Особенности ценностных ориентаций старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности ценностных ориентаций старшеклассников.
Задачи курсовой работы:
дать определение понятию «ценностные ориентации»;
рассмотреть формирование ценностных ориентаций старшеклассников;
охарактеризовать факторы, механизмы и закономерности формирования мотивов и ценностных ориентаций;
рассмотреть семью как важный фактор формирования жизненно-смысловых ценностей;
рассмотреть особенности социальной ситуации развития в старшем школьном возрасте;
рассмотреть ценностно-ориентационные особенности старшеклассников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исследование ценностных ориентаций в психологии ………………....5
1.1. Исследование ценностных ориентаций в структуре мотивационно-
потребностной сферы личности………………………………….....….5
1.2. Факторы, механизмы и закономерности формирования мотивов и
ценностных ориентаций..…………………………………………....…8
1.3. Семья как важный фактор формирования жизненно-смысловых
ценностей………………………………………………………….…...13
Глава 2. Психологические особенности ценностных ориентаций
старшеклассников………………………………………………...……..21
2.1. Особенности социальной ситуации развития в старшем школьном
возрасте……………...………………………………………………….21
2.2. Ценностно-ориентационные особенности старшеклассников……..25
Заключение……….…………………………………………………………………34
Список литературы…………...…………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Курсовая психология = Особенности ценностных ориентаций старшеклассников.docx

— 76.75 Кб (Скачать)

 

 

 

Вывод по главе 2:

Автономию от родителей можно определить как  способность к самостоятельной  регуляции своего поведения, способность  к выбору и принятию собственных  решений и поступков без контроля или зависимости со стороны родителей. Она включает: независимость мыслей, независимость эмоций и чувств, независимость действий.

Достижение  половой и поло-ролевой идентичности предполагает интеграцию 3-х компонентов свойственных полу: биологический компонент; психологический; социальный. Эти 3 компонента должны достигнуть зрелости и интегрироваться друг с другом, после чего возникает зримая половая идентичность.

Формирование  интернализации нравственности связано  с достижением автономии от родителей. Чем больше происходит отделение  от родителей, тем больше возникает  потребность жить со своей совестью.

Выбор профессионального  пути предполагает определение для себя определённого профессионального пути и вхождение юношей в мир работы. Факторы, влияющие на выбор профессионального пути: семейные, социальные, социально-экономические, ситуационные, индивидуально-личностные факторы, эмоциональные.

Чувство взрослости – это особая форма  самосознания юношей, стержневая особенность  личности, ее структурный центр. Это  чувство выражает его новую жизненную  позицию по отношению к себе, людям, определяет специфические направления  и содержание его социальной активности, систему новых стремлений. В юношеском  возрасте представления о себе стабилизируются  и образуют целостную систему  – «Я-концепцию», которая является важной в развитии самосознания.

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе мы рассмотрели особенности ценностных ориентаций старшеклассников.

В первой главе мы исследовали ценностные ориентации в психологии. В результате выявлено, что ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности.

Формирование ценностных ориентаций – сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентации, и условий их развития. Детерминация регуляции поведения человека идет с двух сторон: а) со стороны мира, внешних условий, уровня развития культуры, природных факторов и т.д.; б) со стороны самого человека, его желаний, предпочтений, ценностей и смыслов, мотивов и интересов.

Основные  факторы, влияющие на систему ценностных ориентаций: культурный опыт; моральные  принципы; личный опыт; внутрисемейная атмосфера. Семья является важнейшим институтом социализации личности, так как именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. В зависимости от того, какой метод воспитания используется, какие нормы морали, и правила поведения приветствуются в семье, под таким влиянием будут формироваться ценности у ребенка.

Во второй главе мы рассмотрели психологические особенности ценностных ориентаций старшеклассников. Выявили основные задачи развития в старшем школьном возрасте, такие как, достижение автономии от родителей, достижение поло-ролевой идентичности, формирование интернализованной (внутренней) нравственности, выбор профессиональной карьеры.

Важнейшими процессами юношеского возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Познание себя, своих различных качеств, приводит к формированию когнитивного компонента «Я-концепции». В юношеском возрасте представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию», которая является важной в развитии самосознания.

Таким образом, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности  индивидуальных систем ценностных ориентаций.

Особенность ценностей современного старшеклассника динамична, неоднозначна, характеризуется направленностью на «жизненную мудрость», «свободу», «независимость», «терпимость», «интересную работу», «любовь» и «уверенность в себе». В них отражена специфика возраста: «чувство взрослости», ориентация на собственный опыт, потребность в самоутверждении.

О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких целей она  направляет свои усилия, какие объекты  являются для неё наиболее значимыми, т.е. ценностные ориентации выступают  как обобщенный показатель направленность интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного  развития. От того, какие ценности будут  сформированы у подростков сегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества.

В русле  воспитания подрастающего поколения  предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.

 

Список литературы

  1. Гуревич П.С. Психология. – М.: Юнити-Дана – 2005. – 456 с.
  2. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. – М.: Мысль. – 2006. – 350 с.
  3. Карандашев В. Н.. Психология: Введение в профессию. – М.: Академия. – 2009. – 512 с.
  4. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Инфра-М. – 2004. – 335 c.
  5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: Изд-во УРАО. – 2006. – 368 с.
  6. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер. – 2003. – 178 с.
  7. Маклаков А. Г. Общая психология – СПб: Питер. – 2008. – 592 с.
  8. Максименко С. А. Общая психология. – М.: Рефл-бук, 2004. – 528 с.
  9. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М.: Мир. – 2005. – 250 с.
  10. Олпорт Г. Личность в психологии: Пер. с англ. – СПб.: ЮВЕНТА, 2008. – 345 с.
  11. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. – М.: Инфра-М. – 2009. – 288 с.
  12. Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. – 2002. – №9. – С. 116-129.
  13. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика. – 2006. – №4. – С. 117-121.
  14. Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. – 2008. – №8. – С. 118-122.
  15. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентации личности в условиях социально-экономических изменений  // Мир психологии. – 2004. – №6 – С. 226.
  16. Зауторова Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности // Искусство и образование. – 2008. – №2. – С. 68-73.
  17. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников // Вопросы психологии. – 2007. – №6. – С. 29.
  18. Козлов А.А., Гришина Е.А., Ильинский И.М. Ценностные ориентации молодежи // Молодежь России: тенденции, перспективы. – 2003. – № 7. – С. 167-189.
  19. Козлов Н. П. Мудрость в повседневных контактах // Воспитание школьников. – 2007. – №5 – С. 82-83.
  20. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. – 2006. – №5 – С. 25-26.
  21. Низовских Н.А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентаций личности // Психологический журнал. – 2005. – №3. – С. 25-37.
  22. Парыгин Б.Д. Изучение ценностных ориентаций личности // Проблемы личности. М. 2004. – №5. – С. 15-18.
  23. Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. – 2007. – №4. – №8 – С. 37-43.
  24. Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. – 2003. – №6 – С. 108-115.
  25. Широких О. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – 2007. – №9. – С. 23-27.
  26. Хащенко В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности // Социальная психология экономического поведения. – 2006. – №7 – С. 56-67.
  27. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социол. журн. – 2004. – № 1. – С. 35-52.

Информация о работе Особенности ценностных ориентаций старшеклассников