Особенности детско-родительских отношений учащихся младших классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

С начала XX века в психиатрии и психологии постоянно растет интерес к роли семейных факторов в развитии личности ребенка, в этиологии психических заболеваний и эмоционально-личностных нарушений. Постепенно отношения между родителем и ребенком, супругами, семьей и внесемейным окружением, превращаются в самостоятельный предмет психологического изучения. Их исследования осуществляются в самых разных теоретических подходах: от психоаналитической традиции, центрированной на раннем опыте человека, до работы с актуальными состояниями семьи как целостной системы в системном подходе.

Работа содержит 1 файл

PSIXODIAGNOSTIKA_DETSKO-RODITELQSKIX_OTNOShENIJj.doc

— 484.00 Кб (Скачать)

Блок «Образ ребенка» включает в  себя идеальный и реальный образы ребенка. Идеальный образ ребенка отражается в декларируемых родителями целях и ценностях воспитания, их представлениях о будущем ребенка (учеба, профессия, личностные особенности, сравнение ребенка с родителем), страхах и опасениях родителей (шкалы 5, 6, 7). 

Реальный образ ребенка включает в себя представления родителей  о значимых особенностях и качествах  ребенка, его интересах, особенностях отношений с взрослыми и сверстниками. Реальный образ ребенка складывается из образа ребенка в прошлом (анамнестические сведения, шкала 9) образа ребенка в настоящем – оценочный (прямая и сравнительная оценка ребенка, шкалы 2, 4) и констатирующий (значимые характеристики, интересы, трудности, шкалы 3, 8, 10) компоненты образа. 

Блок «Образ отношений в семье» включает в себя воспитательные требования родителей, особенности совместной деятельности родителя и ребенка, эмоциональный компонент отношений ребенка с родителями, особенности отношений с другими взрослыми в семье (шкала 11). 

Определенную информацию дают результаты ответов родителей на нейтральные  незаконченные предложения (шкала 1). По этой шкале родители имеют возможность высказаться о наиболее важном и значимом для них в относительно свободной форме. 

Сочинения родителей анализируются  по следующим критериям: распространенность среди высказываний определенных содержательных категорий, их эмоциональный знак, особенности  временной перспективы высказываний (временная направленность на настоящее, прошлое, будущее) и центрированность высказываний (на ребенке, на родителе, на отношениях между ребенком и родителем). Подсчитываются также коэффициент распространенности описания и коэффициент значимости блоков «Образ идеального ребенка», «Образ реального ребенка» и «Образ отношений в семье».

В проведенном нами исследовании было проанализировано 20 сочинений родителей детей младшего школьного возраста, посещающих начальные классы и проживающих в г. Москве.

1. Категории высказываний.

Контент-анализ сочинений родителей  позволил выделить ряд категорий  высказываний, специфичных для каждого  блока анализируемых показателей.  Обобщенный список категорий контент-единиц по блоку «Образ ребенка», относящихся к представлениям родителей о реальном и идеальном ребенке  

Значимые характеристики, качества:

1) личностные  особенности; 

2) волевая сфера, самоконтроль;

3) когнитивная сфера; 

4) коммуникативная сфера; навыки;

5) эмоциональная сфера; 

6) самостоятельность;

7) внешность, физическое развитие;

8) самообслуживание, бытовые

9) здоровье;

10) вкусовые предпочтения.


Интересы, деятельностные предпочтения:

1) природа  (животные, растения);

2) культурные мероприятия; 

3) ТВ;

4) компьютер; (математика, языки);

5) игра;

6) продуктивные виды деятельности;

7) чтение;

8) спорт, танцы;

9) музыка, пение;

10) интеллектуальные занятия

11) прогулки;

12) обучение, поступление в детский  сад / школу / вуз.


Особенности отношений:

1) послушание;

2) близость, симбиоз;

3) совместность во взаимодействии;

4) внешние влияния.


Трудные жизненные ситуации:

1) утрата, сепарация; 

2) развод, конфликт, переезд.


Дополнительные категории:

1) обобщенные  высказывания;

2) переживания родителей.


 

 

В блоке «Образ отношений в семье» среди выделенных категорий не представлены категории, отражающие значимые характеристики и качества ребенка, и более дифференцированы категории, характеризующие качественные различия в характеристике детско-родительских отношений. 

Обобщенный список категорий по блоку «Образ отношений в семье» 

Интересы, деятельностные предпочтения:

1) отдых,  прогулки;

2) совместность в деятельности (без конкретизации вида деятельности);

3) бытовое взаимодействие;

4) межличностное общение; 

5) культурные мероприятия;

6) игра;

7) продуктивные виды деятельности;

8) чтение;

9) музыка, пение;

10) занятия, обучение.


Характер отношений  с ребенком:

1) дружба;

2) любовь;

3) доверие; 

4) понимание;

5) послушание/подчинение;

6) близость, симбиоз.


Дополнительные категории:

1) обобщенные  высказывания;

2) шаблон «мы – дружная семья».


Категории высказываний по «Открытой» шкале:

1) чувство  «принадлежности» ребенка; 

2) условный симбиоз;

3) личностные качества;

4) коммуникативные качества;

5) волевые качества;

6) навыки самообслуживания;

7) эмоциональные проявления;

8) способности; 

9) обучение, профессия;

10) внешность;

11) детско-родительские отношения;

12) послушание;

13) сравнительная оценка;

14) внешние влияния;

15) телесный контакт;

17) обобщенные высказывания;

16) переживания родителя;

18) сензитивность к состоянию  ребенка.


 

 

2. Эмоциональный знак отношения  

 

Эмоциональная составляющая высказываний родителей отражает особенности  принятия ребенка родителем (положительный, отрицательный, амбивалентный, нейтральный, эмоциональные знаки высказывания).

Эмоциональный знак высказываний не анализируется  по шкалам «Возможные страхи, опасения», «Причины трудностей» (предполагает отрицательный  знак), «Интересы, предпочтения ребенка» (предполагает нейтральный знак), «Реальные требования» (предполагает нейтральный и отрицательный знаки). 

3. Временная перспектива образа 

Временная отнесенность образа ребенка, себя как родителя или отношений  с ребенком (на прошлое, настоящее, будущее) определяется по «Открытой» шкале. По другим шкалам временная направленность высказываний задана изначально. В высказываниях родителей могут встречаться исключения, и они интересны для разбора индивидуальных случаев. 

4. Характер центрированности высказываний 

Определение характера центрированности высказываний (на ребенке, на родителе, на отношениях родителя с ребенком) возможно также только по «Открытой» шкале. По другим шкалам центрированность высказываний в основном задана изначально. Отражением центрированности высказываний на родителе служит выраженность по группе в блоке «Образ ребенка» такой категории, как «переживания самого родителя». Отражением центрированности на отношениях с ребенком служит выраженность по группе в блоке «Образ ребенка» таких категорий, как «послушание», «близость, симбиоз», «совместность во взаимодействии». 

5.  Распространенность описания 

Коэффициент распространенности описания (Краспр.) – показатель степени полноты, подробности идеального и реального образов Ребенка; образа самого родителя и особенностей его воспитательной Позиции; образа детско-родительских отношений.

Краспр. = кол-во контент-единиц по блоку / кол-во чел. (по группе) 

6. Значимость блоков «Образ идеального  ребенка», «Образ реального ребенка», «Образ отношений в семье» 

Показатель  предпочитаемой ориентации родителей на реальный, идеальный образы ребенка или на образ отношений с ним. Коэффициент значимости (Кзнач.) образа отражает степень значимости определенного блока высказываний для родителей. 

Кзнач. = Краспр. / количество вопросов в блоке  

В нашем  исследовании были представлены пять групп испытуемых, различающихся по типам взаимодействия родителя и ребенка (табл. 3). Выделенные группы значимо различаются по определенным переменным, отражающим деятельностный и эмоциональный компоненты взаимодействия. 

Таблица 3

Типы взаимодействия родителя и  ребенка 

 

Название группы

Характер взаимодействия

1. Конфликтный  тип

несогласованное «Мы»

2. Гармоничный  тип

комплементарное «Мы»

3. Дистантный  тип

взаимодействие «рядом»

4. «Родитель-диктатор»

доминирование–подчинение

5. «Ребенок-диктатор»

доминирование–подчинение


 

 

На основе предложенной модели эмпирически  выделены пять типов детско-родительского взаимодействия, включающие конфликтный, гармоничный, дистантный виды и доминантный, подразделяемый в зависимости от субъекта доминирования на виды «доминирующий родитель – покорный ребенок», «доминирующий ребенок – потворствующий родитель». В табл. 4 представлено распределение детско-родительских диад в соответствии с выделенными видами.

Таблица 4

 

Распределение детско-родительских диад по группам

 

Название группы

Количество диад в  группе

Количество испытуемых в группе в (в %)

1.Конфликтное взаимодейтсвие

1

10%

2. Гармоничное взаимодействие

1

10%

3.Дистантное взаимодействие

1

10%

4.Доминантное взаимодействие: Доминирующий родитель-покорный ребенок

4

40%

5.Доминантное взаимодействие: Доминирующий ребенок - потворствующий родитель

3

30%

ВСЕГО:

10

100


 

Как можно видеть из таблицы 4 преобладает доминантный тип взаимодействия, в котором лидирующая роль отводится родителю, реализующему доминантный стиль руководства (40%).

Вместе с тем, достаточно распространенным оказывается противоположный  тип доминантного взаимодействия с  доминирующим ребенком и потворствующим родителем (30%). Не может не вызывать тревогу то обстоятельство, что лишь 10% диад обнаружили гармоничный тип взаимодействия. Достаточно редко встречались конфликтный и дистантный типы взаимодействия (по 10%)

На основании полученных данных нами описаны особенности родительской позиции при различных типах  взаимодействия с ребенком.

Характеристика родительской позиции при конфликтном типе взаимодействия 

Основным характерным отличием образа ребенка при конфликтном  типе взаимодействия является то, что  он менее дифференцирован, по сравнению  с другими типами. Интересно, что  при прямой оценке особенностей ребенка  родителей в основном волнует  развитие определенных способностей (спорт, музыка) и физическое благополучие ребенка (хорошо кушает, здоров, красив). При сравнении своего ребенка с другими детьми большинство родителей говорят о его коммуникативных качествах. Отмечают, что их ребенок лидирует, старается со всеми подружиться, найти общий язык. Та же ситуация наблюдается и в образе идеального ребенка: также представлены категории, связанные с физическим благополучием (будет сильным, будет заниматься спортом), коммуникативными качествами (будет лидером, будет много друзей) и развитием способностей (изучит любую науку). Опасения родителей в будущем связаны с физическим благополучием (здоровье) и послушанием ребенка (будет непослушен, капризен).  Образ ребенка в прошлом (анамнестические сведения) у конфликтных родителей в основном складывается из оценки физической стороны развития (была как кукла, был подвижный, шустрый) и деятельностных предпочтений (любил машинки, мультики). Интересы ребенка глазами родителей не имеют определенной выраженной направленности. Чуть более выражен интерес к спорту, танцам, что тоже подчеркивает важность физического компонента в образе ребенка.

Эмоционально-личностные особенности в образе ребенка  у родителей из конфликтной группы значительно менее представлены и упоминаются в связи с  возможными зонами конфликтности. Родители видят среди основных возникающих трудностей особенности эмоционального реагирования ребенка (беспричинно ревет, расстраивается, раздражается). 

Таким образом, у конфликтных родителей образ  ребенка ориентирован в основном на внешнюю активность: определенные достижения ребенка в интеллектуальной, коммуникативной, деятельностной сферах; физическое состояние (здоровье, внешность, физическая активность). Эмоционально-личностная сторона образа затрагивается в Негативном контексте.  

Родители  из конфликтной диады ориентированы  на настоящее – Кзнач. блока «Образ реального ребенка» равно 0,98. Если рассматривать отдельно нейтральные высказывания как наиболее информативные для выявления центрированности и направленности позиции родителя, то в среднем 83% из них направлены на настоящее и центрированы на ребенке.  

Информация о работе Особенности детско-родительских отношений учащихся младших классов