Основные проблемы психологической теории эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Без эмоций ни одни человек не мог бы осознать своих потребностей, предметов, на которые эти потребности направлены, и мотивов, которые непосредственно побуждают к деятельности. Эту же мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, эмоциональных процессов, независимо от того, каких теорий они придерживались. По характеристике эмоциональных процессов, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Работа содержит 1 файл

МОЯ.docx

— 129.71 Кб (Скачать)

Плутчик обусловливает эмоцию как соматическую реакцию, которая сопряжена с конкретным адаптивным биологическим процессом, который общий для всех живых организмов. Он разбивает эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразумевает различные комбинации первичных эмоций. К тому же, первичные эмоции, ограничены во времени и образуются при внешнем воздействии, а каждой вторичной соответствует определенный физиологический и экспресситвно-поведенческий комплекс. Плутчик считает, что "постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации…"…

2.7. Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда

Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются  по отдельности.

 В основе теории К.Э.Изарда лежат 5 основных тезисов:

  • Основную мотивационную систему человека составляют десять базовых эмоций (далее будет более подробно объяснено какие эмоции являются базовыми и почему).
  • Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания.
  • Все фундаментальные эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом.
  • Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами и оказывают на них влияние.
  • В свою очередь драйвы влияют на протекание эмоционального процесса

В рамках дифференциальной теории эмоций, последние рассматриваются  не только как мотивационная система  организма (как в теории Липера), но и в качестве базовых личностных процессов, которые придают смысл  человеческому существованию.

Дифференциальная теория эмоций определяет эмоции как сложные  процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные  аспекты. Нейрофизиологический аспект определяется в терминах активности центральной нервной системы. Здесь предполагается, что эмоция - это функция соматической нервной системы. На нервно-мышечном уровне - проявляется в виде мимической активности. На чувственном уровне - эмоция представлена переживанием.

Критерии, на основе которых  Изард определяет базовые эмоции:

  1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
  2. базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
  3. базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
  4. базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
  5. базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
  6. Этим критериям, по мнению автора, соответствуют такие эмоции как радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

2.8. Информационная теория эмоций Симонова

Симонов говорит о том, что его подход к проблеме изучения эмоций принадлежит павловскому  направлению изучения высшей нервной  деятельности мозга. Он придерживается мнения, что "эмоция есть отражение  мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и  величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает  на основе гинетического и ранее  приобретенного индивидуального опыта".

Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым (его концепция также  может быть отнесена к разряду  когнитивистских и имеет специальное  название - информационная), сила и качество возникшей у человека эмоции, в конечном счете, определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.  Вот эта формула формул:

 Э = f [П, (Ин — Ис), …. ], где Э — эмоция, ее степень,  качество и знак; П — сила  и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности  (возможности) удовлетворения потребности  на основе врожденного и онтогенетического  опыта; Ин — информация о  средствах, прогностически необходимых  для удовлетворения потребности;  Ис —информация о средствах,  которыми располагает субъект  в данный момент

Эмоция не возникает:

  1. если потребность отсутствует или она удовлетворена, а при наличии потребности - если система вполне информирована;
  2. при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума при полном отсутствии информации;
  3. положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности.

Эмоции возникают:

- при рассогласовании между потребностью и возможностью её удовлетворения. Рассматривается как обобщённая оценка ситуации.

Это основные постулаты  теории Симонова.

 

 

 

 

2.9. Эмоции в рамках учения А.Н.Леонтьева

"В самом общем виде  функция эмоций может быть  охарактеризована как индикация  плюс - минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей  деятельности". Эмоции, по мнению  Леонтьева, способны регулировать  деятельность в соответствии  с предвосхищаемыми результатами, но в то же время он подчеркивает, что хотя эмоции и играют  очень важную роль в мотивации,  сами мотивами не являются.

К эмоциональным процессам  Леонтьев относит аффекты, собственно эмоции, чувства. Он разделяет их по продолжительности во времени. Следуя логике Леонтьева, самые непродолжительные  во времени аффекты, они сопровождаются ярко выраженными двигательными  и вегетативными проявлениями, а  самыми продолжительными - чувства, причем они надситуативны, предметны и  иерархизированы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному  в представленной работе хотелось бы отметить, что эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Хотелось бы отметить, что  в психологию эмоций много терминологических расхождений. Наверное, в каком-то объеме они заложены уже в повседневном языке, который позволяет нам называть, например, страх эмоцией, аффектом, чувством или даже ощущением или объединять под общим названием чувств такие различные явления, как боль и иронию, красоту и уверенность, прикосновение и справедливость. Но это указывает на то, что феноменологический материал, разъяснить который призвана теория эмоций, не располагает отчетливо различимыми признаками, которые могут обеспечить некоторую единую изначальную его группировку и упорядочивание. При решении этой задачи в психологической теории воздействие неминуемо оказывают концептуальные традиции и представления, которые в силу своих различий фиксируют за неопределенными житейскими понятиями различное содержание. Как мне видится, на запутанность реального соотношения того, что в разных концепциях обсуждается под одними и теми же названиями эмоций или чувств, оказало воздействие еще и то обстоятельство, что они создавались на разных языках и в разные эпохи, имеющие свои традиции в применении таких понятий.  

В каждой из теорий имеются свои плюсы и минусы, чем сложнее она изложена, тем сложнее нам проникнуть в ее подлинный смысл. Если говорить об описанных выше теориях, то, по моему мнению, однозначно ни одна из теорий не была мною воспринята. Фрейд в основу всех своих изучений ставил одну и ту же проблему - инстинктивные влечения. На этом у него строятся многие его темы. Это можно рассмотреть как "+", так и как "-".

По моему мнению, инстинктивные  влечения являются далеко не основой  эмоций, хотя и имеют к ним отношение. Понятие эмоций у него очень широко и объемно и тяжело выделить самое  главное.

К личному моему пониманию скорее ближе теории Симонова, Анохина. В каждой из них я выделила для себя в изучении эмоций "частицу эмоций". В теории Симонова - это его формула, которая очень наглядно показывает, из чего складываются эмоции и как можно получить тот или иной результат.

Но мне кажется, что все-таки полноценной теории эмоций, которая бы смогла объяснить все, так и не создано. Все многочисленные взгляды, которые были представлены в данной работе, основаны на изучении отдельных сторон феномена эмоции, но не описывают феномен в целом. Хоть они и называются громким словом "Теория", далеко не все ему соответствуют…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты.

Информация о работе Основные проблемы психологической теории эмоций