Основы новообразования личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы подросткового возраста в том, что оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Основная часть......................................................................................................................5
1 История теории подросткового возраста и личностное развитие в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………….5
1.1 Историческое описание подросткового возраста……………………………………5
1.2 Развитие теории подросткового возраста: гипотезы, мнения, открытия…………..6
1.3 Формирование самосознания и образа «Я» в отрочестве………………………….10
1.4 Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте………….………...13
1.5 Формирование волевых качеств подростка………………………………………...16
2 Достижения психического развития…………………………………………………..20
2.1 Новообразования в когнитивной сфере подростка…………………………….......20
2.2 Нравственное развитие в отрочестве………………………………………………..24
2.3 Развитие деловых качеств и интересов подростка…………………………............26
Заключение………………………………………………………………………………..28
Глоссарий………………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…...………………………….................................32

Работа содержит 1 файл

КР, Психология.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     Подростковый возраст необходимо  рассматривать не как отдельно  взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей  развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка. В основе такого исследования лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие личности, как процесс движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающее перестройку сложившихся потребностей и зарождения новых. В процессе изучения отечественные психологи (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) выяснили, что ведущий для подросткового возраста деятельностью является усвоение норм взаимоотношений, которые получает наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности.

     Таким образом, изучение подросткового   периода – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. До сих пор нет однозначного понимания всех его особенностей, не прекращаются споры между психологами. Но несмотря на это мы можем выделить основные моменты, определяющие подростковый период развития, отметить его главные характеристики.  

1.3 Формирование самосознания и образа «Я» в отрочестве  

     Уже в самом лингвистическом значении слова «подросток», происходящего от латинского глагола adolescere – расти, созревать, продвигаться вперед, становиться совершеннолетним – содержится сущность особенностей развития десяти-пятнадцатилетнего ребенка, устремленного к самостоятельности, социальной зрелости, нахождению своего места в жизни.

     Таким образом, главными мотивационными  линиями подросткового возраста, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, становятся самопознание, самовыражение и самоутверждение.

     В начале подросткового возраста  у ребенка появляется и усиливается  стремление быть похожим на  старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. Депривация этих потребностей составляет основу кризиса подросткового возраста.

     Новообразованием критической фазы  подросткового возраста является  «чувство взрослости» - особая  форма отроческого самосознания. По определению Д. Б. Эльконина   «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми и товарищами), находит образцы для усвоения, строит отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность»5. В то же время подросток далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подростки часто некритически подражают им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что     и сами взрослые начинают относиться к ним уже более серьезно и требовательно. Т. В. Драгуновой были выделены и изучены виды взрослости (Приложение А).

     Быстро взрослеть подростка заставляют  обстоятельства жизни, связанные  с физическими изменениями его  организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительные обязанности, которые он получает и дома, и в школе.

     В подростковом возрасте изменяются  содержание и роль подражания  в развитии личности. Подражание  становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка. Начинается подражание внешним атрибутам взрослости.

     Самый легкий способ достичь  цели «быть как взрослый» состоит  в подражании внешним формам  наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12 – 13 лет копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входят мода, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манеры поведения. Для мальчиков-подростков объектом подражания становится тот человек, который ведет себя, как «настоящий мужчина», и обладает силой воли, смелостью, выдержкой, мужественностью и др. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит, «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся  популярностью взрослым женщинам.

     Выдающийся возрастной психолог  Э. Эриксон, создавший возрастную  периодизацию цикла человека, в  качестве основного новообразования  подросткового возраста определил  идентичность как «субъективное  чувство непрерывной самотождественности»6. На каждом возрастном этапе человек прямо или косвенно, но постоянно и очень настойчиво спрашивает себя и ближних: «Кто я? Какой я? Зачем я?». Задача подросткового возраста – интегрировать все предыдущие ответы в целостную картину самосознания. Если этот синтез происходит, то прежний бессознательный процесс идентификации себя с теми жизненными обстоятельствами, в которые человек попадает не по собственному выбору (школа, семья, и т.д.), приобретает качественно новый характер. Именно в этот период возможно начало сознательного, намеренного, творческого строительства себя.

     Чувство взрослости становится  центральным новообразованием младшего  подросткового возраста, а к концу  периода, примерно в 15 лет, ребенок  делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется “Я - концепция” - система внутренне согласованных представлений о себе, образов “Я”. Образы “Я”, которые создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают все богатство его жизни. Физическая “Я”, то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт “Я-концепции” - так называемое реальное “Я”. Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента “Я-концепции”. С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и на сколько значимы его индивидуальные особенности.

Помимо  реального “Я”, “Я-концепция” включает в себя “Я-идеальное”. При высоком уровне притязания и недостаточном осознании своих возможностей идеальное “Я” может слишком сильно отличатся от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Оно становится возможным в этот период, благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция.

     Таким образом, в конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе обычно стабилизируются и образуют  целостную систему - “Я-концепцию”, что является важнейшим этапом в развитии самосознания.  

1.4 Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте 

     Отечественный психолог  Д. Б. Эльконин выявил, что психологический облик подростка определяется тем, в какую ведущую деятельность включает их взрослое сообщество. По данным клинических исследований, проведенных Т. В. Драгуновой, 11 – 12 лет – это время перестройки социальной всей ситуации развития ребенка7. В клиническом исследовании Д. Б. Эльконину удалось показать, что именно в начале подросткового возраста деятельность общения,  сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, конфликты, выяснение отношений и др.) выделяется в относительно самостоятельную область жизни. Подростку «удается развернуть новую ведущую деятельность – интимно-личностное общение»8, - предметом которой являются способы построения человеческих отношений.  

     Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова.

     Если в первой сфере подросток  выступает в роли ведомого, усваивает  общественно значимые критерии  оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, то есть с проблемами нравственности и этики.

     Не следует забывать о том,  что в общении со взрослыми подросток всегда, даже при самых товарищеских отношениях, находится в положении младшего, в известной мере подчинённого, а в этом положении далеко не все нравственно-этические нормы могут быть апробированы, то есть усвоены на практике. И только в отношениях с ровесниками он формально и по существу равноправен; объективно взаимоотношения подростков-сверстников содержат в себе возможность проигрывания различных ролей, ведущего и ведомого, командира и исполнителя, участника конфликта и его арбитра, друга-хранителя тайны и друга, доверяющего свою тайну.

     Для подростков отношения с  товарищами приобретают особую  важность. Дети в этом возрасте  становятся особенно чуткими  к мнению сверстников о них.  Друзья, товарищи – это та естественная  среда, которая жизненно необходима подростку. Среди товарищей он находит образцы для подражания, стремясь дотянуться до них, он делает сам себя, воспитывает в себе нужные качества.

У товарищей  подросток находит: необходимую  ему оценку качеств, оценку своих  знаний и умений, оценку своих способностей и возможностей, сочувствие, сопереживание, отклик на все свои душевные радости и невзгоды, которые взрослым так часто кажутся незначительными.

     Роль общения со сверстниками  в жизни подростка, безусловно, очень велика. Но в то же время оно само, его формы и содержание, его характер и способы определяются теми отношениями, которые складываются у подростка со взрослыми. Подросток стремится поступать и выглядеть как взрослый, он хочет иметь его права и возможности. В конечном итоге развития подростка – всегда равнение на взрослого. Но последнее может проявляться не непосредственно, а через подражание сверстникам, в чём-то уже более взрослым. Но друзья подростка – это не только взрослые, но и сверстники, товарищи, одноклассники.

Одна из основных проблем подросткового возраста – проблема общения со

сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок.

     С переходом ребёнка в среднюю  школу его связи с окружающими  людьми, как взрослыми, так и  детьми, расширяются и усложняются.  Характерной особенностью подростков  по сравнению с младшими школьниками  является усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нём взаимоотношения.

     Подросток хочет заслужить уважение  и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет подростку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.

     Общение со сверстниками становится  чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. А поскольку для подростка именно это и является главным на данном этапе развития, то мы вынуждены считать общение ведущим видом деятельности в этом возрасте. 

1.5 Формирование волевых качеств подростка 

     В VII- VIII классах школы некоторые подростки начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием.

   Спецификой социальной ситуации развития подростка является  расхождение, с одной стороны, между требованиями жизни и его интересами, с другой – между его возможностями и его собственными требованиями к себе. Такое расхождение требует уже достаточно высокого уровня развития воли, которого чаще всего подростки ещё не достигают. Знание этой специфики позволяет понять поведение детей подросткового возраста, их психологические особенности, их переживания, что, в свою очередь, необходимо для построения всей системы воспитательных воздействий в этот трудный («критический») период детского развития. У подростков возникает острая борьба мотивов (делать ли что надо или что хочется), после чего происходит создание намерения и, наконец, его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение является очень сложным и трудным, оно требует такой перестройки мотивационной сферы, в результате которой значимый мотив приобретает большую силу и побеждает все другие действующие на человека мотивы. Изучение процесса такой перестройки обнаруживает, что в этих случаях человек прибегает к взвешиванию всех за и против того или иного поступка. В результате такого «проигрывания» часто человеку удаётся усилить тот мотив, который обеспечивает волевое поведение. Причём решающую роль в этом играет умение  человека предвидеть последствия тех поступков, между которыми производится выбор. Процесс выбора, создание намерения и его исполнение у подростков, обнаружили имеющиеся здесь специфические трудности. Прежде всего, у детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счёт поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные  эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение. Например, когда школьнику надо сделать выбор между тем, сеть ли ему за приготовление уроков или продолжать увлекательное чтение, он незаметно для себя начинает подбирать аргументы в пользу чтения.    

     Различного рода трудности преследуют подростка также и при создании и исполнении намерения. Успешной регуляции своего поведения здесь мешает целый ряд особенностей их личности. А затем, когда это ситуативная эмоция ослабевает, ослабевает  намерение подростка выполнить принятое решение. Например, под влиянием товарищей или какого-нибудь мимолетного влечения  подросток может принять решение систематически зарядку. Но если эта эмоция ослабевает, то у подростка, предоставленного самому себе, намерение оказывается невыполнимым.

Информация о работе Основы новообразования личности подростка