Основные образования личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление особенностей развития новообразований личности в подростковом возрасте.

Предмет исследования - развитие личности как фактор успешной социализации. Объект – развитие новообразований личности в подростковом возрасте.

Задачи:
Изучить литературу по теме исследования;
Выявить особенности социального и психологического развития подростков;
Рассмотреть основные новообразования личности подростка;

Содержание

Введение

Глава 1. Исследование личности подростка в возрастной психологии


1.1. Возрастная психология как область психологического знания


1.2. Классические исследования и новые тенденции в изучении подросткового возраста


Глава 2.

2.1. Психофизиологические изменения в подростковом возрасте


2.2. Новообразования и особенности развития личности подростка
Особенности социальной ситуации развития и проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте
«Чувство взрослости» как центральное новообразование в структуре личности подростка.
Формирование «Я-концепции»
Понятие рефлексии и идентификации
Заключение ………………………………………………………………

Глоссарий………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………….………….

Приложение ……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

   Наряду  с социальной ситуацией развитие важным понятием является понятие ведущей  деятельности.

   По  А.Н. Леонтьеву, «ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах  и психологических особенностях личности на данной стадии его развития». «Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие — меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие — подчиненную».

   Несмотря  на большое число исследований, пока нет единого мнения относительно ведущей деятельности подростничества. В отечественной литературе существует по крайней мере три варианта определения  ведущей деятельности подростничества. Д.Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение, Д.И. Фельдштейн — общественно полезную деятельность, В.В. Давыдов — общественно значимую деятельность.

    Как видно, большинство ученых сходятся на том, что ведущей деятельностью  в подростковом возрасте является общение.

    Для подростка характерны две сферы  общения: общение со взрослыми и  общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова.

    Если  в первой сфере подросток выступает  в роли ведомого, усваивает общественно  значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, то есть с проблемами нравственности и этики.

    Для подростков отношения с товарищами приобретают особую важность. Дети в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о них. Друзья, товарищи – это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. Среди товарищей он находит образцы для подражания, стремясь дотянуться до них, он делает сам себя, воспитывает в себе нужные качества.

    Проблема  общения со сверстниками – одна из основных проблем подросткового  возраста. Именно взаимоотношения с  товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок.

    С переходом ребёнка в среднюю  школу его связи с окружающими  людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются и усложняются. Характерной  особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нём взаимоотношения.

    Подросток хочет заслужить уважение и признание  сверстников, пользоваться среди них  авторитетом. Коллектив предъявляет  подростку высокие требования, и  завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том  случае, если будет отвечать этим требованиям.

    Общение со сверстниками становится чрезвычайно  важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения  со сверстниками дают подростку незаменимый  опыт социального общения, практику жизни в коллективе. А поскольку для подростка именно это и является главным на данном этапе развития, то мы вынуждены считать общение ведущим видом деятельности в этом возрасте. 
 
 

      1. «Чувство  взрослости» как  центральное новообразование  в структуре личности подростка
 

    Чувство взрослости – форма самосознания, центральное новообразование подросткового возраста. По определению Д. Б. Эльконина «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми и товарищами), находит образцы для усвоения, строит отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого.

    Виды  «взрослости» многообразны:

  • Подражание внешним признакам взрослости – курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, использование косметики, украшений и др. Это самые легкие способы достижения «взрослости» - и самые опасные.
  • Равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины" – это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.
  • Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, об их благополучии принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки – готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста – очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.
  • Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной работы. Учение приобретает для таких школьников личный смысл и превращается в самообразование.

    Стремление  быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе.

    Одним из условий возникновения у подростков "чувства взрослости" выступают отношения доверительности и сотрудничества в семье. В семьях с разной социальной структурой взаимоотношения ребенка со взрослыми в момент возникновения "чувства взрослости" устанавливаются по разному. Это зависит, прежде всего, от стиля воспитания, которого придерживаются в семье. Как правило, в благополучных семьях придерживаются "сотруднических" отношений, в неполных благополучных - "сверхопека", а в неполных неблагополучных "неустойчивого" воспитания. Одной из наиболее частых причин конфликтов между родителями и подростками является неустойчивость родительского восприятия ребенка, отражающая реально противоречивый статус ребенка. В результате положительные свойства личности подростка не видятся ими, недооцениваются, а недостатки преувеличиваются.

    Неправильное  отношение родителей к ребенку  иногда возникает на почве "сверхзаботы" о нем. Опека в семье – это система отношений упреждения со стороны родителей всех "невзгод", подстерегающих по их мнению ребенка.

    Оптимальным стилем воспитания подростка в семье является "сотрудничество". Для этого необходимо сделать ребенка не только свидетелем преодоления трудностей родителями, но и дать возможность ребенку участвовать в их преодолении. 
 

      1. Формирование  «Я-концепции»
 

    Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется “Я - концепция” – система внутренне согласованных представлений о себе, образов “Я”.

    Я-концепция  целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает компоненты:
  • когнитивную образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание);
  • эмоциональную самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.;
  • оценочно-волевую  – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.

Образы  “Я”, которые создает в своем  сознании подросток, разнообразны, они отражают все богатство его жизни. Физическая “Я”, то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт “Я-концепции” – так называемое реальное “Я”. Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента “Я-концепции”. С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и на сколько значимы его индивидуальные особенности.

    Помимо  реального “Я”, “Я-концепция” включает в себя “Я-идеальное”. При высоком уровне притязания и недостаточном осознании своих возможностей идеальное “Я” может слишком сильно отличатся от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Оно становится возможным в этот период, благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция.

    Можно сказать, что заложено в "Я - концепции", то подросток пытается и развить (особенно, если это не соответствует реальному "Я"). Например, у физически больного ребенка в "Я - концепции" заложено – здоров. Такой ребенок будет пытаться физически себя подтянуть. И зачастую это будет удаваться (хоть и не в полной мере).     

    Если  уровень притязаний высокий, а осознание  своих возможностей не реальны может  возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство – как внешние проявления несоответствия "Я" - идеального и "Я" - реального).

    При осознании "Я"-реального правильно существует возможность исправить свои "недостатки", улучшить себя, т.е. предпринимать реальные шаги самовоспитания.      

    Главная задача родителей помочь ребенку  научиться правильно себя оценивать, но при этом не расстраиваться, а спокойно решать проблемы шаг за шагом.

         Таким образом, в конце подросткового  возраста, на границе с ранней  юностью, представления о себе  обычно стабилизируются и образуют  целостную систему – “Я-концепцию”, что является важнейшим этапом в развитии самосознания.  

    2.2.4. Понятие рефлексии  и идентификации 

    Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка  на себя и других. Чем лучшее образование  и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлекшись от любимого занятия в сфере познавательной деятельности, уйдя от общения, подолгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологические и общечеловеческие особенности. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения общеморального порядка и относительно своей собственной персоны. Подростковая рефлексия хотя и поднимает отрока на исключительную для его возможностей высоту, отличается свободной ассоциативностью – мысли текут по разным направлениям в зависимости от чувств и внешних обстоятельств. Целостность рефлексии придает лишь исключительная направленность подростка на самого себя – куда бы он ни устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к своему собственному «Я».

    Удачные рефлексии вызывают чувство восхищения собой и повышают самооценку. В  обыденной жизни подростку становится настолько страшно уронить себя в собственных глазах, что он начинает бояться общаться с другими. Одна из самых типичных социально-психологических «болезней» в отрочестве - застенчивость. Робость из-за возможных неудач в своих общих суждениях, в откровениях по поводу своих рефлексий, в своей самооценке ввергает подростка в мучительный обвал переживаний. Переживания по поводу возможных переживаний (эмоциональные рефлексии) вовсе останавливают отроческие порывы в столь открытом доверительном общении.

    Подросток углубленно изучает самого себя. Благодаря рефлексии происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Изучая свои особенности, размышляя о себе в прошлом, настоящем и будущем, анализируя свои притязания в деятельности, в общении и, в частности, в сфере общения с представителями другого пола, подросток реализует свою потребность в адекватной самоидентификации. Здесь его интересует собственное «Я» именно в данный момент – «здесь и теперь».

    Особое  значение в отрочестве имеет внешность. Идентификация с собой как с физическим телом у подростка обычно затруднена: ведь он начинает претерпевать очень быстрые метаморфозы в физической и духовной конституции лица и тела. Подросток придает своей внешности особое значение. Привлекательность, соответствие прически и одежды канонам референтной группы сверстников, соответствие манеры телесных выразительных движений стандартам окружения – все это имеет чрезвычайное значение. В отрочестве нередко встречается недовольство теми или иными чертами лица или фигуры (чаще у девочек-акселераток с ускоренным созреванием и мальчиков-подростков с задержкой или недостаточным физическим развитием). При этом воспитатели не только не вытесняют гипертрофированные ориентации подростков на свою внешность, но нередко своими критическими замечаниями и поддразниванием по поводу тех или иных особенностей физического облика усиливают у подростка чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, приводит к замкнутости, необщительности, пониженному настроению, а то и к депрессии. Известно, что психотравмирующие высказывания позволяют себе многие родители, школьные врачи, педагоги. Особенно часто это делают учителя физкультуры, тренеры, хореографы.

Информация о работе Основные образования личности подростка