Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 13:31, курсовая работа
Актуальность проблемы подросткового возраста в том, что оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество.
Введение……………………………………………………………………………………3
Основная часть......................................................................................................................5
1 История теории подросткового возраста и личностное развитие в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………….5
1.1 Историческое описание подросткового возраста……………………………………5
1.2 Развитие теории подросткового возраста: гипотезы, мнения, открытия…………..6
1.3 Формирование самосознания и образа «Я» в отрочестве………………………….10
1.4 Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте………….………...13
1.5 Формирование волевых качеств подростка………………………………………...16
2 Достижения психического развития…………………………………………………..20
2.1 Новообразования в когнитивной сфере подростка…………………………….......20
2.2 Нравственное развитие в отрочестве………………………………………………..24
2.3 Развитие деловых качеств и интересов подростка…………………………............26
Заключение………………………………………………………………………………..28
Глоссарий………………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…...………………………….................................32
В исследовании Н. А. Хазалии
было установлено, важнейшим
В исследованиях Л. Колберга
выделяются три основных
моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный (Приложение Б).
В начале подросткового
Постконвенциональный уровень
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.
Основополагающей базовой
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Важнейшим средством
2.3
Развитие деловых качеств
и интересов личности
подростка
Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. Если в начале развитие интересов происходит под знаком романтических стремлений, то в конце происходит реалистический выбор одного наиболее устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростками.
В подростковом возрасте происходят наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Детей этого возраста отличает повышенный интерес к различным видам деятельности, повышенная любознательность и первые мечты о будущей профессии. Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах, но чаще всего первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении и труде, и это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в видах деятельности, в которые он включен.
Детей данного возраста
Дети в данном возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Этими различиями определяется их дифференцированное отношение к учебе, которое формирует избирательное отношение подростков к учебным предметам.
В подростковом возрасте
определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т. е. начинается процесс профессионального самоопределения, что является главным новообразованием подросткового возраста (15-16 лет).
Важным моментом в выборе
ориентировочной основы для выбора профессии. Зачастую подростки выделяют только профессии умственного и физического труда. Отправным моментом для формирования полноценной ориентировочной основы для анализа профессии является классификация профессий, предложенная Е. А. Климовым (Приложение В).
В этом возрасте также создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей: деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах и т. д. В учении данные качества личности формируются и развиваются тогда, когда подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него.
Наряду с учением и трудом
игра в этом возрасте по-
Таким образом, в данной работе были рассмотрены основные новообразования подросткового возраста и подростничество как самый трудный и сложный процесс из всех детских возрастов и периодов в онтогенезе человека, представляющий собой самый ответственный период становления личности. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Я-концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта, способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.
Подростковый возраст – это
возраст пытливого ума,
Таким образом, подводя итог нашей работе,
нужно еще раз отметить важность подросткового
возраста для всего развития личности,
считая необходимым продолжение глубокого
всестороннего исследования данной проблемы.
№ п/п | Понятие | Определение | |
1 | Адапта́ция | (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. | |
2 | Депривация | (лат. deprivatio —
потеря, лишение) — психическое
состояние, при котором люди
испытывают недостаточное | |
3 | Дуализм | термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. | |
4 | Индивидуум | (от лат. individuum — неделимое) — 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (см. Генотип; Фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.). 2) Отдельный единичный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами (см. Высшие психические функции; Сознание). | |
№ п/п | Понятие | Определение | |
5 | Конце́пция | (от лат. conceptio
— понимание, система) — | |
6 | Либи́до | (лат. libido — влечение,
желание, страсть, стремление) —
одно из основных понятий | |
7 | Онтогене́з | (от греч. οντογένεση:
ον — существо и γένεση —
происхождение, рождение) — индивидуальное
развитие организма от | |
8 | Рефле́ксия | (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), на свое знание или на свое собственное состояние. | |
№ п/п | Понятие | Определение | |
9 | Синтез | процесс
(как правило — | |
10 | Сленг | (от англ.
slang) — терминологическое поле, набор
особых слов или новых |
1 | Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. |
2 | Выготский Л. С.
Проблема культурного развития ребенка
(1928)//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология.
1991. N 4;
Выготский Л. С. Педология подростка, 2004, http://www.i-u.ru/biblio/ |
3 | Давыдов В. В. Психологический словарь. – М., Педагогика, 1983. |
4 | Драгунова Т. В. “Кризис” объясняли по разному//Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1996. |
5 | Журнал для
отцов, 2000, №4, http://www.moideti.com/ |
6 | Зак А. З. “Развитие умственных способностей младших школьников” - М: Просвещение 1994 г. 8. А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович “Речь и развитие психических процессов у ребенка” - М: издательство АПМ РСФСР, 1956 г. |
7 | Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Т.2. |
8 | Кон И.С. Психология
ранней юности,
http://sexology.narod.ru/ |
9 | Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО., 1997. |
10 | Левитов Н. Д. Способности и интересы. – М., 1962. |
11 | Марцинковская Т.Д. “Диагностика психического развития детей” - М: Пресс, 1977. |
12 | Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. – Кн.2: Психология образования. |
13 | Пиаже Жан, Психогенез
знаний и его эпистемологическое
значение, 2004,
http://www.i-u.ru/biblio/ |
14 | Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления 1личности. – М., 1994. |
15 | Теплов Б. М. Способность и одарённость. – М., 1947. |
Информация о работе Основы новообразования личности подростка