Основные взгляды на психология в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 04:01, реферат

Описание работы

Психология, наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких искусственных систем, как компьютеры. Определение предмета психологии всегда зависело от того, что под ним понимали представители той или иной ее школы.

Работа содержит 1 файл

общая психология.docx

— 73.88 Кб (Скачать)

Таким образом, существует несколько представлений  о том, как должен пониматься и  выстраиваться предмет психологической  науки в целом. В одном случае он отождествляется с объектом этой науки (психической реальностью), в  другом - рассматривается под углом  зрения того или иного психологические  направления (психология сознания, психоанализ, бихевиоризм и др.), либо сводится к предмету пусть фундаментального, но конкретного научного исследования (сознание, деятельность, переживание  и т.п.). В результате таких идентификаций  вполне допустимой представляется возможность видоизменения, трансформации трактовок предмета психологии под влиянием культуры, социальных ожиданий, идеологических установок, политических заказов и всякого другого. С одной стороны, вроде имеем плюрализм. Но, если, в итоге, концы с концами не сходятся и психологи начинают плохо понимать друг друга, реально допустить, что предмет психологии, как науки, которая нас объединяет, образно говоря, "истлевает".

Если же подойти  к определению предмета психологии с "сущностных" позиций, то его  смысл и основная содержательная нагрузка состоит в утверждении  и аргументированном подтверждении  бытия психического, его качественного  своеобразия. Какой же аргумент сегодня  позволяет наиболее мощно отстоять самостоятельность психологии как  науки? На наш взгляд - это, прежде всего, научно обоснованное представление  о человеке как субъекте психической  жизни, способном не только отражать, но также творить мир и себя в этом мире. В этом смысле предмет  психологической науки является "нетленным", тождественным самому себе и может измениться только при  условии, если человек по каким-либо причинам утратит эту свою определяющую природную особенность, качественно  отличающую его от всего иного  сущего. При этом и психология в  ее нынешнем понимании просто перестанет существовать.

Анализируя  развитие взглядов на предмет психологии, можно сделать следующие выводы:

1. В каждом  из возникающих направлений подчеркивался какой либо один из необходимых аспектов исследования. Поэтому можно утверждать, что все школы, направления психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета.

2. В настоящее  время представляется целесообразным  эклектическое объединение «рациональных  зерен», содержащихся в разных  теоретических направлениях, и их  обобщение.

3. В итоге  можно считать, что предметом  психологии являются психические  процессы, свойства, состояния человека  и закономерности его поведения.  Существенным моментом при этом  оказывается рассмотрение порождения  сознания, его функционирования, развития  и связи с поведением и деятельностью. 
 

Функциональные  и прикладные отрасли  современной психологии.

Прикладная  психология — ориентированная на специалистов-психологов, направленная на практику психология. Для прикладной психологии обязательна опора на научную базу и язык научных статей.

Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Практическая  психология, в отличие от психологии прикладной, ориентирована на широкий контингент образованного населения и их запросы — как личностного характера, так и делового. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие себя в практике рабочие метафоры, не имеющие научной основы. Например, метафора Родитель — Взрослый — Ребенок, введенная в практическую психологию Эриком Берном, показала свою огромную пользу в психологическом консультировании и психотерапевтической работе. Однако научной основы у данной метафоры нет, по крайней мере, пока..

Прикладная  психология — разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология чтения и библиотечной работы, творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

В экспериментальной психологии исследователь никогда не задается вопросом, даст ли его работа полезный для практики результат. Он может заниматься любой проблемой, если это ведет к увеличению знаний о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует, и хотя результаты эксперимента могут найти полезное применение, для теоретической психологии это не очень важно. Задачи же, встающие перед прикладной психологией это постоянный поиск решений практических проблем, возникающих в повседневной жизни людей. Различия между фундаментальной и прикладной психологией могут быть показаны на примерах. В первом случае психолог исследует, как приобретаются новые навыки, почему объемный предмет воспринимается как объемный, хотя его отображение на сетчатке глаза является плоским, или как разные люди оценивают промежутки времени. Анализ этих явлений дает психологу возможность систематизировать факты человеческого поведения. Практический же психолог решает другие проблемы: какими качествами должен обладать водитель такси и как их выявлять, какой длины должна быть строка печатного текста, чтобы читатель меньше утомлялся, какой должна быть панель управления самолета, чтобы показания приборов легко читались и т.п. Практический психолог может проводить исследования на фабрике, выясняя причины текучести кадров, может быть консультантом по профессиональной ориентации в школе, может давать рекомендации военным по приспособлению прицелов к особенностям человеческого зрения.

Прикладная  психология использует модели и методы, разработанные теоретической психологией, например, закономерности научения могут быть использованы при написании руководства для продавцов. С другой стороны, прикладная психология получает собственные данные, разрабатывает собственные методы и развивает новые направления в психологии (например, коучинг как один из методов консультирования и активизации потенциала человека, возникший ок. 20 лет назад и разработанный американскими психологами Т. Леонардом и Д.Уитмором).

Прикладная  психология — общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Таких отраслей довольно много, они представляют и так называемую «чистую» науку и связанную с ней практику жизни. В самом общем виде все современные психологические науки делятся на две большие группы: фундаментальные науки и прикладные науки. К фундаментальным психологическим наукам относят такие, в которых ставятся и решаются главные вопросы понимания и познания соответствующих явлений, например, вводятся определения основных научных понятий для описания и представления психических явлений, собираются достоверно установленные научные факты, касающиеся изучаемых явлений, формулируются законы, управляющие этими явлениями, предлагаются объясняющие их теории.

К числу фундаментальных  психологических наук относятся, например, общая психология, психология развития, дифференциальная психология, социальная психология. Основная задача фундаментальных наук состоит в том, чтобы получать знания. Прикладными называют такие науки, в которых изучаются психологические явления, представленные в отдельных видах деятельности людей. Главная цель прикладных наук состоит не столько в получении научных знаний, сколько в выработке рекомендаций по их использованию в соответствующих сферах практической деятельности людей. Прикладных отраслей психологии довольно много, их примерно столько же, сколько различных видов деятельности человека. К числу прикладных наук можно, например, отнести педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, инженерную психологию. В целом существует около 4—5 десятков разных фундаментальных и прикладных психологических наук.

Связь научной  психологии с практикой характеризуется  точностью постановки прикладных задач  и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими во внепсихологических областях, а их устранение выходило за пределы компетенции соответствующих специалистов. Заметим также, что прикладные отрасли могли появляться независимо (в том числе и во времени) от становления общепсихологической науки.

Отрасли психологии можно различить по нескольким критериям. Во-первых, по сферам деятельности (в  частности, профессиональной), нужды  которых обслуживают, т. е. по тому, что  делает человек: психология труда, инженерная, педагогическая и др. Во-вторых, по тому. кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология, группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология) и т. д. Наконец, отрасли психологии могут определяться по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве обладает знаниями как  инженерной психологии (или психологии труда), так и социальной. Психологические стороны школьной работы относится одновременно к сферам возрастной, педагогической психологии. Разработка практических приложений нейропсихологии – прежде всего, проблемы реабилитации больных с мозговыми поражениями той или иной профессиональной деятельности – требует знания психологии труда.

Понятно, что  психолог-практик – это просто житейский психолог. Конечно, он далеко не всегда имеет готовые образцы  решения задач и должен изучать, изобретательно использовать повседневный опыт, и все же для него этот опыт оформлен концептуально, а задачи довольно четко разделены на решаемые и нерешаемые. Следует подчеркнуть, что относительная автономия прикладных отраслей от их общих психологических оснований позволяет устанавливать собственные практические связи с другими науками – социологией, биологией, физиологией, медициной.

Многообразные формы сотрудничества научной и  житейской психологией, типичный пример которых – психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать  и передать пациенту новые способы  освоения своего эффективного прошлого, разрешения внутренних конфликтов. Пациент  строит эти способы только сам, но терапевт помогает, провоцирует их открытие и присутствует при нем, как врач при рождении ребенка. Он уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами  такого сотрудничества являются, с  одной стороны, полноценная жизнь  здорового человека, с другой, –  развитие центрального раздела психологической  науки – изучение личности.

Возможны  удачные случаи самотерапии, самостоятельного осмысления и преодоления тяжелых душевных недуг, когда научный и житейский психологи как бы совмещаются в одном человеке. Интересны влияния научных понятий и концепций на житейские представления людей о своей психической жизни. Средствами такого представления стали, в частности, некоторые понятия психоанализа (аффективный "комплекс", "архетип", "внутренняя цензура" и др.), термины, предложенные для описания эмоциональной сферы ("стресс") защитных механизмов личности ("компенсация", "замещение", "рационализация", "вытеснение"). Попадая в разговорную речь, эти термины получают содержания, не всегда относящиеся к их первоначальному смыслу, но они оказываются эффективными средствами осмысления и даже открытия (построения) человеком собственных индивидуальных средств.

Следует отметить, что научный психолог подчас профессионально  должен становится психологом житейским, подготовка к работе с некоторыми методами диагностики личности, обучения правильной и полной интерпретации  результатов занимает около двух-трех лет. Практика проведения психологических  экспериментов является подчас тонким искусством, требующим мастерства и  интуиции.

Наконец, существуют и такие психологические тесты, где грань между научной и  житейской психологией трудно установить. Так, в руководствах по деловому общению  даются конкретные практические советы по адекватному социальному поведению, взаимодействию с другими людьми, которые делают контакты успешными. С одной стороны, это своего рода "учебники" житейской психологии, с другой – систематический перечень результатов, дающий материал для научного исследования.

Таким образом, положение психологической науки  определяется ее двумя разнонаправленными традициями. Первая из них – стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая – занять место житейской  психологии. Обе эти цели непостижимы, но каждая из них порождает свои конкретные задачи.

С одной стороны, по сравнению с житейской психологией, научная представляет собой специальную дисциплину, обладающую понятийным и методическим аппаратом для изучения психической жизни человека, законов ее организации и развития. Точность и регулярность фиксации получаемого опыта, возможность строгой проверки и направленного воспроизводства сближают ее с естественными науками.

С другой стороны, психологическая наука имеет  особенности, связанные со спецификой объекта изучения – его способностью к внутреннему отражению своих  состояний. Обыденные представления  человека о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных объяснений. Гуманитарный аспект психологии заключается не только в изучении, но и в практике создания этих представлений как способов преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта.

Информация о работе Основные взгляды на психология в России