Особенности детско-родительских отношений учащихся младших классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

С начала XX века в психиатрии и психологии постоянно растет интерес к роли семейных факторов в развитии личности ребенка, в этиологии психических заболеваний и эмоционально-личностных нарушений. Постепенно отношения между родителем и ребенком, супругами, семьей и внесемейным окружением, превращаются в самостоятельный предмет психологического изучения. Их исследования осуществляются в самых разных теоретических подходах: от психоаналитической традиции, центрированной на раннем опыте человека, до работы с актуальными состояниями семьи как целостной системы в системном подходе.

Работа содержит 1 файл

PSIXODIAGNOSTIKA_DETSKO-RODITELQSKIX_OTNOShENIJj.doc

— 484.00 Кб (Скачать)

Для уточнения некоторых данных, полученных с помощью теста PARI, мы в процессе беседы с супругами  выясняли роль каждого супруга в процессе воспитания детей, бывают ли у супругов разногласия по поводу воспитания, чье мнение бывает решающим. Кроме того, мы просили рассказать супругов о своих реальных отношениях с детьми, вспомнить некоторые ситуации общения с детьми.

Анализ результатов беседы показал, что наиболее активными в воспитании детей признавали себя женщины (с чем их супруги соглашались), в случае разногласия «последнее слово» часто принадлежало жене. Таким образом, в нашем исследовании выступило, что наиболее активны в процессе воспитания детей именно матери, их установки относительно детско-родительских отношений, особенно в молодых семьях, являются доминирующими, именно они являются основными проводниками стиля детско-родительских отношений. Влияние отцов, проявляется в меньшей степени, что, как нам кажется, вызвано их меньшей реальной включенностью в процесс воспитания детей.

Анализ представлений супругов, выявленных в нашем исследовании, мы проводили в двух направлениях: анализ представлений супругов как семейной пары; анализ представлений супругов о детско-родительских отношениях в зависимости от пола супругов. Прежде всего, проанализируем представления супругов по выделенным в данном тесте факторам – демократичность отношений, наличие гиперопеки, авторитарность в отношениях с детьми (см. табл.1).

 

Таблица 1

 

Выраженность представлений супругов о детско-родительских отношениях, объединенных в различные факторы

 

Факторы

Демократич-ность

Гиперопека

Авторитар-ность

Семьи, имеющие младших школьников

5 семей

3 семьи

2 семьи


 

Диаграмма 1

Отметим, что фактор «демократичность»  включает в себя шкалы: «Возможность ребенка высказаться», «Равенство родителей  и ребенка», «Поощрение активности ребенка», «Товарищеские отношение  между родителями и детьми». В целом можно сказать, что более демократичными показали себя семьи с младшими школьниками – 50% (5 семей).

Фактор  «Гиперопека» включает в себя следующие  шкалы: «Оберегание ребенка от трудностей», «Зависимость ребенка от матери», «Сверхавторитет родителей», «Подавление агрессивности ребенка», «Подавление сексуальности ребенка», «Навязчивость родителей». По данному фактору мы получили немного показатели – 30% (3 семье), хотя в данном случае наблюдаются различия между взглядами мужчин и женщин.

По фактору «Авторитарность» во всех семьях, имеющих детей (шкалы: «Подавление воли ребенка», «Супружеские конфликты», «Строгость родителей», «Раздражительность родителей», «Мученичество родителей») вышло 20% (2 семьи).

Причины изменения взглядов супругов на детско-родительские отношения необходимо искать в особенностях реального взаимодействия родителей с детьми того или иного возраста.

Итак, в семьях, имеющих детей – младших школьников, показатели по факторам «Демократичность», «Гиперопека» и «Авторитарность» близки к социальному нормативу. Мы видим, что семьи, имеющие детей, показатели авторитарности взглядов родителей младших школьников низкие.

Родители младших школьников, приобретая достаточный опыт детско-родительского взаимодействия, более реально и осознанно относятся к проблеме подавления воли их детей, применению к ним строгих санкций. С другой стороны, школьная жизнь становится первой ступенью социальной зрелости ребенка.

Происходит  расширение сферы общения детей, появляются новые авторитеты (учитель), формируются деловые отношения в учебном коллективе. В норме у младших школьников формируется более адекватная самооценка на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, развивается уверенность в себе, своей компетентности.

Младшие школьники менее эмоционально возбудимы, они уже в какой-то мере способны владеть своими чувствами. Они добродушны, отзывчивы, любознательны, еще готовы подчиняться указаниям взрослых. Именно в этом возрасте появляется тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения19.

Усвоение моральных норм и правил поведения, формирование нравственных мотивов, развитие социальных эмоций (чувства  ответственности, доверия к людям, способность к сопереживанию) делает реально возможными демократические отношения, без ярко выраженных авторитарных воздействий родителей и их опекающих установок. Лишь в случае неблагоприятного вхождения ребенка в школьную жизнь и выраженной школьной дезадаптации нормативность родительских воспитательных установок исчезает20.

Итак, сравнительный анализ представлений  родителей, имеющих детей младших  школьников позволяет нам сделать  вывод, что восприятие родителями детско-родительских отношений зависит от тех жизненных  проблем развития, которые в данный возрастной период решают их дети и определяется опытом реального взаимодействия с детьми.

Еще один аспект анализа результатов  нашего исследования – выявление  особенностей представлений супругов в зависимости от той поло-ролевой  позиции, которую выполняет супруг в семье. Выраженность взглядов супругов по факторам демократичность, гиперопека и авторитарность в зависимости от пола супруга представлены в таблице 2.

Таблица 2

Выраженность представлений о  детско-родительских отношениях в зависимости  от пола супруга (средние показатели мужчин и женщин)

 

Пол

Демократич-ность

Гиперопека

Авторитар-ность

Женщины

5,7

5,9

5,5

Мужчины

5,1

5,5

6,3


 

Диаграмма 2

 

При сравнении средних показателей  выраженности демократичности у  мужчин и женщин обнаруживается, что  в целом женщины более демократичны по отношению к детям. Взгляды мужчин и женщин различаются в пользу большей способности женщин выслушать ребенка, понять его проблемы. Женщины более чем мужчины поощряют индивидуальность ребенка, способствуют выражению его мыслей и взглядов, поощряют желание высказаться.

Матери детей младшего школьного возраста проявляют нормативную демократичность. Мужчины менее демократичны в отношениях с детьми, чем женщины, и в целом дают более низкие показатели по сравнению с женщинами на протяжении всей жизни.

Такие результаты, на наш взгляд, определяются влиянием нормативного поло-ролевого поведения отцов с детьми как  носителей «высшей власти» в  семье, защитой своего авторитета отцами («Слово отца – закон»).

Средние показатели выраженности гиперопеки у женщин выше, чем у мужчин. Динамика представлений о необходимости опеки у мужчин иная. В общем, мужчины более часто предоставляют детям получать собственный жизненный опыт путем проб и ошибок.

На наш взгляд, большая выраженность необходимости опеки во взглядах мужчин, имеющих детей – школьников, связана с изменением статуса «отца» для младших школьников. Как показано в исследованиях многих психологов, изучающих возрастные особенности детей, именно в младшем школьном возрасте, и далее в подростковом наблюдается усиление значимости отца в отношениях с детьми. Об этом свидетельствуют и наши результаты. Мать, взявшая на себя основную заботу о ребенке на начальных этапах его жизни (младенческий, ранний и дошкольный возраст), на данном этапе развития семьи постепенно «сдает свои позиции», т.к. забота о школьнике требует большего участия именно отца (например, помочь решить сложные математические задачи, «разобраться» с обидчиками сына или дочери – подростка). Этим мы и можем объяснить повышение показателей по фактору «опека» у отцов детей школьного возраста.

По фактору авторитарность мы получили видимые различия средних показателей  мужчин и женщин, что позволяет  утверждать, что взгляды мужчин на воспитание детей более авторитарны, чем взгляды женщин. Действительно, именно функцией мужчин, прежде всего, является проявление строгости в воспитании, в случае необходимости подавление неблаговидных поступков ребенка. Женщины менее склонны проявлять строгость по отношению к детям, они скорее готовы простить ребенка за проступок, приласкать его, защитить от санкций.

Мужчины не представляют воспитание детей без строгости, дисциплины, правил, норм поведения и беспрекословного их исполнения. Они придерживаются мнения, что дети, воспитанные в  строгости, в последствие будут благодарны своим родителям. У мужчин показатели властности взглядов достаточно высоки.

В целом, на основании теоретического анализа проблемы и ее экспериментального изучения можно сделать следующие  выводы:

Наиболее активны в процессе воспитания детей женщины, их установки относительно детско-родительских отношений являются доминирующими, именно они являются основными проводниками стиля детско-родительских отношений. Влияние отцов проявляется в меньшей степени, чем матерей, что вызвано их меньшей реальной включенностью в процесс воспитания.

Существуют определенные закономерности изменения тех или иных представлений  семей о детско-родительских отношениях в зависимости от этапа развития семьи. Взгляды супругов о детско-родительских отношениях меняются от «идеализированных», нормативно одобряемых взглядов к более реалистичным взглядам родителей, учитывающих жизненные проблемы развития, которые в данный возрастной период решают их дети. Взгляды супругов, имеющих детей – младших школьников, наиболее близки к социально одобряемому нормативу детско-родительского взаимодействия. В связи с тем, что в этом возрасте у детей появляется тенденция к формированию сознательного регулирования поведения, происходит усвоение моральных норм, развитие социальных эмоций становятся реально возможными демократические отношения родителей с детьми, без ярко выраженных авторитарных воздействий взрослых и их опекающих установок. Полученные в исследовании данные дают возможность глубже проникнуть в понимание процессов, происходящих в семье, помогают определить основные проблемные точки в отношениях родителей к детям, позволяют разрабатывать принципы коррекционно-развивающей работы с учетом взглядов супругов на детско-родительские отношения.

2.2. Методика «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений.

 

Изучение позиции родителей в детско-родительском взаимодействии проводилось при помощи модифицированного варианта методики «Родительское сочинение», представленного в форме неоконченных предложений. Модифицированная методика «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений позволила выявить такие особенности родительской позиции как особенности образа ребенка; характер эмоционального принятия ребенка родителем и отношение к нему; когнитивный образ и переживание родителем характера своего взаимодействия с ребенком. Использование этой методики позволило получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско-детских отношениях, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнез, отражающий историю развития ребенка и выявить некоторые личностные особенности самого родителя.

Практика показывает, что модифицированный вариант методики «Родительское  сочинение» в форме незавершенных предложений снимает основные трудности проведения и интерпретации результатов. Родители легче и охотнее соглашаются на диагностическое взаимодействие с психологом, оказываясь в привычной ситуации заполнения анкет и опросников. Заданность и последовательность предъявления диагностического материала позволяет актуализировать исследуемые особенности родительско-детских отношений: прямые и отраженные оценки ребенка; ценностные ориентации родителя, включающие систему идеальных ожиданий, реальных требований и возможных страхов и опасений; особенности совместной деятельности родителя и ребенка.  

По результатам методики «Родительское  сочинение» становится возможным выявление  родительской позиции в семьях дошкольников, сложившегося образа ребенка у родителя, особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Методика позволяет также получить данные об индивидуально-личностных особенностях родителя. 

В используемом нами модифицированном варианте методики «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений особенности родительской позиции выявляются по одиннадцати шкалам: «Открытая», «Сравнительная оценка ребенка», «Значимые характеристики ребенка», «Позитивные особенности ребенка», «Идеальные ожидания», «Возможные страхи, опасения», «Реальные требования», «Причины трудностей», «Анамнестические данные», «Интересы, предпочтения ребенка», «Ситуация «Мы-взаимодействия» (Приложение 2).

Методика позволяет выделить определенные компоненты родительской позиции, включающие в себя образ ребенка, образ отношений в семье, образ самого родителя.

Информация о работе Особенности детско-родительских отношений учащихся младших классов