Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:06, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретический аспект становления и развития межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать экспериментальные методы исследования становления и развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать межличностные отношения детей 6-7 лет в группе детского сада.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей.
Введение…………………………………………………………………………2
I. Формирование межличностных отношений детей 5-6 лет в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..5
1.1. Проблемы в формировании межличностных отношений детей в детском коллективе………………………………………………………………………..5
1.2. Становление межличностных отношений детей дошкольного возраста. 9
1.3. Влияние совместной деятельности детей дошкольного возраста на становление и развитие взаимоотношений детей 5-6 лет …………………...13
1.4. Использование методов изучения межличностных отношений………..16
II. Изучение формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………..25
2.1. Исследование становления межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………25
2.2. Методы развития межличностных отношений детей 6-7 лет………….29
2.3. Анализ развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе……………………………….34
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………...37
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Педагогический
факультет
Курсовая работа
«Особенности формирования межличностных отношений мальчиков
и
девочек в группе детского
сада»
доцент кафедры ДОиЛ
Томск-2008г
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.1. Проблемы
в формировании межличностных
отношений детей в детском
коллективе……………………………………………………
1.2. Становление межличностных отношений детей дошкольного возраста. 9
1.3. Влияние совместной
деятельности детей
1.4. Использование
методов изучения
II. Изучение формирования
межличностных отношений детей в старшем
дошкольном возрасте…………………………………………………………
2.1. Исследование
становления межличностных
2.2. Методы развития межличностных отношений детей 6-7 лет………….29
2.3. Анализ развития
межличностных отношений детей
старшего дошкольного возраста в
детском коллективе……………………………….34
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1.
Приложение 2.
Введение
Изучение межличностных
Большое значение и
Межличностные отношения детей
– необходимое условие их
Противоречие заключается в
Проблемой является то, что в деятельности педагогов по формированию у детей межличностных отношений существуют трудности в выборе методов, форм работы с детьми, условий педагогического процесса, что не позволяет достичь намеченного результата.
Цель курсовой работы – теоретически изучить и экспериментально исследовать становление и развитие межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования – межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – динамика межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе под влиянием игровой деятельности.
Гипотеза: процесс сплочения детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада. Предполагаем, что игровая деятельность способствует формированию межличностных отношений у детей 5-6 лет.
Задачи курсовой работы:
Методы исследования:
Теоретическая значимость: обобщить и систематизировать знания о межличностных отношениях детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: обобщение опыта по изучению межличностных отношений детей в группе детского сада для дальнейшего применения его на практике.
База исследования: МДОУ Нововасюганский Центр развития ребенка – детский сад №23 «Теремок».
Описание работы: Курсовая работа состоит из введения, первой и второй главы, заключения. Во введении обозначена актуальность изучения формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
В первой главе раскрыты такие вопросы, как: проблемы в формировании межличностных отношений, становление этих отношений в дошкольном возрасте, и как влияет совместная деятельность детей на их взаимоотношения.
Во
второй главе проводится исследование
становления межличностных отношений
детей в старшем дошкольном возрасте,
описаны методы развития межличностных
отношений, и проведен анализ развития
этих отношений. В заключении сделаны
выводы о том, что, изучив теоретический
аспект становления и развития межличностных
отношений детей старшего дошкольного
возраста, можно, правильно подобрав методы,
дать объективную оценку межличностным
отношениям в группе детского сада.
Глава I. Формирование межличностных отношений в дошкольном возрасте
Проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной. По словам С.Л.Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».[/////]
Вопросы становления детского
коллектива, характерные особенности
группы детского сада и
Для полноценного развития
Поэтому и проблема
Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. Кроме того, сама сложность проблемы требует использования новых методических средств, применяемых на современном этапе социально-психологической наук.
Известно, что изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С.Заслужный, основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко и Н.К.Крупской. Начиная с 50-х годов советская психология начала очень бурно развиваться и появилось много работ по проблеме межличностных отношений.
В 1968 г. при Институте дошкольного воспитания была создана лаборатория «Формирования личности ребенка». Целью лаборатории была разработка комплекса методик по изучению таких вопросов как структура взаимоотношений детей на разных этапах дошкольного детства; особенности общения и взаимооценки детей в группе детского сада.
Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду. [1]
Так в своих работах
Он писал, что только «группа равных приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки». Т.Шибутани высказывал предположение о том, что отсутствие того опыта общения ребенка со сверстниками, притупляет способность понимать других людей.
По определению известного педагога А.П.Усовой, дошкольная группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности [14].
В первые этапы проведенного
исследования подтвердилось,
При исследовании системы