Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 04:01, реферат
Психология, наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких искусственных систем, как компьютеры. Определение предмета психологии всегда зависело от того, что под ним понимали представители той или иной ее школы.
Определение
психологии. Основные
взгляды на предмет
психологии.
Психология, наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких искусственных систем, как компьютеры. Определение предмета психологии всегда зависело от того, что под ним понимали представители той или иной ее школы. Однако в наши дни множество психологических представлений вполне успешно, хотя и эклектически, уживаются друг с другом. Психология теперь определяется не столько в соответствии с теоретическими представлениями той или иной школы или системы, сколько в терминах конкретных отраслей исследований, например экспериментальная психология, социальная психология, клиническая психология (или патопсихология), психология научения, восприятия, мотивации, эмоций, личности, сравнительная психология, прикладная психология, психология развития. Внутри каждой из этих отраслей имеются противоположные точки зрения и позиции, но в совокупности они образуют широкое разнообразие теорий и методологических систем, что позволяет использовать различные возможные подходы к изучению психологии человека.
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
В последней, 24-й главе первой книги учебника дается краткий исторический очерк развития психологии, который мы сознательно не представляем в начале курса из-за недостаточности знаний у начинающих изучать психологическую науку.
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и Способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека. Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.
Представления
о предмете общей психологии весьма
расплывчаты. Зачастую психологи просто
указывают на психические процессы
(мышление, память, чувства и т.д.)
как на предмет своего изучения.
В других случаях говорится о
человеке, о личности как предмете
психологии. Но и первый, и второй
подходы к предмету психологии явно
неудовлетворительны, так как все
выше названное изучается не только психологией,
но и многими другими науками.
Анализируя развитие взглядов на предмет
общей психологии, можно сделать следующие
выводы: В каждом из возникающих направлений
подчеркивался какой-либо один из необходимых
аспектов исследования. Поэтому можно
утверждать, что все школы, направления
психологии внесли свой вклад в формирование
ее предмета.
В настоящее время представляется целесообразным
эклектическое объединение "рациональных
зерен", содержащихся в разных теоретических
направлениях, и их обобщение.
В итоге можно считать, что предметом психологии
являются психические процессы, свойства,
состояния человека и закономерности
его поведения. Существенным моментом
при этом оказывается рассмотрение порождения
сознания, его функционирования, развития
и связи с поведением и деятельностью.
В начальный
период становления советской
По мнению П. Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля. «Предмет психологии должен быть решительно ограничен. Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из ее форм. Другие науки не менее психологии имеют право на их изучение. Претензии психологии оправданы лишь в том смысле, что процесс ориентировки составляет главную сторону каждой формы психической деятельности и всей психической жизни в целом: что именно эта функция оправдывает все другие ее стороны, которые поэтому практически подчинены этой функции».
К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления. Это очень общее определение предмета психологии при его конкретизации не противоречит выше указанному подходу.
Мир, в котором
живет человек, вечен, бесконечен и
тождественен самому себе. Сколько раз
ни входи в "реку", о которой писал
Гераклит, она все таки была, есть и всегда
будет именно "рекой". В то же время
мир пребывает в постоянном изменении,
становлении, обновлении, развитии. Человек
как часть этого мира, причастная к его
изменениям, также не остается неизменным.
Психика, взятая в единстве ее динамической
и содержательной сторон, с течением истории
становится все более сложной системой,
все более способной на уровне сознательно
действующего Я не только отражать имеющееся
в мире, но и созидать новые миры. Психологическая
наука, стремящаяся проникнуть в тайны
психики, открыть законы ее самодвижения,
также не стоит на месте. В связи со всем
этим возникает вопрос о том, подвержен
ли изменениям предмет психологической
науки?
Здесь, на наш взгляд, может быть как минимум
две точки зрения. Попытаемся в них разобраться.
Сколько психологов
- столько предметов психологии.
Когда наука проходит через определенные
"кризисные" этапы своего роста, отмечал
Ф.В.Бассин, видоизменение "предмета"
науки может быть неожиданным и радикальным.
При этом важно учесть и принципиальное
требование, которому должно удовлетворять
искомое определение этого "предмета".
"Это должно быть определение не "универсальное",
годное "на все времена", а проникнутое
духом историзма, учитывающее своеобразие
нашего времени, своеобразие общей проблемной
ситуации, в рамках которой преимущественно
развертываются психологические исследования...,
своеобразие кардинальных задач, выдвигаемых
этой ситуацией, ее возможностей и перспектив
ее дальнейшего развития".
Приоритет социального
над индивидуальным долгое время
определял общую установку
Сегодня формула жизни выстраивается иначе, как бы вопреки предыдущей. Отныне у нас никто уже не собирается формировать "новую общность", никто не спешит "отдавать жизнь за светлое будущее". Куда-то в прошлое уходит "один за всех и все за одного" ибо каждый должен отвечать за себя и думать как жить "здесь и теперь", а не "там и тогда". Понятно, что в таких условиях более привлекательной становится не марксистская, а скорее позитивистская установка, отрицающая необходимость поиска сущностных определений природы психического, открывающая путь прагматическому подходу к исследованию психического мира человека и к определению предмета психологии с позиций нужности психического, с точки зрения полезности и бесполезности, продуктивности и непродуктивность тех или иных форм психической активности.
В результате, с одной стороны, наблюдается как бы общее оздоровление науки. Из нее уходят догмы, отжившие свой век стереотипы, снимаются ограничения "на исповедование" тех или иных учений, на использование различных технологий. Кстати, на одних и тех же спецсоветах успешно защищаются диссертации, выполненные как в духе "материалистической", так и "идеалистической" традиций.
С другой стороны,
прагматический подход, сводящий истинное
к полезному, тем самым как
бы снижает самостоятельное
Так, может складываться впечатление, что для "нашей" прагматически ориентированной психологии в сущности не так важно, что полагается ее предметом, - психика, душа или дух, а также, что именно стоит за этими категориями (например, психика как образ или как знак). Приемлемым будет то определение, которое в конкретном случае окажется более нужным, полезным и выгодным исследователю в зависимости от складывающихся обстоятельств *. Потому, исходя из прагматических соображений, трудно что-то возразить по поводу неоднозначности и изменчивости предмета психологии. Разве что присоединиться к тому, что говорит о "прагматических смыслах общей психологии" Б.С.Братусь.
Однако, как известно, практике не нужна наука в роли служанки, выполняющей ее заказы и приказы. Лишь в свободном противостоянии первой последняя способна на открытия, которые действительно могут обрести практическое значение. Ведь открыть нечто - означает постичь истинную природу вещей, что и определяет изначальную относительность и, возможно, если прислушаться к К.Г.Юнгу, - ограниченность прагматической установки. "…Прагматизм не может быть ни чем иным, - отмечал К.Г.Юнг, - как переходной установкой, которая должна приготовить путь для творческого акта посредством устранения предрассудков".