Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:34, курсовая работа
Без эмоций ни одни человек не мог бы осознать своих потребностей, предметов, на которые эти потребности направлены, и мотивов, которые непосредственно побуждают к деятельности. Эту же мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, эмоциональных процессов, независимо от того, каких теорий они придерживались. По характеристике эмоциональных процессов, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.
Плутчик обусловливает эмоцию как соматическую реакцию, которая сопряжена с конкретным адаптивным биологическим процессом, который общий для всех живых организмов. Он разбивает эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразумевает различные комбинации первичных эмоций. К тому же, первичные эмоции, ограничены во времени и образуются при внешнем воздействии, а каждой вторичной соответствует определенный физиологический и экспресситвно-поведенческий комплекс. Плутчик считает, что "постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации…"…
2.7. Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда
Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются по отдельности.
В основе теории К.Э.Изарда лежат 5 основных тезисов:
В рамках дифференциальной теории эмоций, последние рассматриваются не только как мотивационная система организма (как в теории Липера), но и в качестве базовых личностных процессов, которые придают смысл человеческому существованию.
Дифференциальная теория
эмоций определяет эмоции как сложные
процессы, которые имеют
Критерии, на основе которых Изард определяет базовые эмоции:
2.8. Информационная теория эмоций Симонова
Симонов говорит о том, что его подход к проблеме изучения эмоций принадлежит павловскому направлению изучения высшей нервной деятельности мозга. Он придерживается мнения, что "эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе гинетического и ранее приобретенного индивидуального опыта".
Согласно формуле, предложенной
П.В. Симоновым (его концепция также
может быть отнесена к разряду
когнитивистских и имеет
Э = f [П, (Ин — Ис),
…. ], где Э — эмоция, ее степень,
качество и знак; П — сила
и качество актуальной
Эмоция не возникает:
Эмоции возникают:
- при рассогласовании между потребностью и возможностью её удовлетворения. Рассматривается как обобщённая оценка ситуации.
Это основные постулаты теории Симонова.
2.9. Эмоции в рамках учения А.Н.Леонтьева
"В самом общем виде
функция эмоций может быть
охарактеризована как
К эмоциональным процессам Леонтьев относит аффекты, собственно эмоции, чувства. Он разделяет их по продолжительности во времени. Следуя логике Леонтьева, самые непродолжительные во времени аффекты, они сопровождаются ярко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, а самыми продолжительными - чувства, причем они надситуативны, предметны и иерархизированы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышеизложенному в представленной работе хотелось бы отметить, что эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
Хотелось бы отметить, что в психологию эмоций много терминологических расхождений. Наверное, в каком-то объеме они заложены уже в повседневном языке, который позволяет нам называть, например, страх эмоцией, аффектом, чувством или даже ощущением или объединять под общим названием чувств такие различные явления, как боль и иронию, красоту и уверенность, прикосновение и справедливость. Но это указывает на то, что феноменологический материал, разъяснить который призвана теория эмоций, не располагает отчетливо различимыми признаками, которые могут обеспечить некоторую единую изначальную его группировку и упорядочивание. При решении этой задачи в психологической теории воздействие неминуемо оказывают концептуальные традиции и представления, которые в силу своих различий фиксируют за неопределенными житейскими понятиями различное содержание. Как мне видится, на запутанность реального соотношения того, что в разных концепциях обсуждается под одними и теми же названиями эмоций или чувств, оказало воздействие еще и то обстоятельство, что они создавались на разных языках и в разные эпохи, имеющие свои традиции в применении таких понятий.
В каждой из теорий имеются свои плюсы и минусы, чем сложнее она изложена, тем сложнее нам проникнуть в ее подлинный смысл. Если говорить об описанных выше теориях, то, по моему мнению, однозначно ни одна из теорий не была мною воспринята. Фрейд в основу всех своих изучений ставил одну и ту же проблему - инстинктивные влечения. На этом у него строятся многие его темы. Это можно рассмотреть как "+", так и как "-".
По моему мнению, инстинктивные влечения являются далеко не основой эмоций, хотя и имеют к ним отношение. Понятие эмоций у него очень широко и объемно и тяжело выделить самое главное.
К личному моему пониманию скорее ближе теории Симонова, Анохина. В каждой из них я выделила для себя в изучении эмоций "частицу эмоций". В теории Симонова - это его формула, которая очень наглядно показывает, из чего складываются эмоции и как можно получить тот или иной результат.
Но мне кажется, что все-таки полноценной теории эмоций, которая бы смогла объяснить все, так и не создано. Все многочисленные взгляды, которые были представлены в данной работе, основаны на изучении отдельных сторон феномена эмоции, но не описывают феномен в целом. Хоть они и называются громким словом "Теория", далеко не все ему соответствуют…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Основные проблемы психологической теории эмоций