Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:06, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретический аспект становления и развития межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать экспериментальные методы исследования становления и развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать межличностные отношения детей 6-7 лет в группе детского сада.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей.
Введение…………………………………………………………………………2
I. Формирование межличностных отношений детей 5-6 лет в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..5
1.1. Проблемы в формировании межличностных отношений детей в детском коллективе………………………………………………………………………..5
1.2. Становление межличностных отношений детей дошкольного возраста. 9
1.3. Влияние совместной деятельности детей дошкольного возраста на становление и развитие взаимоотношений детей 5-6 лет …………………...13
1.4. Использование методов изучения межличностных отношений………..16
II. Изучение формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………..25
2.1. Исследование становления межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………25
2.2. Методы развития межличностных отношений детей 6-7 лет………….29
2.3. Анализ развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе……………………………….34
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………...37
Таким образом, можно сказать,
что объединение детей в
Сформированные на занятиях
Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений, а собственно игровых навыков и умений детей.[4]
Детские взаимоотношения
Дети могут
Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.
Совместная работа с детьми как форма организации их деятельности может применяться в старших группах, когда осваиваются какие-то новые трудовые процессы.
Таким образом, можно сделать
вывод, что все виды
1. 4.
Использование методов
изучения межличностных
отношений
Для исследования межличностных отношений в группе используют методики одни из которых, предназначены главным образом для исследования групповых процессов, а другие – для изучения личности и место каждого ребенка в структуре группы. Эти методики направлены на количественный и качественный анализ изучаемых явлений и способов обработки полученного материала. Исследования дошкольных групп в отечественной психологии имеет более чем полувековую историю. Изучение взаимоотношений детей в группе занималась А.П. Усова. Решающий фактор формировании общества дошкольников в детском саду видела в советской сюжетно – ролевой игре. Взаимоотношение детей различных дошкольных возрастов в группе детского сада отражены во многих педагогических исследованиях .На пути педагогических исследований коллективных отношений дошкольников встречаются трудности, связанные с недостаточной разработанностью психологических аспектов изучения групп детского сада.[7]
Описание и оценка структуры
группы с помощью общего
Психологи, занимавшиеся детскими дошкольными группами в последующие годы, практически не интересовались внутригрупповым общением и совместной деятельностью детей, не анализировали факторы, влияющие на социометрический статус ребенка в группе. Бытовавшая в западной психологии идея, что положение индивида в группе определяется его врожденными качествами, что иерархия, существующая в человеческом обществе, естественно оправдана, наиболее ярко проступает у Г. Томсана, проанализировавшего исследования по детским группам. Теоретические позиции буржуазных исследований, занимавшихся малыми группами дошкольников, в конечном счете привели к ликвидации общегрупповой проблематике. Объектом внимания стало взаимодействие детей в детских садах, а из всех многочисленных вопросов социального поведения и взаимоотношение дошкольников на первый план выступили вопросы экономических конфликтов и агрессии. Существенный недостаток большинства подобных работ – тенденциозная бихевиористская или неофрейдистская интерпретация данных, а также невозможность экстраполировать имеющийся результаты на реальные дошкольные группы. В работах советских психологов 20-30-ых годах основной акцент был сделан на изучение дошкольной группы как зарождающегося коллектива. Е.А. Аркин, изучая группы детского сада приходит к выводу, что в период зарождения коллектива наблюдается отсутствие притяжения между отдельными членами, порой равнодушие и безучастие отношения детей друг к другу.
В 60-70 гг. на фоне бурного развития
социальной психологии
Проблема
межличностных отношений
При изучении межличностных отношений дошкольников весьма важна проблема зависимости их эмоционального самочувствия от отношений со сверстниками. В.Р. Кисловская (1972) использовала в этом плане оригинальные методики: ребенку предъявлялись рисунки, отражающие различные конфликтные ситуации между воспитанниками дет. сада. Испытуемый должен был подставить персонажу с которым он себя идентифицировал веселое или огорченное лицо и объяснить свой выбор. Характер взаимоотношений ребенка со сверстниками определял и общее отношение ребенка к детскому саду. В общей психологии в зависимости от использованных методик различают два подхода в исследовании межличностных отношений в группе. Они ярко выражены в зарубежной психологии частично отражены в исследованиях советских психологов. Сторонники первого подхода придают особую важность массовым обследованиям и подчеркивают необходимость углубленной математической обработки с использованием корреляционного и факторного анализа. Одни представители этого направления изучают лишь отдельные процессы, не интересуясь личностью в целом, другие настаивают на необходимости многовариантного эксперимента – комплексного изучения личности путем создания батарей методик, дающих возможность объективно-аналитического анализа. Сторонники второго направления, главным образом психологи-клинисты, стараются понять отдельного человека в его уникальности и более опираются на свою интуицию, чем на объективные методики.
Особенно остро вопрос о методах стоит в социальной психологии, и в первую очередь, речь идет о необходимости разрабатывать групповые методики, которые могли бы дать измерение в статически выраженных показателях и обеспечивали бы сопоставимость результатов, собранных по различным группам. Ведь без решения проблемы групповых измерений по существу невозможно перейти от чисто теоретических разработок к реальной практике управления группами, и необходим математический аппарат, адекватным образом отображающий природу социально-психических процессов в малых группах.
Особые трудности встают при разработке групповых методик, предназначенных для изучения специфической малой группы, сверхсложного объекта, каким является возрастная группа детского сада. Т.А. Репина утверждает, что один метод не может дать надежных результатов. Б.М. Теплов утверждал, что для надежности необходимо сопоставлять данные разных методик и проверять одну методику другой. Т.А. Репина в своем исследовании межличностных отношений соответственно трем структурам: актометрической, социометрической и перцептивной методики делит на 3 группы. В первую группу методик по изучению группового взаимодействия вошли: а) методика одномоментных срезов структуры группы, б) методика периодически повторяющихся хронометрированных наблюдений за ребенком. Методика одномоментных срезов дает глобальную динамическую характеристику группы с точки зрения состава и устойчивости образующих ее микрообъединений в период свободного общения, не регламентированного воспитателем. Методика периодически повторяющихся хронометрированных наблюдений направлена на анализ содержания совместной деятельности и форм общения детей.
Структура группы, выступающая в системе существующих предпочтений, изучается с помощью социометрического эксперимента «выбор в действии», используемого в исследовании Я.Л. Коломинского и переработанного в соответствии с психическими особенностями детей дошкольного возраста.[8]
Одним из распространенных
Структура группы, выявленная с помощью этого метода, получила название социометрической структуры. Благодаря быстроте экспериментальной процедуры и относительной легкости количественной обработки данных, этот метод широко применяют психологи всего мира при изучении детских групп. Хотя социометрический метод имеет свои преимущества, заключающиеся в быстроте и простоте диагностической процедуры, возможности количественного подхода в изучении трудно выявляемых простым наблюдением избирательных отношений членов группы и получении достаточно надежных и объективных результатов, но его данные, как указывают Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский должны быть дополнены результатами изучения взаимоотношений, проявляющихся в деятельности членов группы и их взаимооценках.[8]
Различается параметрическая (
Исследователи при изучении групп детей дошкольного возраста используют беседу, с вопросами по различным критериям выбора: «С кем бы хотел дружить? Играть?» и т.д. Т.А. Репина предположила, что психологическим особенностям детей дошкольного возраста больше соответствует методика «выбор в действии».[15]
В исследованиях Г.Е. Ивановой проведено сравнение социометрических выборов сделанных дошкольниками в вербальном общении эксперименте и при «выбор в действии». Если в процессе беседы с ребенком по поводу желаемых выборов он не обнаруживал четко выраженного предпочтения к кому-либо из сверстников, то во время реальных выборов оно появилось. Методика эта без последующей соц. обработки использовалась в качестве дополнительного приема в исследовании Т.А. Марковой (выбор сверстника, которому ребенок дарит свой рисунок). Наиболее полно эта методика разработана и применена Я.Л. Коломинским. Из диапазона дошкольного возраста он в основном изучал детей старших и подготовительных к школе групп детского сада. Он использовал при этом методики «выбор дежурного» и «у кого больше». Т.А. Репина разработала и начиная с 1968г. широко использовала экспериментальную игру «Секрет». В основу ее положен социометрический эксперимент «выбор в действии». Методика заключается в том, что испытуемый по секрету дарит 3 детям из группы в соответствии со своим желанием подарки (прячет в шкафчики), предварительно определив степень их привлекательности. После того, как ребенок раскладывает подарки по шкафчикам, его просят обосновать свой первый выбор и высказать предположение об ожидаемых выборах. В протоколе фиксируется следующее: