Основные образования личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление особенностей развития новообразований личности в подростковом возрасте.

Предмет исследования - развитие личности как фактор успешной социализации. Объект – развитие новообразований личности в подростковом возрасте.

Задачи:
Изучить литературу по теме исследования;
Выявить особенности социального и психологического развития подростков;
Рассмотреть основные новообразования личности подростка;

Содержание

Введение

Глава 1. Исследование личности подростка в возрастной психологии


1.1. Возрастная психология как область психологического знания


1.2. Классические исследования и новые тенденции в изучении подросткового возраста


Глава 2.

2.1. Психофизиологические изменения в подростковом возрасте


2.2. Новообразования и особенности развития личности подростка
Особенности социальной ситуации развития и проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте
«Чувство взрослости» как центральное новообразование в структуре личности подростка.
Формирование «Я-концепции»
Понятие рефлексии и идентификации
Заключение ………………………………………………………………

Глоссарий………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………….………….

Приложение ……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

    Разумные  взрослые, понимающие отроческие проблемы, стараются поддержать подростка  и придать ему уверенность в себе.

    Рефлексия на себя у тонко чувствующего, гениального  отрока может показаться выходящей за рамки возможной рефлексии обычных подростков. Однако в действительности это не так. Все отроки заинтересованно относятся к своей внешности, все стремятся заглянуть себе в душу и дать себе общественную оценку.

    Рефлексивный  самоанализ многих сотен подростков дает основание утверждать, что в отрочестве впервые человек начинает стремиться познать себя как такового. Давая оценки своим исключительно значимым для себя и других качествам, открыто восхваляя себя сейчас или свой потенциал, который проявит себя в будущем, отроки принимают себя вместе со своими недостатками. Как правило, они любят в себе свои недостатки и этим тоже утверждают себя в мире.

     Заключение

     В данной работе были рассмотрены основные новообразования подросткового  возраста, как самого трудного и  сложного процесса в онтогенезе человека. В этот период происходит перестройка  ранее сложившихся психологических  структур. Возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, складываются основы нравственности, формируется отношение к себе, к окружающим людям. Также в этом возрасте стабилизируются основные формы межличностного поведения и черты характера. Подростки стремятся к самосовершенствованию (самопознанию, самоутверждению и самовыражению). Последовательно появляются 2 главные формы самосознания: «Я-концепция» и чувство зрелости. «Я-концепция» с момента своего зарождения становится активным началом, способствует достижению внутренней согласованности личности, является источником ожиданий.

     Подростковый  возраст – это возраст пытливого  ума, жадного стремления к познанию, возраст энергичных движений, кипучей  деятельности, возраст исканий.

     Подводя итог нашей работы, следует еще раз отметить важность  подросткового периода для всего развития личности. 

     Глоссарий

понятие определение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Возрастная  психология отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трех подотраслей: геронтопсихологиидетской психологиипре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.
Личность это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.
Подросток юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте
Возраст продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени
Новообразование психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период
Рефлексия обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), на свое знание или на свое собственное состояние
Идентификация процесс эмоционального,  иного самоотождествления с другим человеком, группой, образцом
Сознание сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов
Самосознание сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, переживаний, действий
«Я-концепция» система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью
«Я-реальное» то, каким человек является объективно
«Я-идеальное» то, каким человек  видит себя субъективно

     Список  использованных источников

 
  1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Г.С. Абрамова. –  М., 2001
  2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1968. – 321с.
  3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Международн. педагог. академия, 1995.
  4. Васильева, З.И. Изучение личности школьника учителем / З.И. Васильева. – М.: Педагогика, 1991. – 135 с.
  5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4 / Л.С. Выготский. – М., 1984. – 432 с.
  6. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984.
  7. Давыдов, В. В. Психологический словарь / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1983. – 289 с.
  8. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 940 с.
  9. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2. т. Т. 1 / А.Н. Леонтьев. – М., 1983. – 392 с.
  10. Миронова, Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Е.Е. Миронова. – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.
  11. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М., 1999. – 456 с.
  12. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн., 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. – 608 с.
  13. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
  14. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М.: Знание, 1982.
  15. Ратанова, Т.А., Шляхта, Н.Р. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова, Н.Р. Шляхта. – М., 1989. – 264 с.
  16. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. – М., 1994. – 356 с.
  17. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – Санкт-Петербург, 1994. – 426 с.

     Приложения

     А      
     Б      
     В      

Информация о работе Основные образования личности подростка