Основные проблемы психологической теории эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Без эмоций ни одни человек не мог бы осознать своих потребностей, предметов, на которые эти потребности направлены, и мотивов, которые непосредственно побуждают к деятельности. Эту же мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, эмоциональных процессов, независимо от того, каких теорий они придерживались. По характеристике эмоциональных процессов, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Работа содержит 1 файл

МОЯ.docx

— 129.71 Кб (Скачать)

Существует и коммуникативная функция чувств. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, извещать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Исследования показали, что не все проявления чувств одинаково легко можно распознать. Легче всего распознается ужас (57% испытуемых), потом отвращение (48%) и удивление (34%).6

Подкрепляющую функцию  эмоций выделил П.В. Симонов.  Нам известно, что эмоции принимают непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Важные события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго откладываются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода.

Подкрепляющую функцию эмоций наиболее удачно исследовали на экспериментальной модели "эмоционального резонанса", которую предложил П.В. Симонов. Здесь обнаружено, что эмоциональные реакции одних животных могут возникать под влиянием отрицательных эмоциональных состояний других, подвергнутых воздействию электрокожного раздражения. Эта модель воспроизводит характерную для социальных взаимоотношений ситуацию возникновения отрицательных эмоциональных состояний в сообществе и позволяет изучать функции эмоций в наиболее чистом виде. Опыты Л.А.Преображенской, заключались в следующем: собака-"жертва" подвергалась наказанию электрически током на глазах у собаки-"наблюдателя". У собаки-"наблюдателя возрастала частота сердцебиения и увеличивалась синхронизация гиппокампального тета-ритма. Это свидетельствует о появление у нее негативного эмоционального напряжения. В этих условиях собака-"наблюдатель" может выработать избегательный инструментальный рефлекс (в виде подъема лапы), прекращающий подачу тока собаке-"жертве". Выработка такого инструментального рефлекса у собаки-"наблюдателя" будет сопровождаться снижением у нее частоты сердечных сокращений и уменьшением гиппокампального тета-ритма, т.е. исчезновением отрицательного эмоционального состояния. Можно сделать вывод – предотвращение отрицательного эмоционального напряжения и служит ей той наградой, на которой и вырабатывается данный условный инструментальный рефлекс.

Мобилизующая функция  эмоций выражается в следующем: страх способствовует мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.

Компенсаторная функция  эмоций заключается в том, что происходит возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Это возникает при столкновении с незнакомым объектом. Эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя человек и делает обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, но эмоция все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Присутствие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает вероятным проявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет).

Сигнальная функция  эмоций. Эта функция связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью неё человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций нередко соединяется с защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности содействует запугиванию другого человека или животного.

Дезорганизующая роль эмоций. Страх нарушает поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели и вызывает у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизующая роль эмоций также заметна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, которые возможно и не приводут к успеху.

Если подвести итоги по написанию первой главы курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

Эмоции – это особый класс  психических процессов и состояний, который связан с инстинктами, потребностями и мотивами личности. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта, при помощи отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Собственно эмоции определяют, что значимо для человека, а что нет в данный момент, и тем самым способствуют ориентации его во всевозможных ситуациях. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.

Таким образом, подводим итог о том, что эмоция является побудителем и регулятором поведения человека в целом, подчиняя его деятельность основным мотивам и потребностям личности, ее интересам и склонностям.

 

ГЛАВА  2.     ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

 

2.1. Психологические  теории эмоций: общее и особенное

Если мы обратимся к вопросу о возникновении эмоций, то единого мнения не встретим. Теории делились на группы с учетом того, в чем именно ученые находили причину возникновения эмоций.

В биологических теориях эмоций, а именно, теории Анохина, Даффи, Линдсли, Джемса, Ланге источник возникновения находится в органических изменениях. У различных авторов это называется по-разному, но это не имеет особого значения, так как смысл един.

В теориях психоаналитических причина эмоций есть столкновение подсознательной (инстинктивной) энергии с запретами и нормами Супер-Эго. Это можно объяснитьобъясняется тем, что вся теория психоанализа была построена на представлении о двух инстинктах (эрос, тонатос), а так же на трехкомпонентной теории строения личности (Ид, Эго, Супер-Эго).

Когнитивные теории. Здесь  происхождение эмоций связывается с деятельностью cogito, и эмоция является оценкой. В этом с когнитивными теориями эмоций сходна информационная теория Симонова, в ней эмоция является оценкой ситуации. Я думаю, что их можно было бы соединить общим названием когнитивных теорий, но этого не делают в силу того, что ключевым словом у когнитивистов является оценка, а у Симонова - информация.

Остальные теории: мотивационная, адаптационная соответственно рассматривают эмоции как мотивы адаптации к условиям среды, при этом механизм возникновения становится понятным.

Особым местом владеет взгляд А.Н. Леонтьева на ту же самую проблему. Он рассматривает эмоции в рамках своего учения о деятельности, механизмом возникновения, автоматически, является человеческая деятельность. Причем Леонтьев говорит о том, что эмоции – это "специфическое личностное отношение", а тут уже само понятие «отношение» включает в себя понятие о деятельности.

 

2.2. Биологические теории эмоций

П.К. Анохин: "Биологическая  теория эмоций"

В основу ложатся Дарвиновское понимание эволюции приспособительных  реакций организма. Согласно ей сохраняются только полезные приспособления. Анохин рассматривает эмоциональные состояния "как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира".7 Из этого исходит, что эмоциональные состояния, не только сохраняются в процессе эволюции, но и развившиеся до определенной планки, не могли бы сохраниться и закрепиться наследственностью, если бы они были хоть немного вредны или ненужные для жизни. При этом Анохин утверждает, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций в осуществлении функций организма. Отвечая на этот вопрос, он утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения укрепились как своеобразный инструмент, который сдерживает процесс в его оптимальных границах. Так эмоции предотвращают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

Сущность биологической теории состоит в следующем – она утверждает, что положительное эмоциональное состояние тот или иной потребности зарождается лишь в случае, если информация о совершенном действии, отображает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата…

Даффи: "Эмоции как организмическое возбуждение"

Даффи базируется на учениях Вундта и Спенсера, считая, что все поведение человека можно объяснить, применяя термины "единого феномена" – организмического возбуждения. Также Даффи считает, что поведение может изменяться лишь относительно двух векторов: направленность, интенсивность.

Направленность – избирательность ответа, основывается на ожиданиях, целях и взаимоотношениях организма с окружающей его средой. В зависимости от значения ситуации (побудительное, угрожающее), индивид может или подчиняться ей, или избегать.

Интенсивность – результат общей возбудимости организма, мобилизации энергии. За меру интенсивности Даффи берет "количество энергии, высвобожденной из тканей организма".

Даффи рассматривает эмоции как точку, или как совокупность точек на шкале возбуждения, следовательнов ее теории дискретность эмоций можно рассматривать только в контексте интенсивности…

Линдсли: "Активационная  теория эмоций"

Линдсли заменил широкое  понятие организмического возбуждения, которое раньше рассматривалось у Даффи, на понятие активации. Активация – "нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей коры".8

Трактовку эмоций Линдсли предполагает существование предшествующего эмоционального стимула, который может быть внешним условным, либо внутренним безусловным. Эти стимулы порождают импульсы, которые в свою очередь активизируют ствол мозга, дальше импульсы посылаются к таламусу и к коре больших полушарий. "Гипотетический активизирующий механизм" преобразует все эти импульсы в поведение, которое характеризуется "эмоциональным возбуждением"…

Теория эмоций У.Джемса - Г.Ланге

Информация о работе Основные проблемы психологической теории эмоций