Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 04:01, реферат
Психология, наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких искусственных систем, как компьютеры. Определение предмета психологии всегда зависело от того, что под ним понимали представители той или иной ее школы.
Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Психологическая наука, развитие которой можно, вслед за Л.С.Рубинштейном, представить в виде пирамиды, сильна своим основанием. Житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, и является, напротив, постоянным источником ее жизнедеятельности. Вместе с тем, научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные средства запоминания ее законов, воспитания и развития личности.
Научная психология
в целом – это попытка
Практическое
значение психологии.
Психология имеет большое значение не только для решения ряда основных теоретических вопросов о психической жизни и сознательной деятельности человека.
Она имеет также практическое значение, возрастающее по мере того, как основным вопросом общественной жизни становится управление поведением человека на научных основах и учет человеческого фактора в промышленности и общественных отношениях.
Психологическая
наука имеет большое
Первой из этих областей является область промышленности и труда, а раздел прикладной психологии, который занимается связанными с этими областями вопросами, называется инженерной психологией и психологией труда.
Современная индустрия, включающая управление механизмами, транспортом, авиацией и т.п., предполагает сложное взаимодействие системы "человек—машина". Сложная техника должна быть приспособлена к возможностям человека; необходимо создать такие условия, при которых управление системами протекало бы в оптимальном варианте и могло бы осуществляться с наименьшими затратами времени и с наименьшим числом ошибок. Эти требования должны, прежде всего, относиться к рациональному построению пультов управления, которые в современных механизмах состоят из большого числа индикаторов, требующих максимальной обозримости и доступности информации. Естественно, что эти требования могут быть удовлетворены лишь при учете законов человеческого восприятия, объема человеческой памяти и тех способов их организации, которые могли бы наилучшим образом приспособить машину к возможностям человека. С другой стороны, современная индустрия ставит ряд вопросов подбора людей, наиболее подходящих к условиям тех или иных форм работы и организации условий, которые обеспечивали бы оптимальные условия сохранения внимания и минимального истощения человека. Они ставят вопрос о том, какие психологические факторы необходимо учесть для обеспечения максимальной надежности работы и минимальной аварийности.
Все эти вопросы
разрабатываются инженерной психологией
и психологией труда, которые
становятся важной составной частью
научной организации
Второй сферой практического применения психологии является обучение и воспитание подрастающего поколения, иначе говоря сфера педагогики.
Известно, что возрастающий объем знаний, которые должны быть усвоены в процессе школьного обучения, требует наиболее рациональной организации методов обучения. Это существенно зависит от психологических особенностей ребенка, возраста детей и их познавательных процессов при обучении в школе.
Педагогическая психология является той отраслью прикладной психологии, которая должна обеспечить научное обоснование программ и методов обучения, установить круг тех понятий, которые доступны детям соответствующего возраста и те способы подачи материала, которые обеспечат его наилучшее усвоение. Развившийся за последнее время новый раздел педагогики — программированное обучение (или теория программированного, поэтапного усвоения знаний) вносит научную психологическую основу для разработки оптимальной последовательности предлагаемого материала и применения наиболее эффективных методов обучения. Такие вопросы, как степень развернутости процесса поэтапного усвоения знаний, соотношение наглядных и словесно-логических средств обучения, способы оптимальной формулировки правил, приемы, обеспечивающие адекватное усвоение понятий и перенос принципов, усвоенных в процессе обучения, составляют только! часть тех вопросов, которые изучаются педагогической психологией, вносящей существенный вклад в научное обоснование педагогического процесса.
Второй стороной использования психологии для рационального построения обучения и воспитания является анализ тех психологических особенностей детей, которые мешают их успешному обучению
Известно, что успешность обучения зависит не только от рационально организованных программ и методов, но и от состава учащихся. В каждом классе наряд успевающими учениками имеются и такие, которые не могут успешно овладеть школьной программой и задерживают успешную работу всего класса.
Однако существенным является тот факт, что неуспеваемость, которую обнаруживают эти ученики, может иметь различную основу.
Одни ученики
не успевают потому, что они являются
умственно отсталыми и
Важнейшей задачей должно быть своевременное распознавание тех причин, которые приводят к неуспеваемости различных групп детей, и диагностика различных форм неуспеваемости. Эта задача может быть выполнена лишь при ближайшем участии психологов, которые могут описать психологические особенности неуспевающих детей, выяснить основные причины задержки в их развитии и оказать существенную помощь в устранении описанных дефектов.
Третьей сферой практического применения психологии является медицина.
Известно, что
протекание любой болезни зависит
не только от болезнетворного агента
и состояния организма, но и от
того, как больной сам представляет
свою болезнь, как относится к
ней, как оценивает ее, иначе говоря,
от того, что врачи-терапевты называют
"внутренней картиной болезни". Однако
само отношение к болезни связано
с рядом психологических
Особое место занимает психология в специальных отраслях медицины — неврологии и психиатрии.
Здесь она может оказать существенную помощь в решении двух важнейших вопросов — диагностики и природы заболевания, с одной стороны, и восстановления нарушенных функций — с другой.
Известно, что очаговые поражения мозга лишь частично выражаются в таких симптомах классической неврологии, как изменение чувствительности, рефлексов, тонуса и движений. Значительная часть больших полушарий головного мозга не имеет прямого отношения ни к одному из упомянутых процессов и поражение этих участков не приводит к их заметным нарушениям. Эти части больших полушарий связаны с осуществлением высших форм психической деятельности — анализом поступающей информации, формированием планов и программ действий, контролем над протеканием сознательной деятельности. Именно поэтому поражение этих отделов мозга, не вызывая отчетливых физиологических симптомов, может привести к заметным нарушениям сложных форм психической деятельности.
В течение
последних десятилетий возникла
новая область психологической
науки, о которой мы уже упоминали
выше, — нейропсихология. Она позволила
увидеть, какие факторы, входящие в
состав сложных форм психической
деятельности, связаны с определенными
участками мозга и какие виды
нарушений психических
Не менее важное значение имеет психология и для уточнения диагностики психических заболеваний. Нарушения восприятия и действия, памяти и мышления носят совершенно различный характер при различных формах умственного недоразвития и при различных психических заболеваниях. Поэтому применение методов экспериментальной патопсихологии в психиатрической клинике позволяет существенно уточить диагностику психических заболеваний и входит как существенная составная часть в общую психопатологию.
Большое практическое значение имеет психология в разработке основ восстановления функций, нарушенных при мозговых поражениях.
Еще сравнительно недавно считалось, что функции, нарушенные в результате локальных поражений мозга, не восстанавливаются и поражение мозга (особенно его ведущего, доминирующего полушария) приводит к необратимым расстройствам и обрекает больного на полную инвалидность.
Однако учение
о сложном системном построении
высших психических процессов
Теория восстановления
высших психических функций, нарушенных
при локальных поражениях мозга,
путем специального восстановительного
обучения, разработанная в
Следует, наконец, упомянуть и последнюю область практического применения психологии — судебную психологию. Следователь и судья постоянно имеют дело со сложными формами психической деятельности человека, с его мотивами и характерологическими чертами, с границами его восприятия и памяти, с особенностями его мышления. Поэтому учет психологических характеристик этих процессов должен быть обязательным компонентом в подготовке и деятельности судебно-следственных работников.
Психология разработала научный под ход к двум важным разделам судебно следственной практики: анализу свидетельских показаний и психологической диагностике причастности к преступлению.
Было доказано,
что свидетельские показания
обеспечивают достоверный мате риал
лишь в известных пределах и степень
этой достоверности может быть устанет
лена с помощью специального экспериментально-
С другой стороны, совершенное преступление оставляет следы не только во внешней обстановке, но и в психике самого преступника, поэтому существуют объективные психологические методы, с помощью которых эти следы могут быть обнаружены.
Естественно, что включение психологии в решение этих вопросов позволяет сделать важный вклад в построение судебно-следственного дела на научной основе и составляет важный раздел практического приложения психологии.
Таким образом,
психология является не только важным
разделом науки, но и имеет широко
разветвленные области
Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к про c той фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (филоcофскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.
В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже упомянутой книге выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.