Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 13:31, курсовая работа
Актуальность проблемы подросткового возраста в том, что оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество.
Введение……………………………………………………………………………………3
Основная часть......................................................................................................................5
1 История теории подросткового возраста и личностное развитие в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………….5
1.1 Историческое описание подросткового возраста……………………………………5
1.2 Развитие теории подросткового возраста: гипотезы, мнения, открытия…………..6
1.3 Формирование самосознания и образа «Я» в отрочестве………………………….10
1.4 Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте………….………...13
1.5 Формирование волевых качеств подростка………………………………………...16
2 Достижения психического развития…………………………………………………..20
2.1 Новообразования в когнитивной сфере подростка…………………………….......20
2.2 Нравственное развитие в отрочестве………………………………………………..24
2.3 Развитие деловых качеств и интересов подростка…………………………............26
Заключение………………………………………………………………………………..28
Глоссарий………………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…...………………………….................................32
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная
часть.........................
1 История
теории подросткового возраста и личностное
развитие в подростковом возрасте ………………………………………………………………………………
1.1 Историческое описание подросткового возраста……………………………………5
1.2 Развитие теории подросткового возраста: гипотезы, мнения, открытия…………..6
1.3 Формирование самосознания и образа «Я» в отрочестве………………………….10
1.4 Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте………….………...13
1.5 Формирование волевых качеств подростка………………………………………...16
2 Достижения
психического развития…………………………………………………..
2.1 Новообразования в когнитивной сфере подростка…………………………….......20
2.2 Нравственное
развитие в отрочестве………………………………………………..
2.3 Развитие
деловых качеств и интересов подростка…………………………...........
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список
использованных источников…...…………………………......
Приложения……………………………………………………
Введение
В современной психологии под подростковым возрастом понимается период от 10 – 11 до 11 – 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных делах, чем развлекательные совместные игры, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками. В силу своего возраста подросток не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили – как взрослого, как личность.
Актуальность проблемы подросткового возраста в том, что оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество.
Цели исследования – исследовать особенности подросткового возраста, выделить характерные для этого возраста новообразования, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.
Задачи исследования - проследить развитие теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста, рассмотреть главные особенности этого периода.
Объект исследования - такие психологические характеристики, как отношение подростков к себе, к будущему, их взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, ценности подростков.
Предмет исследования - взаимозависимость между отношением подростка к себе, к будущему и их отношениями с взрослыми и сверстниками.
Подросток стал средоточием внимания
исследователей и специалистов разных
направлений: медиков, психологов, юристов.
И этот интерес не случаен, он порожден
особой ситуацией, особым эталоном развития
нашего общества. Сегодняшний подросток
– завтрашний полноправный гражданин
своей страны, и это вынуждает более пристально
и внимательно вглядываться, изучать,
понимать современного подростка.
Основная
часть
1
История теории подросткового
возраста и личностное
развитие в подростковом
возрасте
1.1
Историческое описание
подросткового возраста
До 17 века подростковый возраст
не выделялся в жизненном
Глубокие социально-
Несомненно, что в зависимости
от классовой, национальной, временной
и других принадлежностей подростка, между
ними выделяются определенные различия.
Но существуют и общие черты. И, прежде
всего, сейчас необходимо понять, каковы
психологические характеристики, отличающие
данный период от других периодов жизни,
и в какой мере он меняется в зависимости
от конкретных условий воспитания.
1.2
Развитие теории
подросткового возраста:
гипотезы, мнения, открытия
Первый, кто обратил внимание
на новое социальное явление
– подростковый период
Следующий, кто занялся
Теоретические модели
Антрополог Бенедикт, сравнивая
воспитание детей в разных
обществах, пришла к выводу, что
во многих культурах нет
Особое место в изучении
Психоаналитические традиции, факторы
социальной среды сводятся к
внутрисемейным отношениям. Это
направление, у истоков
В целом эволюционная модель,
используемая для объяснения
развития всеми перечисленными
направлениями, обусловила тот
дуализм биологического и
Интеллектуальный аспект
Итак, рассмотренные теории подросткового возраста, условно обозначаемые как теории первого круга, определили систему понятий, в которых могут быть описан этот период онтогенеза и специфику проблем.
Помимо теоретических задач
В 50-ых годах А. Гезелл
Эклетическое объединение разных аспектов развития послужило базой и для разработки понятия “задачи развития”, которые широко используются современными западными психологами. Наиболее четко эти задачи сформулировал Р. Хавигурст:
1) Достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола;
2) Достижение социально приемлимой взрослой сексуальной роли;
3) Приспособление к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела;
4) Достижение экономической независимости;
5) Выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности;
6) Подготовка к браку и семейной жизни;
7) Развитие интеллектуальных способностей и идеологических концептов, необходимых для компетентного участия социальной жизни;
8) Достижения социально ответственного поведения;
9) Выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми стоится поведение.
Примером теории построенной
на этом понятии может служить
теория Л.Айзенберга, который осуществляется
попытка проследить
Информация о работе Основы новообразования личности подростка