Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:06, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретический аспект становления и развития межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать экспериментальные методы исследования становления и развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать межличностные отношения детей 6-7 лет в группе детского сада.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей.
Введение…………………………………………………………………………2
I. Формирование межличностных отношений детей 5-6 лет в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..5
1.1. Проблемы в формировании межличностных отношений детей в детском коллективе………………………………………………………………………..5
1.2. Становление межличностных отношений детей дошкольного возраста. 9
1.3. Влияние совместной деятельности детей дошкольного возраста на становление и развитие взаимоотношений детей 5-6 лет …………………...13
1.4. Использование методов изучения межличностных отношений………..16
II. Изучение формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………..25
2.1. Исследование становления межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………25
2.2. Методы развития межличностных отношений детей 6-7 лет………….29
2.3. Анализ развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе……………………………….34
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………...37
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к играющим, предлагает сначала внимательно посмотреть друг на друга, особое внимание обратив на цвет волос партнеров. Затем – поменяться местами так, чтобы крайним справа оказался партнер, у кого самые светлые волосы, рядом с ним – у кого потемнее и т.д. Крайним слева играющие должны посадить того, у кого самые темные волосы. Основное условие игры – никаких шумных обсуждений.
«Выбери партнера».
Ход игры. Сидя по кругу, играющие молча- глазами- выбирают себе партнера, но так, чтобы никто этого не заметил. На счет «три» (его ведет взрослый) партнеры подбегают друг к другу и берутся за руки. Если с первого раза игра не складывается, дети возвращаются на исходную позицию. Воспитатель следит, чтобы пары менялись.[4]
Так же с детьми были проведены подвижные игры, эстафеты. Наблюдая за мальчиками и девочками, сделала вывод, что в основном партнером в играх девочки выбирают девочек, а мальчики – мальчиков.
Во время прогулок, организовывая наблюдения, трудовую деятельность, игры, старалась задействовать всех детей. Трудность была в том, что дети, которые оказались «изолированными» очень редко посещали детский сад, поэтому другие дети не всегда хотели сразу принимать их в свои игры.
Во время занятий дети данной группы стараются помочь друг другу, что-то подсказать, не смеются над неудачей другого.
По моей просьбе дети нарисовали рисунки на тему « Мои друзья в группе» (Приложение 1).
Каждому ребенку был дан лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Мною было предложено нарисовать детей своей группы. После того, как рисунки были закончены, детям было предложено рассказать о том, кого они изобразили на рисунке.
Анализ результатов:
В результате наблюдения выявила избирательное отношение детей друг к другу.
Витя Б. изобразил на рисунке двух детей, себя и Диану, Диану нарисовал первой – она для него более значима. В рисунке нет черного цвета, что говорит о хорошем эмоциональном состоянии ребенка, о положительных взаимоотношениях. Широкий размах рук – стремление действовать, большие глаза у обоих – говорят о тревожности и беспокойстве. Ступни ног – это свидетельствует о надежности положения в группе.. У них нет шеи, это говорит о еще не сложившейся связи между сферой контроля и влечений. Основной синий цвет – надежность положения в группе.
Кристина Б. изобразила на рисунке трех девочек: себя ,Юлю и Диану. Сначала нарисовала себя с поднятыми вверх руками. Прорисованы все мелкие детали, цвета обозначают положительные эмоции. У всех длинные шеи, что говорит о высоком положении в группе. Короткие руки подруг свидетельствуют о чрезмерном родительском контроле над детьми.
Юля Е. Нарисовала своих подруг- Диану и Кристину. Прорисованы все мелкие детали. Цвета, которые выбраны для рисунка означают положительные эмоции и хорошие взаимоотношения между девочками.
Наташа К. нарисовала себя и Сашу М. на детской площадке. Большая голова у Наташи говорит о приписывании себе большого ума. В рисунке присутствует много коричневого цвета – это небольшой негатив, но не к мальчику.
Илья К. нарисовал своих друзей. Центр листа чистый , фигуры детей маленькие, что говорит о малой значимости в группе. Нет ушей – никого не слышат. Использует зеленый и синий цвет – цвет спокойствия и радости.
Саша М. изобразил пять девочек. Гипертрофированные фигуры символизируют силу, превосходство над остальными. Прорисованы мелкие детали, цвета использует разные – положительное отношение к девочкам.
Катя Н. отказалась рисовать совсем. Пообещала нарисовать потом.
Дарина Н. изобразила себя, своего воспитателя, сестру и Наташу К. В рисунке использовала яркие краски – положительно относится ко всем изображенным персонажам. Изображение сестры и воспитателя говорит о недостатке общения со сверстниками.
Диана О. нарисовала себя , Юлю и Кристину. У всех девочек изображены большие шеи, что говорит о значительном положении их в группе. Площадь опоры – о надежности такого положения. Посередине нарисовала себя, девочек нарисовала справа и слева. . Рисовала с удовольствием.
Дима С. нарисовал детский сад, дети внутри, смотрят в окно – находятся в ограниченном пространстве – попытка сплотить внешними обстоятельствами. Детский сад изображен синим цветом , что означает надежную защиту от внешнего мира.
Алина С. изобразила себя в красном платье – положительное отношение к себе. Большие голубые глаза говорят о тревожности, беспокойстве. Остальные девочки изображены на заднем плане, фигуры их маленького роста.
Никита С. нарисовал Наташу и маму-«королеву», у Наташи много пальцев – символизирует превосходство. Изображение мамы- недостаточно общения со сверстниками.
Сережа Т. нарисовал только себя. Фигура очень маленькая, что говорит о маленькой значимости в жизни. Нет четкого изображения фигуры , свидетельствует о том, что ребенок отстает в развитии.
Люда Т. изобразила Новый год. Рисунок яркий, много мелких деталей. Нарисовала сначала Марину, затем себя и других девочек группы.
Илья Х. Рисунок яркий, использовал все цвета – положительное отношение к окружающим. Посередине нарисовал Диану, большой рост говорит о ее превосходстве, рядом Марина- очень маленькая. Себя нарисовал последним, маленького роста. Сказал: «Я прячусь от девочек».
Марина Ч. Нарисовала двух подружек: Люду и Катю. Девочки изображены красным цветом – цветом радости. В рисунке много красного – радость от общения с детьми.
Существует
много рисуночных тестов. Мною использовалась
методика педагога- психолога Юлии
Пасс.[11]
Провела работу с родителями. Подготовила и провела практикум «Каков мой ребенок в отношениях со сверстниками?» (Приложение 2).
В
общении с родителями было выявлено,
почему отношения между детьми в
группе затруднены. Дима С., Катя Н., Сережа
Т. и Дарина Н. – дети, которые
очень редко посещают детский
сад. Дарина часто болеет, а остальных
детей воспитывают бабушки. Наши
рекомендации: чаще читать детям книги
о дружбе, стараться посещать детский
сад каждый день.
2. 3. Анализ
развития межличностных
отношений детей старшего
дошкольного возраста
в детском коллективе.
Повторно эксперимент был проведен в апреле 2008года.
Избирательные отношения между детьми возникают в период преддошкольного детства, в группе детского сада они достигают уже высокой степени развития.
В процессе экспериментальной работы подтвердилось, что в дошкольном возрасте у детей 6 лет формируются дружеские взаимоотношения. И огромную роль в формировании дружеских взаимодействий по праву принадлежит воспитателю.
Таблица № 2.
Имя
и фамилия ребенка,
№ п\п (кто выбирает) |
Кого
выбирают
Апрель 2008г. | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 |
14 | 15 | 16 | |
1. Виктор Б. | ||||||||||||||||
2. Кристина Б. | ||||||||||||||||
3. Юля Е. | ||||||||||||||||
4. Наташа К. | ||||||||||||||||
5. Илья К. | ||||||||||||||||
6. Саша М. | ||||||||||||||||
7. Катя Н. | ||||||||||||||||
8. Дарина Н. | ||||||||||||||||
9. Диана О. | ||||||||||||||||
10. Дима С. | ||||||||||||||||
11. Алина С. | ||||||||||||||||
12. Никита С. | ||||||||||||||||
13. Сережа Т. | ||||||||||||||||
14. Люда Т. | ||||||||||||||||
15. Илья Х. | ||||||||||||||||
16. Марина Ч. |
В результате повторного эксперимента выяснилось, что используя различные методы по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста, можно сформировать довольно стабильные взаимоотношения.
«Предпочитаемых» вышло 1 человек (8 выборов) – 6%, «принятых» (3-5 выборов) – 7 детей – 44%, «не принятых» (1-2 выбора) – 8 детей – 50%, «изолированных» нет. ИС данной группы был подсчитан заново: ИС= (Р1\Р) * 100%.
Р1= 33
Р= 48
ИС= ( 25\48) * 100%
ИС= 68%
На основании полученных результатов исследования сделаны следующие выводы:
Заключение.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.
Знание особенностей отношений
между детьми в группе
Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада.
Эффективность изучения межличностных отношений в группе зависит от правильного выбора используемых методов. Для изучения межличностных отношений используются основные методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа. Из экспериментальных методов широко развиты социометрические методики.
На
основе анализа всех методов изучения
межличностных отношений можно
дать объективную оценку межличностным
отношениям в группе.
Литература: