Особенности делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 17:01, реферат

Описание работы

цель нашей работы - освещение особенностей делового общения.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Рассмотреть различные подходы к понятию деловое общение.
2. Выявить принципы делового общения, а также его цель и содержание.
3. Изучить различные формы, в которых реализуется деловое общение.
4. Разобрать вопрос важности этики и этикета в деловом общении.

Содержание

Введение ...3
I. Общение и его виды ...4
II. Понятие делового общения ...5
III. Принципы делового общения ...6
IV. Формы делового общения ...7
1. Деловая беседа и деловые переговоры ...8
2. Приём подчинённых ...13
3. Деловые совещания и собрания ...15
4. Публичные выступления ...16
V. Этика и этикет делового общения ...18
VI.Заключение ...26
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Псих общения.doc

— 157.50 Кб (Скачать)
"justify">     Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями и рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «в деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

     Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений — дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

     Деловой этикетважнейшая сторона профессионального поведения делового человека, предпринимателя. Знание этикета — необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Почти 70% выгодных для отечественных предпринимателей сорвавшихся сделок не состоялись из-за того, что российские бизнесмены не знают правил делового общения и не владеют культурой поведения.

     Кроме правил культурного поведения существует еще и профессиональный этикет. В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. Например, в организации от новичка станут требовать неукоснительного соблюдения отработанных и проверенных правил делового общения, так как они облегчают выполнение профессиональных функций, способствуют достижению поставленных целей. В том или ином коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.

    В практике деловых отношений всегда есть какие-то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатывают формы и правила поведения. Это набор правил поведения в бизнесе, который представляет внешнюю сторону делового общения.

     Деловой этикет - результат длительного отбора правил и форм целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Правила делового этикета, культура поведения помогают сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Для многих прибыль была и остается выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального положения, психологических особенностей. Эти различия подчинялись этикету интересующей бизнесмена страны. Подчинение правилам игры определяющей стороны создавало основу для успеха сделки.

     Какие же правила поведения надо знать предпринимателю? Прежде всего, следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой личности. Это искреннее уважение должно стать составной частью натуры бизнесмена.

     Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей.

     Деловой этикет предписывает неукоснительное соблюдение при переговорах правил поведения страны — партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и традициями. Все это результат многовекового жизненного опыта, быта предшествующих поколений того или иного народа.

     Деловой этикет требует особого поведения в общении с клиентами. В каждом виде услуг, оказываемых клиентам, есть свои профессиональные тонкости в поведении. Но всегда надо помнить, что определяет отношения с клиентами самый главный принцип: клиент — самый дорогой и желанный человек в вашем офисе (магазине, предприятии).

     Важно также соблюдать определенные правила в отношении одежды и внешнего вида. Сверхмодный костюм совсем необязателен. Важно, чтобы он был в приличном состоянии, не висел мешком, а брюки не должны напоминать засаленную старую гармошку. Но костюм должен быть к месту и ко времени. Если переговоры с партнерами назначены на дневное время, подойдет светлый костюм. Брюки и пиджак могут быть различных цветов. Но если переговоры идут вечером, костюм должен быть темным, рубашка — обязательно свежей, глаженой, галстук — не кричащим, ботинки — вычищенными. Элегантность делового человека определяют рубашка, галстук и ботинки, а не количество костюмов, которые он привез с собой.

     Современную деловую жизнь невозможно представить без телефона. Благодаря ему многократно повышается оперативность решения множества вопросов и проблем. По телефону можно сделать очень многое: провести переговоры, отдать распоряжения, изложить просьбу и т.д. Очень часто первым шагом на пути к заключению делового договора является телефонный разговор.

У телефонного  разговора по сравнению с письмом  есть одно важное преимущество: он обеспечивает непрерывный двухсторонний обмен информацией независимо от расстояния. Но к деловому телефонному разговору надо тоже тщательно готовиться. Плохая подготовка, неумение выделить в нем главное, лаконично, емко и грамотно излагать свои мысли приводят к значительным потерям рабочего времени. Известно также, что при телефонном разговоре наблюдается такое явление, как пресыщение общением. Оно может явиться источником напряженности между сторонами. Поэтому во время разговора надо соблюдать меру. Признаки пресыщения общением: возникновение и усиление беспричинного недовольства партнером, раздражительность, обидчивость и т.п. Следует вовремя выйти из контакта с партнером, чтобы сохранить деловые отношения. Основа успешного проведения делового телефонного разговора — компетентность, тактичность, доброжелательность, владение приемами ведения беседы, стремление оперативно и эффективно решить проблему или оказать помощь в ее решении.

     Надо помнить, что телефон усугубляет  недостатки речи, быстрое или замедленное произношение слов затрудняет восприятие. Если в разговоре встречаются названия городов, поселков, имена собственные, фамилии и т.п., которые плохо воспринимаются на слух, их нужно произносить по слогам или даже передавать по буквам. Этикет делового телефонного разговора имеет в своем запасе ряд реплик для корректировки общения (например: Как вы меня слышите? Извините, очень плохо слышно; Не могли бы вы повторить...?).

     Другая важная часть делового этикета — служебная переписка. Конечно, каждое деловое письмо должно быть строго индивидуально: на него накладывают отпечаток, прежде всего, адресат, конкретная ситуация, личность и должность пишущего. Существуют и общие правила деловой переписки. Одно из главных требований к письму — оно должно быть недлинным. Хорошее письмо, как и выступление, должно быть четким и ясным. Из письма должно быть ясно, что это за компания, чем она занимается, прочно ли стоит на ногах и т.д. При деловой переписке надо помнить, что впечатление, производимое письмом на адресата, зависит от таких «мелочей», как конверт, бланк фирмы, содержание письма.

     Рассмотрим еще один из деликатных моментов в деятельности деловых людей — это служебный роман. Довольно часто он, так или иначе, затрагивает каждого, кто трудится в отделе, небольшом офисе и т.д. Есть давняя русская пословица, которую, говоря современным языком, можно сформулировать так: не заводите романов с начальством, с сослуживцами до тех пор, пока один из вас не будет готов сменить место работы.

     Таким образом,  успех фирмы, предприятия, организации тесно связан с этикетом и культурой поведения. Для хорошего овладения деловым этикетом, культурой поведения требуются время, желание и настойчивость, постоянные тренировки поведения в различных условиях вашей деятельности, чтобы знания перешли в навыки, привычки. Этикет и культура делового общения — ключ к вашему успеху в сфере предпринимательства, в деловой карьере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Таким образом, подводя  итог  работы, следует сказать, что проблемы делового общения  в современном обществе,  несомненно, очень актуальны и представляют большой практический интерес. Каждый человек, желающий достичь успеха в карьере должен знать нормы и правила делового общения.

     Итак, целью нашей работы было освещение особенностей делового общения.    

     Мы рассмотрели различные подходы к понятию деловое общение.   

  Было выяснено, что деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.

     В работе были выявлены принципы  делового общения, а также его  цель и  содержание. Пунктуальность, конфиденциальность, внимание к окружающим, внешний облик, грамотность и др.

     Мы изучили различные формы,  в которых реализуется деловое  общение. Также смогли разобрать вопрос о важности этики и этикета во всех формах делового общения.

   Сегодня уже совершенно ясно, что этика общения, деловой этикет и вообще культура делового общения играют очень важную роль в эффективной деятельности людей бизнеса. Практическая убежденность в этом заставляет администрацию организаций, фирм и предприятий на Западе и на Востоке тратить огромные средства на обучение персонала этике и этикету делового общения. Давно настала пора серьезно заняться изучением и формированием культуры делового общения и в нашей стране. 
 
 
 

Список  литературы

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2001.
  2. Горянина В. А. Психология общения: Учебное пособие (УМО) / 2–е изд., Стереотип. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
  3. Зарецкая Е. Н. Деловое общение: В 2-х т.: Учебник. Т. 1. – М.: Дело, 2002. – 696 с.
  4. Кэссон Г. Н. Аксиомы бизнеса: Пер. с англ. – Минск: Парадокс, 1995 – 432 с.
  5. Митрошанков О. А. Эффективные переговоры. Практическое пособие для деловых людей. – 2-е изд. Испр. – М.: ИНФРА – М, Весь мир, 200. – 280 с.
  6. Немов  Р.С.  Психология:  Учебн.  Для  студ. высш.  пед.  учеб. заведений:   В 3  кн.  -  4-е изд.  -  М.:  Гуманит.  Изд.  Центр ВЛАДОС,  2003. – Кн. 1:  Общие основы  психологии. – 688 с.
  7. Поваляева М. А. Психология и этика делового общения: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.
  8. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
  9. Рогов Е. И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 336 с.

Информация о работе Особенности делового общения