Особенности формирования межличностных отношений мальчиков и девочек в группе детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретический аспект становления и развития межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать экспериментальные методы исследования становления и развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать межличностные отношения детей 6-7 лет в группе детского сада.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
I. Формирование межличностных отношений детей 5-6 лет в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..5
1.1. Проблемы в формировании межличностных отношений детей в детском коллективе………………………………………………………………………..5
1.2. Становление межличностных отношений детей дошкольного возраста. 9
1.3. Влияние совместной деятельности детей дошкольного возраста на становление и развитие взаимоотношений детей 5-6 лет …………………...13
1.4. Использование методов изучения межличностных отношений………..16
II. Изучение формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………..25
2.1. Исследование становления межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………25
2.2. Методы развития межличностных отношений детей 6-7 лет………….29
2.3. Анализ развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе……………………………….34
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовая работа исправл.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Педагогический  факультет 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

«Особенности  формирования межличностных отношений мальчиков

 и  девочек в группе детского  сада» 
 

                                                            

                                                                                 

                                         Проверила: к.псхл.н.,

доцент  кафедры ДОиЛ

                                                                                  Г.Б. Черевач  

                                                                    Выполнила: студентка гр. ОЗО 51 ДП

                                                                                                              Т.Г.Медведь 
 
 
 

Томск-2008г 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………2

I. Формирование межличностных отношений детей 5-6 лет в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..5

1.1. Проблемы  в формировании межличностных  отношений детей в детском  коллективе………………………………………………………………………..5

1.2. Становление  межличностных отношений детей  дошкольного возраста. 9

1.3. Влияние совместной  деятельности детей дошкольного  возраста на становление и развитие взаимоотношений детей 5-6 лет …………………...13

1.4. Использование  методов изучения межличностных  отношений………..16 

II. Изучение формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………..25 

2.1. Исследование  становления межличностных отношений  детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………25

2.2. Методы развития  межличностных отношений детей  6-7 лет………….29

2.3. Анализ развития  межличностных отношений детей  старшего дошкольного возраста в детском коллективе……………………………….34 

Заключение……………………………………………………………………36 

Список литературы…………………………………………………………...37 

Приложение 1. 

Приложение 2. 

 

Введение 

   Изучение межличностных отношений,  ставшее по утверждению видных  ученых, «проблемой века», является для социальной психологии ключевой проблемой.

   Большое значение и актуальность  приобретает изучение ребенка  в системе его отношений со  сверстниками в группе детского  сада, так как дошкольный возраст  – особо ответственный период  в воспитании. В это же время в общении детей возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на становление и развитие личности. Важно изучить эти взаимоотношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе  благоприятный эмоциональный климат.

   Межличностные отношения детей  – необходимое условие их психического  развития. Потребность в общении  рано становится для ребенка  основной социальной потребностью.

   Противоречие заключается в том,  что не у всех детей к  5-6 годам могут сформироваться межличностные отношения.

   Проблемой является то, что в   деятельности педагогов по формированию у детей межличностных отношений существуют трудности в выборе методов, форм работы с детьми, условий педагогического процесса, что не позволяет достичь намеченного результата.

    Цель  курсовой работы – теоретически изучить и экспериментально исследовать становление и развитие межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте.

   Объект исследования – межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования – динамика межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе под влиянием игровой деятельности.

Гипотеза: процесс сплочения детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада. Предполагаем, что игровая деятельность способствует формированию  межличностных отношений у детей 5-6 лет.

Задачи  курсовой работы:

    1. Изучить теоретический аспект становления и развития межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте.
    2. Подобрать экспериментальные методы исследования становления и развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста.
    3. Исследовать  межличностные отношения детей 6-7 лет в группе детского сада.
    4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей.

          Методы исследования

      • теоретические: изучение и анализ литературы,
      • диагностические: социометрия «Секрет» Т.А.Репина, рисунок «Мои друзья».

    Теоретическая значимость: обобщить и систематизировать  знания о межличностных отношениях детей старшего дошкольного возраста.

    Практическая  значимость: обобщение опыта по изучению межличностных отношений детей  в группе детского сада для дальнейшего  применения его на практике.

    База  исследования: МДОУ Нововасюганский  Центр развития ребенка – детский  сад №23 «Теремок».

    Описание  работы: Курсовая работа состоит из введения, первой и второй главы, заключения. Во введении обозначена актуальность изучения формирования межличностных  отношений детей старшего дошкольного  возраста в группе детского сада.

    В первой главе раскрыты такие вопросы, как: проблемы в формировании межличностных отношений, становление этих отношений в дошкольном возрасте, и как влияет совместная деятельность детей на их взаимоотношения.

    Во  второй главе проводится исследование становления межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте, описаны методы развития межличностных отношений, и проведен анализ развития этих отношений. В заключении сделаны выводы о том, что, изучив теоретический аспект становления и развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, можно, правильно подобрав методы, дать объективную оценку межличностным отношениям в группе детского сада.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Формирование межличностных отношений в дошкольном возрасте

1.1. Проблемы в формировании межличностных отношений в детском коллективе.

         Проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной. По словам С.Л.Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».[/////]

       Вопросы становления детского  коллектива, характерные особенности  группы детского сада и межличностных  отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес.

        Для полноценного развития детей  дошкольного возраста большое  значение имеет их общение  со сверстниками. Можно сказать,  что оно является школой социальных  отношений. Кроме того, в общении со сверстниками обогащаются образы и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.

        Поэтому и проблема межличностных  отношений, которая возникла на  стыке ряда наук – философии,  социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

      Несмотря  на то, что дошкольной психологией  и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. Кроме того, сама сложность проблемы требует использования новых методических средств, применяемых на современном этапе социально-психологической наук.

      Известно, что изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С.Заслужный, основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко и Н.К.Крупской. Начиная с 50-х годов советская психология начала очень бурно развиваться и появилось много работ по проблеме межличностных отношений.

      В 1968 г. при Институте дошкольного  воспитания была создана лаборатория «Формирования личности ребенка». Целью лаборатории была разработка комплекса методик по изучению таких вопросов как структура взаимоотношений детей на разных этапах дошкольного детства; особенности общения и взаимооценки детей в группе детского сада.

         Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но  именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду. [1]

        Так в своих работах американский  психолог Т.Шибутани, развивая эту мысль, говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях.  

         Он писал, что только «группа  равных приучает ребенка к  взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки». Т.Шибутани  высказывал предположение о том, что отсутствие того опыта общения ребенка со сверстниками, притупляет способность понимать других людей.

По определению  известного педагога А.П.Усовой, дошкольная группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности [14].

          В первые этапы проведенного  исследования подтвердилось, что  возрастная группа детского сада  не есть аморфное объединение  детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом определяется характером.

         При исследовании системы взаимоотношений  в группе детского сада они  выделяли в них три вида, каждый  из которых изучали отдельно с помощью специально разработанных методик. Так, например, большое внимание в исследованиях лаборатории было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников (работы Т.В.Антоновой, Т.А.Репиной и Л.А.Рояк). Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т.А.Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л.А.Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Т.В.Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения [1].

Информация о работе Особенности формирования межличностных отношений мальчиков и девочек в группе детского сада