Особенности формирования межличностных отношений мальчиков и девочек в группе детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретический аспект становления и развития межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать экспериментальные методы исследования становления и развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать межличностные отношения детей 6-7 лет в группе детского сада.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
I. Формирование межличностных отношений детей 5-6 лет в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..5
1.1. Проблемы в формировании межличностных отношений детей в детском коллективе………………………………………………………………………..5
1.2. Становление межличностных отношений детей дошкольного возраста. 9
1.3. Влияние совместной деятельности детей дошкольного возраста на становление и развитие взаимоотношений детей 5-6 лет …………………...13
1.4. Использование методов изучения межличностных отношений………..16
II. Изучение формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………..25
2.1. Исследование становления межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………25
2.2. Методы развития межличностных отношений детей 6-7 лет………….29
2.3. Анализ развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе……………………………….34
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовая работа исправл.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

    1) как ребенок принимает задачу подарить картинку другим;

    2) имена детей, которым испытуемый  отдал свой 1, 2, 3-й выбор. Через  2 дня в протокол заносится  ответ ребенка на вопрос «Кому  из детей группы ты сделал  подарки, когда играл в игру  «Секрет»». Экспериментальная игра «Секрет» - это вариант параментрической социометрии. [3]

    В основном используется положительный  критерий, но можно использовать и  отрицательный: «Если бы я дала тебе много картинок, трем детям из вашей  группы. Кому бы ты не дал картинки?». Я.Л. Коломинский принял следующую школу, укрепив статусные подгруппы:

                 1) подгруппа (звезды – 6 и более  выборов);

                 2)- (принятые и предпочитаемые 3-5 выборов);

                 3)- (непринятые 1-2 выбора);

                  4)- (изолированные – 0).

    Наиболее  ярко проявляются отношение детей  в общении со сверстниками, и в  первую очередь нерегламентированном воспитателем. Данные об этом общении  воспитателя с дошкольниками  можно получить наблюдая за детьми в групповой комнате или на участке. Т.А. Репина была разработана экспериментальная методика, названная методикой одномоментных срезов структуры группы дет. сада в свободном общении. Эта методика предназначена в первую очередь для выявления общей картины реального общения в конкретной возрастной группе. Методика позволяет обнаружить микрообъединения, которые возникают среди детей при свободном общении в группе, определить численный и половой состав этих игровых объединений, а также увидеть детей, которые чаще остальных играют в одиночку. Методика срезов позволяет получить данные о контактировании детей, построить модель групповой структуры, учитывая принадлежность ребенка к какому-либо  микрообъединению в период свободного общения, когда дети принимают к той или иной микрогруппе по собственному желанию, проанализировать отношение, проявляющиеся в свободном общении дошкольников. В период для свободных игр и занятий экспериментатор многократно фиксирует все имеющиеся в определенные моменты времени детские объединения и детей, играющих в одиночку. Срезы проводят трижды, с интервалом в 1-2 мин., через 5-7 мин. в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов 30-40, минимальное 20. В протоколах каждый ребенок значится под номером, соответствующем его номеру в общегрупповом списке; первые номера принадлежат девочкам, последние – мальчикам. Номера постоянны на протяжении всех замеров.       После замеров производится следующая обработка результатов:

    1. на основании полученных данных составляются протоколы на каждого ребенка, куда из  общегруппового протокола всех срезов выписывали соответствующие показатели
    2. отдельно подсчитывается количество срезов, когда ребенок был один и когда он объединился в совместных играх  с другими детьми. На основании процентного соотношения последнего числа к общему количеству срезов определяется коэффициент выраженности потребности ребенка в контактировании со сверстниками
    3. вычисляется количество контактов, установленных тем или иным дошкольником,  с каждым ребенком группы. Из всех детей отделяют тех, общение с которыми у данного испытуемого было избирательным.
    4. суммируется количество контактов установленных каждым ребенком с отдельными детьми группы. Вычисляется показатель интенсивности общения.
    5. вычисляется экстенсивность общения ребенка с детьми группы.
    6. определяется средняя длительность общения ребенка в одном объединении.
    7. анализируется характеристики зафиксированных игровых объединений на протяжении всего времени наблюдения.

    С помощью этой методики без больших  затрат времени можно вскрыть  не только структуру группы в свободном  общении, но и не менее успешно зафиксировать и изучить некоторые важные параметры, характеризующие групповое общение в целом, а также индивидуальные особенности общения отдельных детей – членов группы.

      Методика с используемыми приемами  математической обработки является вариантом актометрической групповой методики. Заменить и зафиксировать с помощью этой  методики особенности деятельности детей во всех игровых объединениях группы не возможно. Эта задача решается с помощью методики многократных хронометрических наблюдений за общением и деятельностью отдельного ребенка в группе, и в особенности за проявлениями его инициативности, возникающих конфликтов, за изменением характера деятельности и отношений в различных групповых объединениях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Изучение формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте 

2. 1. Исследование становления  межличностных отношений  детей старшего  дошкольного возраста. 

    Исследование  проводились в феврале - апреле 2008г, в селе Новый Васюган, на базе МДОУ Нововасюганский Центр развития ребенка – детский сад № 23 «Теремок» в группе детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

    Обследуемая группа  детей составляла 16 детей.   Мальчиков – 44%, девочек – 56%.

    Цель: выявление статуса ребенка в  группе, изучение взаимоотношений между детьми в группе  детского сада.

    Методика  «Секрет» (Т.А.Репина).

    Цель: изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.

    Подготовка  исследования: подготовить красочные картинки по 3 штуки на каждого ребенка и 6-8 запасных.

    Проведение  исследования:

    Исследование  проводится с детьми 5-7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется в первую половину дня вместо занятия. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему три  картинки трем детям группы. Игру проводят двое взрослых. Игра проводится в приемной комнате или спальне.

    Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут  играть в интересную игру, которая  называется «Секрет». По секрету, чтобы  никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, тебе». Далее ребенку дают три картинки и говорят: «Ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, можно подарить тем, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всего нравятся, с которыми ты любишь играть». После того, как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку … (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?». Затем говорят: « Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям не хватало, кому бы ты тогда не стал дарить картинки и почему?» Все ответы записываются, а на обратной стороне картинки – имя сверстника, которому она подарена.

    Для того, чтобы данная методика изучения взаимоотношений принесла пользу необходимо составить социоматрицу. Прежде чем  ее составить необходимо, расположить  фамилии всех детей группы по алфавиту и присвоить каждому ребенку порядковый номер.

    Далее, фамилии располагаются на разлинованном  листе бумаги по вертикали. По горизонтали  сверху листа наносятся порядковые номера по числу детей в группе. Ниже помещена примерная таблица, на которой удобно проиллюстрированы принципы ее использования. Обозначаются все выборы, полученные каждым из детей.

    Подсчитывают  число общих и взаимных выборов, количество детей попавших в группу «предпочитаемых», «принятых» и «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе. Выбор означает «+», взаимный выбор +.

    Затем проводят сравнительный анализ количества выборов у детей. На основании  данных определяют статусное положение  каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным  категориям.

    1 «предпочитаемые» - 6-7 выборов и более

    2 «принятые» - 3-5 выборов

    3 «не принятые» - 1-2 выбора

    4 «изолированные» - не получившие  ни одного выбора.

    Далее определяется УБВ в группе:

    Соотносят число членов группы, находящихся  в благополучных статусных категориях (1-2) с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (3-4). УБВ высокий при 1+2 больше 3+4; средний при 1+2=3+4 (при незначительном расхождении); низкий при значительном конечном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в 4 статусной категории (он не должен превышать 15-20%). Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит от числа взаимных выборов. Поэтому определяют индекс сплоченности (ИС), ИС=(Р1/Р)* 100%, где Р1 – число взаимных выборов; Р – общее число выборов.

Таблица № 1.  

Имя и фамилия ребенка,

№ п\п

(кто  выбирает)

Кого  выбирают

Февраль2008г.

   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11  
12
 
13 
14 15 16
1. Виктор Б.                                
2. Кристина Б.                                
3. Юля Е.                                
4. Наташа К.                                
5. Илья К.                                
6. Саша М.                                
7. Катя Н.                                
8. Дарина Н.                                
9. Диана О.                                
10. Дима С.                                
11. Алина С.                                
12. Никита С.                                
13. Сережа Т.                                
14. Люда Т.                                
15. Илья Х.                                
16. Марина Ч.                                
 
 

    В результате этой игры выяснилось, что  группа детей довольно дружная. Один член группы получил по 10 выборов, это  – «предпочитаемый», он в группе лидер – 6%. «Принятых» членов группы, получивших 3-5 выборов, в группе 10 человек – 63% . «Не принятых» (1-2 выбора), таких 3 детей – 19%. «Изолированных» - 2 ребенка – 12%. Эти дети посещают детский сад очень редко, часто болеют, малоподвижны и необщительны.

    По  результатам игры «Секрет», был вычислен индекс сплоченности данной группы по формуле:

    ИС= (Р1\Р) * 100%

    Р1= 25

    Р= 48

    ИС= (25\48) * 100%

    ИС= 52%

    ИС  не очень большой, поэтому, выделив  микрогруппы, попыталась сплотить детей  в общей деятельности (на коллективных занятиях, с помощью игр, эстафет, бесед с детьми и родителями, в совместном труде). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Методы развития  межличностных отношений  детей 6-7 лет. 

    На  следующем этапе детям данной группы были предложены игры, которые  помогают отвлечь внимание ребенка  от собственного  «я», от сосредоточенности  на отношении  к себе сверстников. Игры проводились без слов, без игрушек; содержание, правила, ход направлены на развитие способности видеть другого, чувствовать некую общность с ним. Равные права, невербальные контакты снимут напряженность, замкнутость, боязнь того, что кто-то может обидеть. В ходе игр нужно избегать нравоучений; не делить на плохих и хороших, нужно поддержать каждого, показать, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнеры, проявляющие внимание друг к другу. Именно способность видеть в другом равную и независимую личность – важнейшее условие формирования гуманных отношений со сверстниками.

    «Общий  круг».

    Ход игры. Воспитатель (собрав детей вокруг себя). Чтобы я могла вас видеть и чтобы вы могли видеть меня и  друг друга, сядьте, пожалуйста , на ковер , образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно так же каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей.

    «Переходы».

    Играющие  рассаживаются на стульях, образуя  полукруг.

Информация о работе Особенности формирования межличностных отношений мальчиков и девочек в группе детского сада