Основные проблемы психологической теории эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Без эмоций ни одни человек не мог бы осознать своих потребностей, предметов, на которые эти потребности направлены, и мотивов, которые непосредственно побуждают к деятельности. Эту же мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, эмоциональных процессов, независимо от того, каких теорий они придерживались. По характеристике эмоциональных процессов, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Работа содержит 1 файл

МОЯ.docx

— 129.71 Кб (Скачать)

Соответственно этой теории возникновения эмоций, обусловлено изменениями в произвольной двигательной сфере или в сфере непроизвольных актов, которые в свою очередь вызваны внешними воздействиями. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу органические изменения являются первопричиной эмоций, то есть мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; и радуемся потому, что смеемся. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, органические изменения порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности…

Джемс вот так резюмирует свою теорию: «Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта: осознание человеком этого возбуждения и есть эмоция… Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме своей чисто познавательным актом, лишенным колорита и эмоциональной «теплоты».9

Теория Джемса-Ланге верно  отмечала основную роль, которую играют в эмоциях органические изменения  периферического характера. Действительно, без вегетативных реакций нет  эмоций. Они являются не только внешним  выражением эмоций, но и их компонентом. Но теория Джемса-Ланге совершенно ошибочно свела эмоции исключительно  к периферическим реакциям. Современная  физиология показала, что эмоции не сводимы к одним лишь периферическим реакциям.

 

 

Основные положения в  теориях Джемса-Ланге

2.3. Психоаналитические теории эмоций

Психоаналитическая теория эмоций – утверждает означающий характер эмоциональных фактов, должна искать это значение в самом сознании. То есть, именно сознание само делает себя сознанием, находясь взволнованным потребностью во внутреннем значении.

 Фрейд, в своей теории  рассматривает главным образом негативные аффекты. Это исходит из того, что аффекты порождаются конфликтом между бессознательным (интерес - влечением либидо) и предсознательным (санкции Супер-Эго). Такого рода аффекты порабощают Эго и могут стать причиной психического расстройства. Так же Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории о влечениях и по сути отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией.

Фрейд и его последователи  рассматривали только негативные эмоции, возникающие в результате конфликтных  влечений. Поэтому они выделяют в аффекте три аспекта: энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта), процесс «разрядки» и восприятие окончательной разрядки (ощущение, или переживание эмоции).  

Более всего  признанными в этой теории являются высказывания Рапапорта. Рапапорт считает, что в основе инстинктивного влияния лежит четыре характеристики:

а) безусловность; б) цикличность; в) избирательность; г) замещаемость.

Из этого можно сделать вывод, что влечения различаются по степени.

Представить целостное определение  эмоций у Фрейда очень тяжело, т.к. это понятие в его теории рассматривается  довольно широко, и ему приписываются  различные роли в процессе развития данной теории.

В своих первых работах эмоции Фрейд описывал лишь как побудительною силу в психической жизни человека, и только в поздних своих работах стал отмечать, что они дают толчок к фантазиям и мечтаниям.

Прежде всего, теория Фрейда касалась отрицательных эмоций. Этим объясняется  преобладающая роль подавления, как  защитного механизма. Если такое  подавление неудачно, то происходит конфликт между сознательным и бессознательным, и эмоции могут всплывать в сознании.   Другое понятие Фрейда - желания. Он показал, что они являются основанием сновидений. Потому что эти инстинкты проявляются у нас во сне фантазиями с эмоциями.

Фрейдовское понимание механизмов возникновения эмоций как бессознательных  инстинктивных влечений подверглось  критике со стороны многих ученых (Holt, 1967 и др.).

 

Холт отвергает теорию инстинктивных влечений. В своей  теории он подчеркивает значимость внешней  стимуляции и перцептивно-когнитивных  процессов, но в то же время признает, что важны феномены, которые связаны  с выражением и переживанием эмоций. По мнению Холта, "не смотря на то, что  сексуальное влечение, агрессию, страх  и другие аффективные феномены можно  рассматривать как биологически детерминированные, врожденные … реакции, они активизируются лишь в результате осознания индивидом внешнего давления…"…

2.4. Мотивационная теория эмоций У.Липера

В этой теории выносится на обсуждение тот факт, что, "не прибегая к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоциями, и ряд других процессов, которые мы к эмоциям не относим".

В качестве примера он рассматривает  ситуацию, когда человек едет на машине с другим человеком(водителем), который очень неосторожно управляет ей. При этом Липер отмечает то, что пассажир не будет любоваться окружающим его  пейзажем, а будет сосредоточенно смотреть на дорогу и пытаться сообразить, что бы такого сделать, чтобы машину вели более аккуратно. Здесь на лицо влияние эмоции страха за свою жизнь на активность всего организма. И именно этот факт послужил основой того, что Липер рассматривает эмоциональные процессы как мотивы.

Автор этой теории полагает, что среди мотивов возможно выделение двух типов. Это эмоциональные и физиологические мотивы. При этом Липер подчеркивает, что физиологические мотивы могут зависеть от внутреннего состояния организма (голод, жажда), а могут зависеть от внешней стимуляции (боль от механического удара). А эмоциональные мотивы зависят от психических процессов. Основным различием между этими типами мотивов Липер предлагает считать то, что эмоциональные мотивы - "это процессы, которые зависят от сигналов, … напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждаться даже очень легкими и слабыми внешними раздражителями…". А физиологические мотивы - это процессы, которые зависят либо от особенных, специфических химических условий внутри организма, либо от сильного раздражения извне…

2.5.Когнитивные теории эмоций

Арнольд: Эмоция как функция  когнитивных процессов

Согласно теории Арнольда, эмоции зарождаются как результат воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в категориях восприятия и оценок.

"Термин "восприятие" Арнольд объясняет как "элементарное понимание". В данном случае "воспринять объект" - значит в некотором смысле "понять" его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего". В сознании формируется образ воспринимаемого предмета, и для того, чтобы этот образ получил эмоциональную окраску, его нужно оценить, учитывая его влияние и на воспринимающего. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Арнольд понимает эмоцию не как оценку, а как неосознаваемое влечение к объекту, или отторжение его.

По теории Арнольда оценка происходит сразу после непосредственного восприятия объекта. Это есть интуитивный акт, который не связан с размышлением, оценка выступает в роли завершающей стадии перцептивного процесса и отдельно может быть представлена только рефлексивно…

Шехтер: Двухфакторная  теория эмоций

Шехтер высказал предположение, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения, но только при наличии  когнитивной оценки ситуации, которая  вызвала возбуждение. По Шехтеру  одно и тоже физиологическое возбуждение может истолковываться и как радость, и как гнев, в зависимости от того, как воспримется ситуация, которая вызвала напряжение, так как именно оценка, которая может производиться по памяти и чувству, позволяет определить напряжение как какую-нибудь эмоцию…

Теория эмоций Дж.Келли

Дж.Келли создал теорию личностных конструктов. Он полагал, что "люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую  он использует для интерпретации жизненного опыта". Также он описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный. Целью Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Еще Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья, а также в терапевтической практике…

Л.Фестингер: Теория когнитивного диссонанса

Леон Фестингер сформулировал  теорию когнитивного диссонанса. Он говорит, что возникновение диссонанса мотивирует индивида уменьшить степень диссонанса и по возможности достигнуть консонанса. Кроме этого стремления уменьшить диссонанс, индивид стремится избегать ситуации и информацию, которые могут вести к возрастанию степени диссонанса.

Когнитивный диссонанс исследователь понимает как условие, которое приводит к действиям, направленным на его уменьшение. Фестингер говорит о том, что диссонанс может возникнуть в ситуациях, когда человек становится очевидцем каких-либо непредсказуемых событий или когда он узнает новую информацию.

Согласно теории Фестингера положительные эмоции возникают только тогда, когда не возникает когнитивного диссонанса между исходом ситуации и тем, как этот исход был представлен в сознании индивида, и отрицательные или негативные эмоции возникают в случае наличия когнитивного диссонанса…

2.6. Адаптационная теория Плутчика

Плутчик рассматривал эмоции как средство адаптации. В нижеприведенной таблице я рассмотрю базовые прототипы адаптивного поведения и эмоции, которые им соответствуют.

Протипический адаптивный комплекс Первичная эмоция

  1. Инкорпорация - поглощение пищи и воды Принятие
  2. Отвержение - реакция отторжения, экскреция, рвота Отвращение
  3. Разрушение - устранение препятствия на пути удовлетворения Гнев
  4. Защита - первоначально на боль или на угрозу боли Страх
  5. Репродуктивное поведение - реакции, сопутствующие сексуальному поведению Радость
  6. Депривация - утрата объекта, приносящего удовольствие Горе
  7. Ориентировка - реакция на контакт с новым, незнакомым объектом Испуг
  8. Исследование - более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды Надежда или любопытство

Информация о работе Основные проблемы психологической теории эмоций