Особенности ценностных ориентаций старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности ценностных ориентаций старшеклассников.
Задачи курсовой работы:
дать определение понятию «ценностные ориентации»;
рассмотреть формирование ценностных ориентаций старшеклассников;
охарактеризовать факторы, механизмы и закономерности формирования мотивов и ценностных ориентаций;
рассмотреть семью как важный фактор формирования жизненно-смысловых ценностей;
рассмотреть особенности социальной ситуации развития в старшем школьном возрасте;
рассмотреть ценностно-ориентационные особенности старшеклассников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исследование ценностных ориентаций в психологии ………………....5
1.1. Исследование ценностных ориентаций в структуре мотивационно-
потребностной сферы личности………………………………….....….5
1.2. Факторы, механизмы и закономерности формирования мотивов и
ценностных ориентаций..…………………………………………....…8
1.3. Семья как важный фактор формирования жизненно-смысловых
ценностей………………………………………………………….…...13
Глава 2. Психологические особенности ценностных ориентаций
старшеклассников………………………………………………...……..21
2.1. Особенности социальной ситуации развития в старшем школьном
возрасте……………...………………………………………………….21
2.2. Ценностно-ориентационные особенности старшеклассников……..25
Заключение……….…………………………………………………………………34
Список литературы…………...…………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Курсовая психология = Особенности ценностных ориентаций старшеклассников.docx

— 76.75 Кб (Скачать)

4. Роль, отведенная ребенку в семейной  иерархии.

5. Степень  самостоятельности, предоставляемой  ребенку.

Нравственное  развитие ребенка возможно лишь в  семейной атмосфере взаимного уважения и доверия. Дети, эмоционально зависимые от родителей и испытывающие к ним сильную привязанность, вырастают более совестливыми по сравнению с теми, кто не знал таких отношений [24, с. 108-115].

Существует  целый ряд объяснений зависимости  нравственного роста ребенка от характера семейной атмосферы. Сердечные, душевные отношения способствуют тому, что дети уважают родителей, восхищаются ими и стремятся стать похожими на них, что, в конечном счете, формирует у юных положительные моральные качества. Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся так же относиться и к другим. Подростки, живущие в атмосфере враждебности и непонимания, «идентифицируют себя с агрессором» – и хотя и боятся своих родителей, но перенимают их антиобщественные черты. Теория дифференцированных ассоциаций описывает условия, в которых формируются нравственные и преступные качества, а также оценивает, какое влияние на моральное развитие подростка оказывают его взаимоотношения с окружающими – с учетом их приоритетности, продолжительности, интенсивности и частоты.

Согласно  концепции ролевого моделирования, то, в какой степени ребенок идентифицирует себя с одним из родителей, зависит от частоты, интенсивности и близости их общения. Для сына, проводящего больше времени и активно взаимодействующего с отцом, влияние последнего, вероятнее всего, окажется решающим. Аналогично, девочка, которой ближе общество матери, скорее идентифицирует себя именно с ней. Благодаря частому и интенсивному общению с родителями (особенно если оно демократичное и взаимное) ребенок перенимает и усваивает родительские ценности и нормы. Одностороннее авторитарное воздействие родителей ведет к более слабым связям и меньшему научению подростка. Таким образом, очень важна открытость отношений родителей и детей. Исследования феномена приходящего отца, оказывающего минимум необходимого мужского влияния на ребенка, подтверждают, что отсутствие личного примера весьма неблагоприятно сказывается на нравственном формировании последнего.

Исследования  фактора семейной дисциплины говорят  о том, что она оказывает положительное влияние на нравственное развитие детей, когда проводится в жизнь не хаотично, а последовательно; когда поддержание дисциплины происходит в форме душевного общения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля; когда прибегают к справедливым и беспристрастным дисциплинарным взысканиям, а не к карательным мерам; когда между детьми и родителями складываются демократические отношения, а не процветает вседозволенность или деспотизм.

Излишняя  снисходительность со стороны родителей  ведет к отставанию в социализации и нравственном развитии ребенка, поскольку детям не помогают учиться контролировать себя. При отсутствии внешнего регулирования ребенок остается как бы вне морали. Подросткам необходимо родительское руководство, они стремятся к нему. Без него они могут вырасти «испорченными» и скорее всего будут отвергнуты сверстниками за недостаток или отсутствие уважения к другим людям, самоконтроля, постоянства, внутреннего стержня.

Важно, чтобы  родители сами были нравственными людьми, если они предлагают своим детям следовать позитивной ролевой модели. Подростки, оценивающие себя строго в соответствии с ценностями родителей или учителей, как правило, избегают лжи и не совершают правонарушений, чего нельзя сказать о молодых людях, привыкших к чрезмерной независимости и не уважающих поведение родителей и учителей.

Сверстники  оказывают большое влияние на развитие личности подростков, особенно тех, кто имеет максимум возможностей для разнообразных социальных экспериментов вне дома. Социальные контакты с людьми другой культуры и иного общественно-экономического статуса влияют на моральное развитие.

Многочисленные  исследования показывают, что формирование независимых моральных суждений чаще происходит у мальчиков, так как родители, как правило, предоставляют им большую свободу, чем девочкам; поэтому у мальчиков намного шире возможности для разнообразных социальных экспериментов вне дома. Будучи менее самостоятельными, девочки отзывчивее, заботливее, чувствительнее к нуждам других. В этом смысле их можно назвать более нравственно зрелыми, поскольку они сосредоточены не на собственной персоне, а на окружающих их людях [22, с. 15-18].

 

Вывод по главе 1:

Ценностные  ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему  и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия.

Формирование ценностных ориентаций – сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентации, и условий их развития. Формирование и функционирование ценностных ориентаций имеет ряд особенностей. Детерминация регуляции поведения человека идет с двух сторон: а) со стороны мира, внешних условий, уровня развития культуры, природных факторов и т.д.; б) со стороны самого человека, его желаний, предпочтений, ценностей и смыслов, мотивов и интересов.

Основные факторы, влияющие на систему ценностных ориентаций: культурный опыт; моральные принципы; личный опыт; внутрисемейная атмосфера.

В зависимости  от взаимодействия родителей с детьми в семьях дети демонстрируют 3 модели поведения, из которых наиболее благоприятной является та в которой родители относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕНОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

2.1. Особенности социальной ситуации развития в старшем

        школьном возрасте

 

Основные  задачи развития в старшем школьном возрасте:

  • достижение автономии от родителей;
  • достижение поло - ролевой идентичности;
  • формирование интернализованной (внутренней) нравственности;
  • выбор профессиональной карьеры.

I. Достижение  автономии от родителей

Решение этой задачи только начинается в юношеском  возрасте и должно заканчиваться  к 30-ти годам. Есть целый ряд внутренних и внешних обстоятельств.

Автономию от родителей можно определить как  способность к самостоятельной  регуляции своего поведения, способность  к выбору и принятию собственных  решений и поступков без контроля или зависимости со стороны родителей.

Автономия включает: независимость мыслей, независимость эмоций и чувств, независимость действий (достигается очень сложно).

Родители  стремятся задержать развитие автономии. Автономия у юношей воспринимается как отвержение. Разрешение конфликта  между юношами и родителями возможно путём принятия индивидуальности 2-х  сторон – это обоюдная задача. Для родителей важно увидеть индивидуальность сына или дочери. Для юношей важно увидеть индивидуальность родителей. Вместо нормального отхождения юношей от родителей, часто наблюдается отчуждение.

Очень важно, чтобы родители поощряли выбор детей. Нужна золотая середина поощрения. С одной стороны, родители уклоняются в сторону запрета, с другой стороны, в сторону вседозволенности. Родители, склоняющиеся в сторону запрета, действуют из благих намерений, лишают их права на ошибку. Поделиться можно чем угодно, но опытом не возможно. Опыт сугубо связан с личностью. Уклонение от ограничений предполагает уклонение от зависимости.

Юноши решают вопрос автономии от родителей путём  ухода из дома. Достигнув 18 лет, они  решают принять автономию:

  • учеба в других городах;
  • работа в другом месте;
  • замужество, женитьба;
  • для юношей – уход в армию.

К феномену ухода, родители и дети могут занимать разные отношения.

Проведенные психологические исследования показывают, что феномен ухода оказывает  на личность человека позитивное влияние. Ответственность в отношении  межличностных отношений. Развитие потребности для поиска привязанности  вне семьи. Для юношей – это прорыв вперёд. Для родителей – это синдром пустого гнезда. Меняются функции семьи. В ситуации ухода у родителей возникают серьёзные переживания. Родители оказываются не готовыми к синдрому пустого гнезда. Этот синдром чреват разводом для родителей или поиском какой-то формы занятости [14, с. 118-122].

II. Достижение  половой и поло-ролевой идентичности.

В юношеском  возрасте половое развитие достигает  своего пика и в конце этого  периода, юноши должны иметь взрослую идентичность.

Половая идентичность предполагает интеграцию 3-х компонентов свойственных полу: биологический компонент; психологический; социальный.

Биологический компонент включает в себя телесные признаки пола, если у человека нет  эндокринных нарушений. Психологический компонент включает в себя систему отношений, которая отражает отношение к человеку, как к мужчине или женщине.

В психологическом  компоненте психологи выделяют 2 измерения: мужественность – маскулинность; женственность – феминность. Его достижение связано с условиями воспитания – на сколько семья хочет видеть в сыне – мужчину, а в дочери – женщину. В достижении этого психологического компонента может возникать целый ряд проблем.

Социальный  компонент связан с отношением большой  социальной группы или общества в  целом к мужскому или женскому полу. Общество предписывает мужчине  и женщине разные социальные роли. Это зависит от той социальной роли, которую мужчине или женщине  предписывает культура. В Америке  президент – отец нации.

Эти 3 компонента должны достигнуть зрелости и интегрироваться  друг с другом, после чего возникает  зримая половая идентичность.

В этом возрасте может возникать переоценка постоянства  пола. Юноши приходят к выводу, что  ряд признаков свидетельствуют  о половой принадлежности. На самом  деле они являются конвенциональными (договорными). Общество ожидает от мужчины и женщины определённого  поведения и предписывает им определённую роль. О достижении половой идентификации  свидетельствует пересмотр детской  поло-ролевой идентификации.

III. Формирование  интернализации нравственности.

Это означает, что в процессе всего юношеского возраста у юношей развивается и  должна сформироваться система принципов  собственного поведения. Формирование интернализации нравственности связано  с достижением автономии от родителей. Чем больше происходит отделение  от родителей, тем больше возникает  потребность жить со своей совестью. Я поступаю так как я хочу – связано с системой внутренних правил, как жить. На протяжении всего юношеского возраста решается проблема нравственного выбора. Он делается каждый день. Совершение любого действия всегда производится с участием следующих параметров или компонентов:

Что будут  думать или чувствовать другие о  моём поступке? Это измерение предполагает консультацию по поводу этого действия. Влияние моего выбора на других – то, что я сделаю, принесёт пользу или вред другим? Влияние ситуации на мой выбор – беру ли я ответственность на себя за свой выбор? Что я чувствую, совершая это действие? Что могут почувствовать другие, если я это действие совершу? Находится ли моё действие в соответствии с моими нормами и нравственным кодексом?

Юридические последствия действий: соответствие моего поступка системе моих убеждений; влияние моего выбора на права других людей [8, с. 326-328].

IV. Выбор  профессионального пути.

Он предполагает определение для себя определённого  профессионального пути и вхождение  юношей в мир работы. Мир работы предполагает организацию жизни, распределение  психической и физической энергии. Очень важно определиться, на что  юноша ориентирован. Кроме структурирования времени, мир работы определяет социальный статус.

Важное  значение имеет опыт работы. Существует определённый набор факторов, влияющих на выбор профессионального пути:

1. Семейные  факторы. Существуют профессиональные модели отца и профессиональной модели матери, значимых родственников и пр. Семья ориентирована на определённые пути профессиональной деятельности.

2. Социальные факторы. К ним относятся: опыт имеющегося образования, влияние сверстников (оказывает влияние тогда, когда семейные факторы несколько подавлены), средства массовой информации рекламируют быстрое образование).

3. Социально-экономические факторы:

  • принадлежность юношей к определённому социальному классу;
  • в некоторых культурах большое значение играет раса;
  • половая или сексуальная принадлежность;
  • потребности, которые в настоящее время есть у общества на определённые типы профессиональной карьеры.

Информация о работе Особенности ценностных ориентаций старшеклассников