Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:06, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретический аспект становления и развития межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать экспериментальные методы исследования становления и развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать межличностные отношения детей 6-7 лет в группе детского сада.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей.
Введение…………………………………………………………………………2
I. Формирование межличностных отношений детей 5-6 лет в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..5
1.1. Проблемы в формировании межличностных отношений детей в детском коллективе………………………………………………………………………..5
1.2. Становление межличностных отношений детей дошкольного возраста. 9
1.3. Влияние совместной деятельности детей дошкольного возраста на становление и развитие взаимоотношений детей 5-6 лет …………………...13
1.4. Использование методов изучения межличностных отношений………..16
II. Изучение формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………..25
2.1. Исследование становления межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………25
2.2. Методы развития межличностных отношений детей 6-7 лет………….29
2.3. Анализ развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе……………………………….34
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………...37
1) как ребенок принимает задачу подарить картинку другим;
2)
имена детей, которым
В основном используется положительный критерий, но можно использовать и отрицательный: «Если бы я дала тебе много картинок, трем детям из вашей группы. Кому бы ты не дал картинки?». Я.Л. Коломинский принял следующую школу, укрепив статусные подгруппы:
1) подгруппа (звезды – 6 и более выборов);
2)- (принятые и предпочитаемые 3-5 выборов);
3)- (непринятые 1-2 выбора);
4)- (изолированные – 0).
Наиболее ярко проявляются отношение детей в общении со сверстниками, и в первую очередь нерегламентированном воспитателем. Данные об этом общении воспитателя с дошкольниками можно получить наблюдая за детьми в групповой комнате или на участке. Т.А. Репина была разработана экспериментальная методика, названная методикой одномоментных срезов структуры группы дет. сада в свободном общении. Эта методика предназначена в первую очередь для выявления общей картины реального общения в конкретной возрастной группе. Методика позволяет обнаружить микрообъединения, которые возникают среди детей при свободном общении в группе, определить численный и половой состав этих игровых объединений, а также увидеть детей, которые чаще остальных играют в одиночку. Методика срезов позволяет получить данные о контактировании детей, построить модель групповой структуры, учитывая принадлежность ребенка к какому-либо микрообъединению в период свободного общения, когда дети принимают к той или иной микрогруппе по собственному желанию, проанализировать отношение, проявляющиеся в свободном общении дошкольников. В период для свободных игр и занятий экспериментатор многократно фиксирует все имеющиеся в определенные моменты времени детские объединения и детей, играющих в одиночку. Срезы проводят трижды, с интервалом в 1-2 мин., через 5-7 мин. в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов 30-40, минимальное 20. В протоколах каждый ребенок значится под номером, соответствующем его номеру в общегрупповом списке; первые номера принадлежат девочкам, последние – мальчикам. Номера постоянны на протяжении всех замеров. После замеров производится следующая обработка результатов:
С помощью этой методики без больших затрат времени можно вскрыть не только структуру группы в свободном общении, но и не менее успешно зафиксировать и изучить некоторые важные параметры, характеризующие групповое общение в целом, а также индивидуальные особенности общения отдельных детей – членов группы.
Методика с используемыми
Глава
II. Изучение формирования
межличностных отношений
детей в старшем дошкольном
возрасте
2. 1.
Исследование становления
межличностных отношений
детей старшего
дошкольного возраста.
Исследование проводились в феврале - апреле 2008г, в селе Новый Васюган, на базе МДОУ Нововасюганский Центр развития ребенка – детский сад № 23 «Теремок» в группе детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Обследуемая группа детей составляла 16 детей. Мальчиков – 44%, девочек – 56%.
Цель: выявление статуса ребенка в группе, изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.
Методика «Секрет» (Т.А.Репина).
Цель: изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.
Подготовка исследования: подготовить красочные картинки по 3 штуки на каждого ребенка и 6-8 запасных.
Проведение исследования:
Исследование проводится с детьми 5-7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется в первую половину дня вместо занятия. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему три картинки трем детям группы. Игру проводят двое взрослых. Игра проводится в приемной комнате или спальне.
Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, тебе». Далее ребенку дают три картинки и говорят: «Ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, можно подарить тем, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всего нравятся, с которыми ты любишь играть». После того, как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку … (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?». Затем говорят: « Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям не хватало, кому бы ты тогда не стал дарить картинки и почему?» Все ответы записываются, а на обратной стороне картинки – имя сверстника, которому она подарена.
Для того, чтобы данная методика изучения взаимоотношений принесла пользу необходимо составить социоматрицу. Прежде чем ее составить необходимо, расположить фамилии всех детей группы по алфавиту и присвоить каждому ребенку порядковый номер.
Далее, фамилии располагаются на разлинованном листе бумаги по вертикали. По горизонтали сверху листа наносятся порядковые номера по числу детей в группе. Ниже помещена примерная таблица, на которой удобно проиллюстрированы принципы ее использования. Обозначаются все выборы, полученные каждым из детей.
Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей попавших в группу «предпочитаемых», «принятых» и «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе. Выбор означает «+», взаимный выбор +.
Затем проводят сравнительный анализ количества выборов у детей. На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям.
1 «предпочитаемые» - 6-7 выборов и более
2 «принятые» - 3-5 выборов
3 «не принятые» - 1-2 выбора
4 «изолированные» - не получившие ни одного выбора.
Далее определяется УБВ в группе:
Соотносят
число членов группы, находящихся
в благополучных статусных
Таблица
№ 1.
Имя
и фамилия ребенка,
№ п\п (кто выбирает) |
Кого
выбирают
Февраль2008г. | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 |
14 | 15 | 16 | |
1. Виктор Б. | ||||||||||||||||
2. Кристина Б. | ||||||||||||||||
3. Юля Е. | ||||||||||||||||
4. Наташа К. | ||||||||||||||||
5. Илья К. | ||||||||||||||||
6. Саша М. | ||||||||||||||||
7. Катя Н. | ||||||||||||||||
8. Дарина Н. | ||||||||||||||||
9. Диана О. | ||||||||||||||||
10. Дима С. | ||||||||||||||||
11. Алина С. | ||||||||||||||||
12. Никита С. | ||||||||||||||||
13. Сережа Т. | ||||||||||||||||
14. Люда Т. | ||||||||||||||||
15. Илья Х. | ||||||||||||||||
16. Марина Ч. |
В результате этой игры выяснилось, что группа детей довольно дружная. Один член группы получил по 10 выборов, это – «предпочитаемый», он в группе лидер – 6%. «Принятых» членов группы, получивших 3-5 выборов, в группе 10 человек – 63% . «Не принятых» (1-2 выбора), таких 3 детей – 19%. «Изолированных» - 2 ребенка – 12%. Эти дети посещают детский сад очень редко, часто болеют, малоподвижны и необщительны.
По результатам игры «Секрет», был вычислен индекс сплоченности данной группы по формуле:
ИС= (Р1\Р) * 100%
Р1= 25
Р= 48
ИС= (25\48) * 100%
ИС= 52%
ИС
не очень большой, поэтому, выделив
микрогруппы, попыталась сплотить детей
в общей деятельности (на коллективных
занятиях, с помощью игр, эстафет,
бесед с детьми и родителями, в
совместном труде).
2.2.
Методы развития
межличностных отношений
детей 6-7 лет.
На следующем этапе детям данной группы были предложены игры, которые помогают отвлечь внимание ребенка от собственного «я», от сосредоточенности на отношении к себе сверстников. Игры проводились без слов, без игрушек; содержание, правила, ход направлены на развитие способности видеть другого, чувствовать некую общность с ним. Равные права, невербальные контакты снимут напряженность, замкнутость, боязнь того, что кто-то может обидеть. В ходе игр нужно избегать нравоучений; не делить на плохих и хороших, нужно поддержать каждого, показать, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнеры, проявляющие внимание друг к другу. Именно способность видеть в другом равную и независимую личность – важнейшее условие формирования гуманных отношений со сверстниками.
«Общий круг».
Ход игры. Воспитатель (собрав детей вокруг себя). Чтобы я могла вас видеть и чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте, пожалуйста , на ковер , образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно так же каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей.
«Переходы».
Играющие рассаживаются на стульях, образуя полукруг.