Особенности формирования межличностных отношений мальчиков и девочек в группе детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретический аспект становления и развития межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать экспериментальные методы исследования становления и развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать межличностные отношения детей 6-7 лет в группе детского сада.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
I. Формирование межличностных отношений детей 5-6 лет в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..5
1.1. Проблемы в формировании межличностных отношений детей в детском коллективе………………………………………………………………………..5
1.2. Становление межличностных отношений детей дошкольного возраста. 9
1.3. Влияние совместной деятельности детей дошкольного возраста на становление и развитие взаимоотношений детей 5-6 лет …………………...13
1.4. Использование методов изучения межличностных отношений………..16
II. Изучение формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………..25
2.1. Исследование становления межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………25
2.2. Методы развития межличностных отношений детей 6-7 лет………….29
2.3. Анализ развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе……………………………….34
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовая работа исправл.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

    Ход игры. Воспитатель, обращаясь к играющим, предлагает сначала внимательно  посмотреть друг на друга, особое внимание обратив на цвет волос партнеров. Затем – поменяться местами так, чтобы крайним справа оказался партнер, у кого самые светлые волосы, рядом с ним – у кого потемнее и т.д. Крайним слева играющие должны посадить того, у кого самые темные волосы. Основное условие игры – никаких шумных обсуждений.

    «Выбери партнера».

    Ход игры. Сидя по кругу, играющие молча- глазами- выбирают себе партнера, но так, чтобы никто этого не заметил. На счет «три» (его ведет взрослый) партнеры подбегают друг к другу и берутся за руки. Если с первого раза игра не складывается, дети возвращаются на исходную позицию. Воспитатель следит, чтобы пары менялись.[4]

    Так же с детьми были проведены подвижные  игры, эстафеты. Наблюдая за мальчиками и девочками, сделала вывод, что  в основном партнером в играх  девочки выбирают девочек, а мальчики – мальчиков.

    Во  время прогулок, организовывая наблюдения, трудовую деятельность, игры, старалась задействовать всех детей. Трудность была в том, что дети, которые оказались «изолированными» очень редко посещали детский сад, поэтому другие дети не всегда хотели сразу принимать их в свои игры.

    Во  время занятий дети данной группы стараются помочь друг другу, что-то подсказать, не смеются над неудачей другого.

    По  моей просьбе дети нарисовали рисунки  на тему « Мои друзья в группе» (Приложение 1).

    Каждому ребенку был дан лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Мною было предложено нарисовать детей своей группы. После того, как рисунки были закончены, детям было предложено рассказать о том, кого они изобразили на рисунке.

    Анализ  результатов:

    В результате наблюдения выявила избирательное отношение детей друг к другу.

    Витя  Б. изобразил на рисунке двух детей, себя и Диану, Диану нарисовал первой – она для него более значима. В рисунке нет черного цвета, что говорит о хорошем эмоциональном состоянии ребенка, о положительных взаимоотношениях. Широкий размах рук – стремление действовать, большие глаза у обоих – говорят о тревожности и беспокойстве. Ступни ног – это свидетельствует о надежности положения в группе.. У них нет шеи, это говорит о еще не сложившейся связи между сферой контроля и влечений. Основной синий цвет – надежность положения в группе.

    Кристина  Б. изобразила на рисунке трех девочек: себя ,Юлю и Диану. Сначала нарисовала себя с поднятыми вверх руками. Прорисованы все мелкие детали, цвета обозначают положительные эмоции. У всех длинные шеи, что говорит о высоком положении в группе. Короткие руки подруг свидетельствуют о чрезмерном родительском контроле над детьми.

    Юля Е. Нарисовала своих подруг- Диану и Кристину. Прорисованы все мелкие детали. Цвета, которые выбраны для рисунка означают положительные эмоции и хорошие взаимоотношения между девочками.

    Наташа  К. нарисовала себя и Сашу М. на детской площадке. Большая голова у Наташи говорит о приписывании себе большого ума. В рисунке присутствует много коричневого цвета – это небольшой негатив, но не к мальчику.

    Илья  К. нарисовал своих друзей. Центр листа чистый , фигуры детей маленькие, что говорит о малой значимости в группе. Нет ушей – никого не слышат. Использует зеленый и синий цвет – цвет спокойствия и радости.

    Саша  М. изобразил пять девочек. Гипертрофированные фигуры символизируют силу, превосходство над остальными. Прорисованы мелкие детали, цвета использует разные – положительное отношение к девочкам.

    Катя  Н. отказалась рисовать совсем. Пообещала нарисовать потом.

    Дарина Н. изобразила себя, своего воспитателя, сестру и Наташу К. В рисунке использовала яркие краски – положительно относится ко всем изображенным персонажам. Изображение сестры и воспитателя говорит о недостатке общения со сверстниками.

    Диана О. нарисовала себя , Юлю и Кристину. У всех девочек изображены большие шеи, что говорит о значительном положении их в группе. Площадь опоры – о надежности такого положения. Посередине нарисовала себя, девочек нарисовала справа и слева. . Рисовала с удовольствием.

    Дима  С. нарисовал детский сад, дети внутри, смотрят в окно – находятся в ограниченном пространстве – попытка сплотить внешними обстоятельствами. Детский сад изображен синим цветом , что означает надежную защиту от внешнего мира.

    Алина С. изобразила себя в красном платье – положительное отношение к себе. Большие голубые глаза говорят о тревожности, беспокойстве. Остальные девочки изображены на заднем плане, фигуры их маленького роста.

    Никита  С. нарисовал Наташу и маму-«королеву», у Наташи много пальцев – символизирует превосходство. Изображение мамы- недостаточно общения со сверстниками.

    Сережа  Т. нарисовал только себя. Фигура очень маленькая, что говорит о маленькой значимости в жизни. Нет четкого изображения фигуры , свидетельствует о том, что ребенок отстает в развитии.

    Люда  Т. изобразила Новый год. Рисунок яркий, много мелких деталей. Нарисовала сначала Марину, затем себя и других девочек группы.

    Илья  Х. Рисунок яркий, использовал все цвета – положительное отношение к окружающим. Посередине нарисовал Диану, большой рост говорит о ее превосходстве, рядом Марина- очень маленькая. Себя нарисовал последним, маленького роста. Сказал: «Я прячусь от девочек».

    Марина  Ч. Нарисовала двух подружек: Люду и Катю. Девочки изображены красным цветом – цветом радости. В рисунке много красного – радость от общения с детьми.

    Существует  много рисуночных тестов. Мною использовалась методика  педагога- психолога Юлии Пасс.[11] 

    Провела работу с родителями.  Подготовила  и провела практикум «Каков мой  ребенок в отношениях со сверстниками?» (Приложение 2).

    В общении с родителями было выявлено, почему отношения между детьми в  группе затруднены. Дима С., Катя Н., Сережа Т. и Дарина Н. – дети, которые  очень редко посещают детский  сад. Дарина часто болеет, а остальных  детей воспитывают бабушки. Наши рекомендации: чаще читать детям книги о дружбе, стараться посещать детский сад каждый день. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. 3. Анализ развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе. 

    Повторно  эксперимент был проведен в апреле 2008года.

    Избирательные отношения между детьми возникают  в период преддошкольного детства, в группе детского сада они достигают  уже высокой степени развития.

    В процессе экспериментальной работы подтвердилось, что в дошкольном возрасте у детей 6 лет формируются дружеские взаимоотношения. И огромную роль в формировании дружеских взаимодействий по праву принадлежит воспитателю.

    Таблица № 2.

Имя и фамилия ребенка,

№ п\п

(кто  выбирает)

Кого  выбирают

Апрель 2008г.

   1 2 3 4 5 6 7 8  9 10 11  
12
 
13 
14 15 16
1. Виктор Б.                                
2. Кристина Б.                                
3. Юля Е.                                
4. Наташа К.                                
5. Илья К.                                
6. Саша М.                                
7. Катя Н.                                
8. Дарина Н.                                
9. Диана О.                                
10. Дима С.                                
11. Алина С.                                
12. Никита С.                                
13. Сережа Т.                                
14. Люда Т.                                
15. Илья Х.                                
16. Марина Ч.                                
 

    В результате повторного эксперимента выяснилось, что используя различные методы по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста,  можно сформировать довольно стабильные взаимоотношения.

       «Предпочитаемых» вышло 1 человек  (8 выборов) – 6%, «принятых» (3-5 выборов) – 7 детей – 44%, «не принятых» (1-2 выбора) – 8 детей – 50%, «изолированных» нет. ИС данной группы был подсчитан заново: ИС= (Р1\Р) * 100%.

        Р1= 33

        Р= 48

ИС= ( 25\48) * 100%

ИС= 68%

    На  основании полученных результатов исследования сделаны следующие выводы:

  1. У детей шестилетнего возраста сплочение коллектива идет активно.
  2. Взаимоотношения довольно устойчивые.
  3. Удачным методом воспитания взаимоотношений является совместная деятельность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

         Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

         Знание особенностей отношений  между детьми в группе детского  сада и тех трудностей, которые  у них при этом возникают,  может оказать серьезную помощь  взрослым при организации воспитательной  работы с дошкольниками.

         Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада.

      Эффективность изучения межличностных отношений  в группе зависит от правильного  выбора используемых методов. Для изучения межличностных отношений используются основные методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа. Из экспериментальных методов широко развиты социометрические методики.

      На  основе анализа всех методов изучения межличностных отношений можно  дать объективную оценку межличностным отношениям в группе. 
 
 
 
 
 
 

      Литература: 

  1. Антонова  Т. Особенности общения старших  дошкольников со сверстниками. // Дошкольное воспитание.- 1975, №10.
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.:Карапуз.-2002.
  3. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии.-М.:Просвещение.-1995.
  4. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.-М.: Просвещение.-1983.
  5. Калишенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. //Дошкольное воспитание.-1984,№7
  6. Карташова Л. О самоорганизации детей в подвижной игре.//Дошкольное воспитание.-1981,311.
  7. Коломинский Я.А. Жизневский Б. Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой.//Дошкольное воспитание.-1986,№6.
  8. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей.//Дошкольное воспитание.-1986,№1.
  9. Общая психология./Под ред. Богословского В.В.-М.:Просвещение.-1981.
  10. Отношение между сверстниками в группах детского сада./Под ред. Репиной Т.А.-М.: Педагогика.-1978.
  11. Пасс Ю. Тебя я рисую, а тебя- нет.//Обруч.-1995,№1.
  12. Полуянов Ю.А. Дети рисуют.-М.: Просвещение.-2003.
  13. Программа воспитания в детском саду.-М.: Просвещение.- 1978.
  14. Репина Т.А. Група детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек.//Дошкольное воспитание.-1984,№4.
  15. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада.-М.: Просвещение.-2000.
  16. Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? //Обруч.-1998,№6.
  17. Сергиева Т. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого. //Дошкольное воспитание.-1985,№!.
  18. Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений.//Дошкольное воспитание.-2003,№9.
  19. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании.М.: Педагогика.-1978.
  20. Таджиабаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях.//Дошкольное воспитание.-1983,№2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности формирования межличностных отношений мальчиков и девочек в группе детского сада