с учениками оказалась выдворенной вместе с поднадоевшими ‘мероприятиями’. Незаметно она переместилась в сферу работы с семьей на родительских собраниях. Но потребность в общении между учениками, как и потребность в обращении учеников к учителю как к старшему, помогающему товарищу, сохранилась. Следовательно, не до конца еще изгнанный классный час может и должен послужить решению воспитательных задач. Правда, на совершенно ином организационном и содержательном уровне.Что же может заменить коллектив как цель, средство и форму воспитания? Очевидно то, что объединение детей для воспитания и обучения - неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в будущем. Уйти от нее нельзя не только потому, что нет средств для индивидуализации образования, а потому, что объединение  в различных формах  всегда выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы с учеником. Преимущества объединений уже рассматривалось нами. В основе отличия - гуманистический подход к объединению, где главная ценность - интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это не парадоксально, именно благодаря этому обеспечивающие общий успех объединения, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели.

Вторая отличительная  особенность - в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференциации средств ее достижения. В переводе на обыденный язык это означает различные пути решения общей задачи для отдельных членов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.

Третья особенность - необходимость учета стремления определенного количества участников объединения к общей цели, обусловленного осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других.

Четвертая особенность - задача воспитателя (учителя, руководителя) рассматривается как ненасильственная и незаметная организация условий для становления таких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.

Классный час продолжает оставаться одной из важнейших форм организации фронтальной воспитательной работы. Иногда в педагогической литературе и в школьной практике эту форму называют час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя. Главное - обеспечить целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу. Классный час заранее включается в школьное расписание и проводится еженедельно в определенный день недели. Он не является дополнительным уроком. Время его проведения строго не регламентировано. Он может продолжаться 20-30 минут, а иногда и более часа. Все зависит от характера и назначения, от возраста учащихся, от формы проведения. На классном часе преобладает свободная форма общения учителя с учащимися. Тематика заранее намечается в планах классных руководителей. Но иногда проводятся классные часы, не предусмотренные планом. Они посвящены текущим событиям, чрезвычайным происшествиям в классе, стране, городе.Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, нотаций. Опытные классные руководители стремятся к тому, чтобы ученики не чувствовали, что их в данный момент воспитывают, классный час- час общения.Классный час - это одно из звеньев системы воспитательной работы. Если в классе хорошо организована жизнь и деятельность коллектива, существуют демократические отношения у учителя с учениками, то классные часы организованы интересно. Классный руководитель перед проведением классного часа решает ряд задач:

- определить тему и  форму;

- выбрать место и  время проведения;

- составить план подготовки  и проведения классного часа,

- вовлечь в процесс  подготовки и проведения как  можно больше участников;

- распределить задания  между творческими группами и  отдельными участниками;

Информация о работе Особенности формирования воспитательной системы современной школы