Основные образования личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление особенностей развития новообразований личности в подростковом возрасте.

Предмет исследования - развитие личности как фактор успешной социализации. Объект – развитие новообразований личности в подростковом возрасте.

Задачи:
Изучить литературу по теме исследования;
Выявить особенности социального и психологического развития подростков;
Рассмотреть основные новообразования личности подростка;

Содержание

Введение

Глава 1. Исследование личности подростка в возрастной психологии


1.1. Возрастная психология как область психологического знания


1.2. Классические исследования и новые тенденции в изучении подросткового возраста


Глава 2.

2.1. Психофизиологические изменения в подростковом возрасте


2.2. Новообразования и особенности развития личности подростка
Особенности социальной ситуации развития и проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте
«Чувство взрослости» как центральное новообразование в структуре личности подростка.
Формирование «Я-концепции»
Понятие рефлексии и идентификации
Заключение ………………………………………………………………

Глоссарий………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………….………….

Приложение ……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

    Классические  исследования подросткового возраста касаются развития личности в определенный исторический период, период первой трети XX века, когда детская психология формировалась как самостоятельная наука. Особенно ярко это проявилось в трактовке одного из самых трудных психологических возрастов – подросткового. Психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, исследователи связывали прежде всего с процессом полового созревания. 

    Во  второй половине века исследователи  углубили понимание роли среды в  развитии подростка. Так, Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии.

    В другой известной научной концепции  – концепции Ж. Пиаже, в возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация – ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда, согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни.  

    Новые тенденции в изучении подросткового возраста.

    Важную  роль в современном понимании  подросткового возраста играет учение Л.С. Выготского и его культурно-историческая концепция.

    Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал:

    Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности); доминанта дали (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); доминанта усилия (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); доминанта романтики (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

    Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления – овладение процессом образования понятий, что ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте.

    Согласно  Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение "уходит в сферу фантазии". Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя. Подросток прячет свои фантазии как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии.

    Л. С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста: развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни зависит от культурного содержания среды.

    В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах: возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы; стремление к компаниям сверстников (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять); ребенок начинает вести дневник. Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе.

    Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним  и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

    Ведущий тип деятельности в этом возрасте – общение со своими сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.

    Л. И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Л. И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Характеризуя подростковый возраст, Л. И. Божович писала: "В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе... и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь".

    Таким образом, проведенный обзор существующих концепций и взглядов на проблему подросткового возраста показывает, насколько важен этот вопрос. Период подросткового возраста был исследован рядом ученых, которые определили важнейшие изменения в структуре личности подростка, вывели закономерности развития и определили наиболее существенные проблемы этого возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Характеристика подросткового возраста 

2.1. Психофизиологические  изменения в подростковом  возрасте 

       У каждого подростка возникают  определённые физиологические изменения. Они различны в зависимости от пола подростка.

       Хронологически  подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

       Биологическими  признаками подросткового периода  являются заметное ускорение темпов роста, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков, таких как волосяной покров на теле, увеличение мышечной и жировой массы тела, гениталий. Некоторые изменения одинаковы как для мальчиков, так и для девочек: увеличение размеров, рост силы и выносливости. Однако большинство изменений являются специфичными для каждого пола.

       Процесс анатомо-физиологической перестройки  является фоном, на котором протекает  психологический кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). 
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

       В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря, что влечет за собой состояние неуравновешенности.

       Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное  возбуждение, сопровождающее процесс  полового созревания.

    Что касается когнитивных изменений в подростковом возрасте, то в подростковом возрасте происходит развитие способностей, процессов мышления, приводящее к росту сознания, воображения, суждений и интуиции. Происходит активное накопление знаний, открывающих ряд вопросов и проблем, которые как обогащают, так и усложняют жизнь подростков.

    Когнитивное развитие в подростковом возрасте характеризуется абстрактным мышлением и растущим использованием метапознания. Эти процессы оказывают влияние на границы и содержание памяти подростка, способы решения проблем, особенности мышления в социальном контексте и вынесение моральных суждений. 
 

    2.2. Новообразования  и особенности  развития личности  подростка 

      1. Особенности социальной ситуации развития и проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте
 

    В подростковом возрасте происходят существенные изменения в социальной ситуации развития и ведущей деятельности подростков, что позволяет выделить его в отдельный возрастной этап, поэтому эти изменения требуют ближайшего рассмотрения.

    Идея  социальной ситуации развития была сформулирована Л.С. Выготским (1930). Социальная ситуация развития – «система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью как «исходный момент» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода и определяющих «целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности». Этот тезис Выготского принят как важнейший теоретический постулат концепции развития личности. В советской педагогической и возрастной психологии он не только никогда не опровергался, но и постоянно использовался как основополагающий (Л.И. Божович, 1968).

    Социальная  ситуация как условие развития и  бытия в отрочестве принципиально  отличается от социальной ситуации в  детстве не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, учиться в школе, он окружен по большей части теми же сверстниками. Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации – подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии, прежде всего самые близкие: дом, семья.

   Своеобразие социальной ситуации развития подростка  состоит в том, что он включается в новую систему отношений  и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. По сравнению  с младшим школьником подросток  должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований. Все это определяет совсем иную их позицию по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными.

   Важное  изменение в социальной ситуации развития подростка связано с  той ролью, которую выполняет  в этот период коллектив учащихся. Они включаются в разные виды общественно  полезной деятельности, что существенно расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью.

Информация о работе Основные образования личности подростка