Особенности детско-родительских отношений учащихся младших классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

С начала XX века в психиатрии и психологии постоянно растет интерес к роли семейных факторов в развитии личности ребенка, в этиологии психических заболеваний и эмоционально-личностных нарушений. Постепенно отношения между родителем и ребенком, супругами, семьей и внесемейным окружением, превращаются в самостоятельный предмет психологического изучения. Их исследования осуществляются в самых разных теоретических подходах: от психоаналитической традиции, центрированной на раннем опыте человека, до работы с актуальными состояниями семьи как целостной системы в системном подходе.

Работа содержит 1 файл

PSIXODIAGNOSTIKA_DETSKO-RODITELQSKIX_OTNOShENIJj.doc

— 484.00 Кб (Скачать)

III. Блок  «Я как родитель»: личностные  качества, эмоциональное состояние,  воспитательная компетентность, ожидания, факты биографии (развод, смена  работы, болезнь и т.д.). 

Дополнительные  сведения может дать количественный анализ результатов написания  сочинения. Он становится возможен за счет применения субъективной шкалы оценок высказываний по критерию «принятие–отвержение» ребенка. Отношение родителя к ребенку может характеризоваться как безусловное принятие, условное принятие, амбивалентное отношение, индифферентное отношение, скрытое и явное отвержение. 

Диапазон  шкалы оценок по критерию «принятие–отвержение»: от –3 баллов (явное отвержение) до +3 баллов (максимальное принятие). 

- 3 балла  приписывается высказываниям, в  которых отражено явное непринятие особенностей ребенка (холодность, раздражение и т.п.), что характеризует отношение к ребенку по типу отвержения – высокий уровень отвержения;  

- 2 балла  приписывается высказываниям, характеризующим  не столь явное, а скорее  скрытое отвержение ребенка – средний уровень отвержения;  

- 1 балл  приписывается высказываниям со  слабой выраженностью неудовлетворенности  ребенком или отношениями с  ним – низкий уровень отвержения;

0 баллов  приписывается нейтральным высказываниям,  в которых приводятся конкретные  сведения или факты без выраженного отношения к ним;

+ 1 балл  приписывается высказываниям, близким  к нейтральным, но все же  содержащим слабую выраженность  позитивного отношения к ребенку  – низкий уровень принятия;

+ 2 балла  приписывается высказываниям, отражающим позитивное отношение к ребенку – средний уровень принятия;

+ 3 балла  приписывается высказываниям, в  которых отражено максимально  позитивное отношение к ребенку,  безусловное принятие тех его  качеств и особенностей, о которых  пишет родитель — высокий уровень принятия.

По  результатам суммирования баллов, приписываемых  высказываниям, делаются выводы о характере  отношения родителя к ребенку  и возможных зонах неблагополучия во взаимодействии с ребенком. 

Выраженность  отрицательного полюса говорит о  высокой степени отвержения в исследуемой сфере отношений.

Выраженность  положительного полюса свидетельствует  о том, что в рассматриваемой  сфере родитель демонстрирует принятие ребенка.

1.«Открытая»  шкала выявляет общий спектр  проявлений особенностей родительской позиции с помощью ненаправленных незаконченных предложений. Результаты позволяют получить дополнительную информацию о переживаниях родителя, значимых характеристиках сложившегося образа ребенка у родителя.

Шкала включает в себя три незаконченных  предложения:

- Когда я думаю о своем ребенке, то ...

- Скорее всего, он/она ...

- Я  всегда замечал(а) ...

2. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала позволяет также выявить степень признания родителем самоценности ребенка.

Шкала включает в себя два незаконченных  предложения:

- По  сравнению с другими детьми  его/ее возраста ...

- Когда  мы с ним/ней бываем среди  других детей ...

3. Шкала  «Значимые характеристики ребенка»  позволяет выделить основные  качества и свойства ребенка, являющиеся значимыми для родителя.

Шкала включает в себя два незаконченных  предложения:

- Самое главное в характере моего ребенка ...

- Мой  ребенок силен в ...

4. Шкала «Позитивные особенности ребенка» выявляет принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Описываемые качества могут включать в себя физические особенности и внешность ребенка; его знания, умения, навыки или достижения; особенности поведения и деятельности; выполнение требований родителей; интеллектуальные, моральные, волевые, эмоциональные качества ребенка; особенности тендерной идентичности.

Шкала включает в себя два незаконченных  предложения:

- Я люблю, когда мой ребенок ...

-  Мне нравится в моем ребенке ...

5.  Шкала «Идеальные ожидания» выявляет декларируемые или реальные цели и ценности родительского воспитания, восприятие перспектив развития ребенка и отношений с ним, предпочитаемые качества ребенка.

Шкала включает в себя четыре незаконченных  предложения:

-  Я хотел(а) бы, чтобы ...

-  Я всегда мечтала о том, что ...

-  Я был(а) бы рад(а), если бы ...

-  Мой ребенок достаточно способен, чтобы ...

6.  Шкала «Возможные страхи, опасения» выявляет зоны возможной обеспокоенности, тревоги, вины, страха родителя по отношению к ребенку и перспективам его развития. Позволяет выявить степень переживания родителем ответственности за возникающие трудные ситуации в жизни ребенка и возможные фрустрации в детско-родительских отношениях.

Шкала включает в себя три незаконченных  предложения:

- Меня беспокоит в нем/ней ...

-  Я боюсь, что ...

-  Мне бы не хотелось, чтобы ...

7. Шкала «Реальные требования» выявляет особенности воспитательной позиции родителя, ее эффективность и ресурсы, особенности практики воспитательных воздействий родителя на поведение ребенка.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ...

- Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ...

8. Шкала  «Причины трудностей» выявляет  не принимаемые родителем свойства  и качества ребенка. Шкала позволяет  выявить конфликтные зоны во взаимоотношениях с ребенком.

Шкала включает в себя три незаконченных  предложения:

-  Я очень раздражаюсь, когда ...

-   Мне не нравится в нем/ней ...

- Думаю, что ему/ей мешает ...

9. Шкала  «Анамнестические данные» направлена  на получение информации, позволяющей более полно реконструировать историю развития ребенка, выявить значимые события в генезисе развития ребенка и характер переживания родителем этих событий.

Шкала включает в себя три незаконченных  предложения:

- Когда он/она рос(ла) ...

- Когда он/она был(а) маленьким(ой) ...

- Самое трудное, что пережил мой ребенок ...

10. Шкала «Интересы, предпочтения ребенка» позволяет понять особенности предпочитаемых видов деятельности ребенка, выявить сферу интересов ребенка «глазами родителя», особенности принятия Интересов и предпочтений ребенка родителем.

Шкала включает в себя три незаконченных  предложения:

- Моего ребенка интересует ...

- Мой ребенок любит ...

- Он/она предпочитает ...

11. Шкала «Ситуация «Мы-взаимодействия» позволяет определить зоны принятия ребенка в значимых для родителя сферах. Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Мне приятно, когда мы с моим ребенком ...

- Мои ребенок и я ...

- Наши отношения с ребенком ...

 

 

Приложение 3

 

Протоколы сочинений родителей детей

 

Пример 1. Протокол сочинения мамы Светы Ш.

«Открытая» шкала

1. Когда я думаю о своем ребенке, то ... думаю, как хорошо, что она есть.

11. Скорее всего, он/она ... <- - ->

21. Я всегда замечал(а) ... <- - ->

Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста ... как все.

12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ... она лидирует, командует.

Значимые характеристики в оценке ребенка

22. Самое главное в характере моего ребенка ... упрямство, целеустремленность.

23. Мой ребенок силен в ... спорте, есть успехи.

Положительные особенности  ребенка

3. Я люблю, когда мой ребенок ... хорошо кушает, не капризничает, занят делом.

13. Мне нравится в моем ребенке ... все: внешность, красота фигуры, серьезность.

Идеальные ожидания

4. Я хотел (а) бы, чтобы ... в жизни у нее было все хорошо.

14. Я всегда мечтал(а) о том, что ... она будет заниматься спортом, и она занимается.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы ... все у нее в 1-м классе было хорошо.

26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы ... у нее все было хорошо.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней ... иногда капризы.

15. Я боюсь, что ... она будет болеть.

25. Мне бы не хотелось, чтобы ... она капризничала.

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ... чтению.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ... капризничать.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда ... она беспричинно ревет.

17. Мне не нравится в нем/ней ... КАПРИЗЫ.

27. Думаю, что ему/ей мешает ... лень.

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла) ... <- - ->

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой) ... она была, как кукла: красивые голубые глаза, кудрявые волосы.

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок ... <- - ->

Интересы, предпочтения ребенка

9. Моего ребенка интересует ... спорт (горные лыжи), ходит в секцию.

19. Мой ребенок любит ... рисовать, играть в куклы, ее хобби — это спорт.

29. Он/она предпочитает ... отдых в Турции, на юге.

Ситуация «Мы-взаимодействия»

10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком ... вместе.

20. Мой ребенок и я ... очень привязаны друг к другу, все свободное время ясней.

30. Наши отношения с ребенком ... мы любим друг друга. 

 

Пример 2. Протокол сочинения мамы Марии П.

«Открытая» шкала

1. Когда я думаю о своем ребенке, то ... радуюсь, что она у меня есть.

11. Скорее всего, он/она ... общительный ребенок.

21. Я всегда замечал(а) ... что мой ребенок очень добрый и ласковый.

Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста ... мой ребенок говорит по-английски.

12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ... она иногда стесняется и не знает, как начать играть с другими детьми.

Значимые характеристики в оценке ребенка

22. Самое главное в характере моего ребенка ... доброта.

23. Мой ребенок силен в ... пении и рисовании.

Позитивные особенности  ребенка

3. Я люблю, когда мой ребенок ... сидит у меня на коленях.

13. Мне нравится в моем ребенке ... то, что она добрая и ласковая.

Идеальные ожидания

4. Я хотел(а) бы, чтобы ... вырос умным и хорошим.

14. Я всегда мечтал(а) о том, что ... чтобы она занималась танцами.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы ... я нашла для нее все кружки, которые запланировала (танцы, английский, рисование).

26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы ... развиваться во всех направлениях.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней ... здоровье.

15. Я боюсь, что ... много чего.

25. Мне бы не хотелось, чтобы ... мы все поскорее адаптировались к нашему новому месту жительства (в данном случае респондентка переформулировала вопрос).

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ... уборке своих игрушек.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ... тяжело ложиться спать и тяжело вставать по утрам.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда... мне приходится говорить своему ребенку одно и то же (например, убрать игрушки) и все без толку.

17. Мне не нравится в нем/ней... то, что она повторяет за мной то, что мне не нравится в себе (например, как она повышает голос, если ей что-то не нравится).

27. Думаю, что ему/ей мешает ... отсутствие каких-либо близких друзей, с которыми бы она проводила время вне садика (например, в парке).

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла) ... она была разной.

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой) ... мы много путешествовали.

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок ... двухнедельную разлуку со мной и двухмесячную с моим мужем.

Интересы, предпочтения ребенка

9. Моего ребенка интересует ... книжки, песенки и стишки.

19. Мой ребенок любит ... проводить время вместе с папой и мамой.

Информация о работе Особенности детско-родительских отношений учащихся младших классов