Особенности детско-родительских отношений учащихся младших классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

С начала XX века в психиатрии и психологии постоянно растет интерес к роли семейных факторов в развитии личности ребенка, в этиологии психических заболеваний и эмоционально-личностных нарушений. Постепенно отношения между родителем и ребенком, супругами, семьей и внесемейным окружением, превращаются в самостоятельный предмет психологического изучения. Их исследования осуществляются в самых разных теоретических подходах: от психоаналитической традиции, центрированной на раннем опыте человека, до работы с актуальными состояниями семьи как целостной системы в системном подходе.

Работа содержит 1 файл

PSIXODIAGNOSTIKA_DETSKO-RODITELQSKIX_OTNOShENIJj.doc

— 484.00 Кб (Скачать)

Образ ребенка  в целом имеет эмоционально-положительную  окраску. Исключение составляет образ  ребенка в прошлом с приоритетом  нейтральных по знаку высказываний (67%), в особенности при сравнении ребенка с другими детьми (50% нейтральных высказываний). По критерию эмоциональной направленности будущее представляется родителям более позитивным, чем настоящее (ожидания в 98% случаях позитивные). 

Родитель  относится к ребенку в прошлом по большей части эмоционально-нейтрально. Все значимое и важное для родителя происходит в настоящем, при этом в будущем ребенок видится более позитивно, чем в настоящем.

Относительно  образа отношений с ребенком можно  сказать, что он положительно окрашен (78% положительных высказываний). Приоритет каких-либо определенных категорий в образе отношений между ребенком и родителем выявить не представляется возможным. Родители в равной степени отмечают дружбу, любовь, близость во взаимоотношениях с ребенком. Совместная деятельность строится вокруг чтения, пения и свободного времяпрепровождения.  

Пример  протокола сочинения мамы Светы Ш. (Приложение 3)

 

Характеристика родительской позиции при гармоничном типе взаимодействия. 

Наиболее  значимыми характеристиками в реальном образе ребенка для родителей из гармоничных диад являются его личностные особенности. Интересно, что в отличие от других групп большинство Родителей отмечают доброту как основное качество их ребенка. Родители также отмечают такие личностные качества ребенка, как открытость, непосредственность, наивность, добродушие. При сравнительной оценке качеств ребенка фокус образа смещается в сторону коммуникативной сферы («находит общий язык», «общительный» «со всеми играет»). В целом эмоциональный знак реального образа ребенка положительный. 

Диапазон  предпочтений в образе ребенка достаточно широкий, но наиболее выражены игровые  предпочтения. Чуть менее выражена категория «чтение», еще менее  – вкусовые предпочтения, любовь к животным/растениям, просмотр телевизора. В некоторых случаях в сферу интересов родитель включает себя или другого родителя («играть с папой», «сидеть дома с мамой»). Причины негативных проявлений в поведении ребенка (трудностей) родители из гармоничных диад видят в особенностях развития волевой сферы («неусидчив, рассеян»), внутрисемейного взаимодействия («не слушает», «перенимает не то, что хотелось бы»), в коммуникативной сфере («скован», «не имеет близких друзей»).  

Родитель  склонен рассматривать себя в  контексте трудностей ребенка («просит меня, когда мне некогда», «приходится говорить ему по нескольку раз»). Предъявляемые ребенку требования касаются его эмоциональной сферы («перестал плакать», «расстраиваться», «переживать») и интеллектуальных занятий («писал», «читал», «занимался»). Вообще, плач упоминается родителями этой группы значительно чаще, чем в других диадах. Такие негативные эмоциональные реакции, как раздражение, злость, вообще не упоминаются. Ожидания у родителей концентрируются вокруг здоровья («чтобы не болел», «вырос крепким») и часто носят обобщенный характер (в форме пожеланий ребенку хорошего в дальнейшей жизни). Опасения родителей также носят, скорее, обобщенный характер («в жизни будет нелегко, тяжело») или связаны со здоровьем ребенка.  

В образе идеального ребенка у родителей из гармоничных диад, наряду с когнитивной и физической сторонами, достаточно значимой является эмоционально-личностная («спокойный», «счастливый», «умный», «здоровый»). Образ ребенка в прошлом достаточно дифференцирован. В основном для родителей важно, каким было внутрисемейное взаимодействие с ребенком. Важно отметить, что почти во всех высказываниях просматривается эмоциональная включенность родителя во взаимодействие с ребенком («радовала меня», «мы много путешествовали», «все его баловали», «я пыталась лучше ее узнать»). На отрицательном полюсе высказываний в основном упоминаются эмоциональные проявления ребенка (капризы, плач, беспокойство). 

Среди пережитых  ребенком трудных ситуаций отмечаются разлука с родителями (до нескольких месяцев), болезнь (нахождение в больнице). Причем на том же уровне выраженности находится и показатель отсутствия трудных ситуаций у ребенка в прошлом, т.е. мы не можем говорить о каких-либо определенных тенденциях в этой области. 

Гармоничный тип взаимодействия отличается тем, что образ отношений с ребенком у большинства родителей характеризуется как дружеский, и, по сравнению с другими группами, в гармоничных диадах родители чаще говорят о любви во взаимоотношениях с ребенком и эмоциональный знак высказываний по шкале «Ситуация «Мы-взаимодействия» максимально положительный по выборке (87% положительных высказываний). Коэффициент значимости блока «Образ отношений в семье» по группе наиболее выражен (Кзнач. = 1,0). 

Категории ответов по «Открытой» шкале  в гармоничных диадах достаточно размыты. Интересно, что, по сравнению  с другими типами диад, здесь наиболее выражена центрированность высказываний на отношениях с ребенком («он сильно привязан ко мне», «хочу поскорее увидеть его»).

Протокол сочинения мамы Марии  П. (Приложение 3)

Характеристика родительской позиции при дистантном типе взаимодействия 

В образе ребенка при дистантном типе взаимодействия выражены следующие  категории высказываний: самостоятельность, послушание, коммуникативные и личностные качества. Интересно, что среди значимых личностных характеристик ребенка  всего один раз упоминается доброта. В других группах доброта упоминается значительно чаще.

В рассматриваемых диадах в реальном образе ребенка наблюдается тенденция  к подчеркиванию близости («я вижу в ней себя», «разговаривает со мной по душам», «рассуждает со мной о  жизни») и в то же время к удовлетворенности тем, что ребенок может сам себя занять, самостоятелен («занят увлекательным делом – лучше, если самостоятельно», «всегда сам может найти себе занятие»). В коммуникативной сфере также наблюдается амбивалентность отношения к ребенку («он всех заводит», «ей трудно найти партнера по игре»). Эмоциональный знак образа реального ребенка по шкале «Значимые характеристики ребенка» выраженно-нейтральный (57%) или амбивалентный (14%), а по шкале «Сравнительная оценка ребенка» 22% отрицательных высказываний. При этом родители подробно говорят об увлечениях ребенка разнообразными занятиями. Среди предпочтений родители в основном отмечают те, где ребенок сам себя может занять: игра, рисование – по шкале «Позитивные особенности ребенка»; ТВ, игра, чтение, продуктивные виды деятельности – по шкале «Интересы, предпочтения ребенка».  

Среди основных причин трудностей родители называют непослушание и упрямство  ребенка с акцентом на то, что  родителю приходится предпринимать  что-то для преодоления позиции ребенка («приходится по нескольку раз просить», «не убирает за собой», «ленится»). Те качества, которые не нравятся в ребенке, сформулированы в достаточно резкой форме (эгоизм, лень, упрямство). В отличие от других групп, нет указаний на негативные эмоциональные реакции ребенка (например, конфликтные проявления, плач). Образ ребенка в прошлом (шкала «Анамнестические данные») отражает наличие дистанции в отношениях («был очень спокойным, до трех лет все делал сам», «раньше было меньше хлопот», «почти никогда не плакал», «я никогда не выделяла ее, старалась ровно относиться»). В основном родители констатируют, что в прошлом с ребенком не было проблем. 

Интересно отметить, что, описывая идеальный  образ ребенка, почти все родители данной группы хотят, чтобы их ребенок больше внимания уделял чтению. Почти нет упоминания о творческих, продуктивных видах деятельности или о физических тренировках (музыка, рисование, спорт, игра и т.п.). В одном случае упоминается обучение (занятия по подготовке к школе). Идеальные ожидания родителей в основном касаются обучения в школе. Также родители часто упоминают здоровье ребенка («был здоровым и хорошо учился»). Лишь в одном случае родитель упоминает о положительных перспективах своих отношений с ребенком («всегда с ней будем друзьями»). Как тенденция – значимость внешней оценки ребенка («я ей гордилась», «мне не пришлось бы за него краснеть»). То же обнаруживает и шкала «Ситуация «Мы-взаимодействия» («приятно, когда знакомые говорят хорошее о ребенке»). 

В опасениях родителей нет определенных ярко выраженных тенденций. Родители в равной степени говорят о послушании, обучении в школе, и, что интересно, о близости («порчу своей любовью», «в трудную минуту меня не будет рядом»). Необходимо отметить, что по параметру временной направленности родители из дистантных диад более ориентированы на будущее (36% по «Открытой» шкале), чем родители из других диад. 

Образ отношений с ребенком описывается  родителем без превосходных степеней качественных прилагательных. Не встречаются  такие описания отношений, как, например, в гармоничной группе («замечательные», «прекрасные», «чудесные»). Родители констатируют без выраженной эмоциональной включенности, что отношения с ребенком «строятся на доверии» «характеризуются взаимопониманием», «мы хорошо относимся друг к другу». 

Пример 3. Протокол сочинения мамы Сергея М. (Приложение 3).

Характеристика родительской позиции при типе взаимодействия «Родитель-диктатор» 

Образ ребенка у авторитарного  родителя имеет несомненное качественное своеобразие. При сравнении своего ребенка со сверстниками родители отмечают большую зрелость своего ребенка («рано повзрослела», «более ответственна», «рассудительна не по годам», «выглядит старше»). Значимой категорией для авторитарных родителей являются коммуникативные качества ребенка, причем родители оценивают их как позитивно («очень общителен», «коммуникабелен», «охотно идет на контакт»), так и негативно («плохо контактирует», «всегда уступает нагловатым детям», «недостаточно раскован»).  

Среди значимых характеристик ребенка родители этой группы наиболее часто называют личностные и волевые качества. Среди позитивных личностных качеств преобладают отзывчивость, открытость, дружелюбие, справедливость, умение прощать. Значимых негативных личностных качеств по выборке не выявлено. К волевым качествам родители относят упрямство, упорство, настойчивость, умение доводить дело до конца. 

При оценке позитивных особенностей ребенка для родителей также  приоритетными являются личностные качества ребенка (доверчивость, доброта, желание помочь), а также послушание («слушается и помогает», «помогает мне и слушает родителей») и позитивное эмоциональное состояние («жизнерадостный», «веселый», «в хорошем настроении»).

Интересно, что в высказываниях  по шкале «Сравнительная оценка ребенка» выражена тенденция центрированности родителя на себе, своих переживаниях и на близости с ребенком. Например, при ответе на вопрос «Когда мы с ним/ней бываем среди других детей...» на положительном полюсе такие высказывания, как: «мне с ним легко», «нам очень хорошо», «мне бывает приятно наблюдать за ней», на отрицательном — «он предпочитает не замечать, что рядом есть мама», «полностью переключает на них свое внимание». 

Основной причиной трудностей во взаимодействии с ребенком родители называют непослушание («не могу ее переубедить», «упрямится, хотя знает, что не права»). Здесь наиболее часто используется определение «упрямство». Многие родители говорят о склонности ребенка к лени и вранью. По сравнению с другими типами диад, значимость образа реального ребенка высокая (Кзнач.= 1,08). 

Образ ребенка в прошлом имеет  положительную эмоциональную окраску. Родители отмечают, что с ребенком было в основном легко и называют различные качества ребенка: внешность («был похож на медвежонка», «был как  одуванчик»), физическую активность («был шустрым, подвижным»), когнитивное развитие (речь, память, любознательность). Пережитые ребенком трудности в основном связаны со здоровьем и сепарацией. 

В идеальном образе ребенка среди  требований к ребенку преобладает  категория послушания («хотелось бы, чтобы ребенок перестал пререкаться, капризничать, упрямиться»). Наиболее часто в этой категории употребляется глагол «упрямиться». Родитель предъявляет к своему ребенку требование быть активным (перестал бы «стесняться рассказывать стихи», «быть таким застенчивым», «всего бояться»), но при этом послушным и позитивно эмоционально настроенным. Большинство родителей, очерчивая круг желательной активности ребенка в будущем, говорят о достижении успехов в обучении. Вообще, «достичь» и «добиться» – наиболее часто употребляемые здесь глаголы.

Та же тенденция наблюдается  и в идеальных ожиданиях. По данной шкале достаточно много отрицательных  высказываний, касающихся послушания («не был бы таким упрямым», «почаще  прислушивалась к тому, что ей говорят, что от нее требуют» и в то же время «был бы поупорнее») и коммуникативных качеств («был более коммуникабельным», «легко сходился с людьми»). Авторитарные родители чаще, чем в других группах, говорят, что ожидают от ребенка приобретения конкретных умений и навыков («научился кататься на коньках», «научилась шить, вязать», «развила способности к рисованию», «делала мелкую домашнюю работу», «продолжала занятия танцами как можно дольше»), т.е. ожидания в отношении ребенка достаточно конкретизированы. Ожидания также касаются дальнейших отношений с ребенком, в основном в аспекте помощи родителям и взаимного доверия («вырастет и будет помогать маме», «вырастет заботливым сыном», «мы были бы лучшие подруги», «отношения были бы доверительные»). Упоминания собственно эмоционально-личностных качеств в ожиданиях мало. Родители хотели бы, чтобы их ребенок был понежнее, поменьше тревожился, был более уравновешен. 

Возможные страхи и опасения касаются в основном оказания внешнего влияния  на ребенка («подчинится чужому влиянию», «обращал внимание на отрицательных героев», «влияли плохие поступки других детей», «попадет в плохую компанию», «чтобы кто-то командовал им»), послушания и потери близости с ребенком. Среди основных эмоционально-личностных качеств, которые родитель не хотел бы видеть в своем ребенке, – застенчивость, нерешительность, тревожность, излишняя эмоциональность, ранимость. Но о них родитель говорит мало. Родитель хочет видеть своего ребенка решительным, стойким, послушным, независимым от внешнего окружения и опасается потери влияния на ребенка. 

В образе отношений с ребенком (шкала  «Ситуация «Мы-взаимодействия») превалирует категория дружбы, даже подчеркивается равенство позиций родителя и ребенка («общаемся на равных», «учим друг друга»). Общий эмоциональный знак высказываний — положительный, но без выраженных превосходных степеней в описании отношений с ребенком. Можно сказать, что эмоциональная оценка отношений, скорее, сдержанная («неплохие», «нормальные», «пока хорошие», «можно назвать гармоничными», «дружеские, но до определенной степени»).

Информация о работе Особенности детско-родительских отношений учащихся младших классов