Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 18:23, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина – постоянное совершенствование технических средств для обмена информацией.
Введение……………………………………………………...……3
Психологические основы общения…………………………..5
Понятие и процессы общения………………………………….5
Основные виды общения………………………………………9
Основные функции общения………………….…….…...….18
Информационно-коммуникативная функция…………..…...18
Интерактивная функция ………………………………….…..21
Аффективно-коммуникативная функция …………………...22
Перцептивная функция ………………………………………22
Функции общения по «цели общения»……………………..25
Заключение……………………………………………….……26
Список литературы
Следует
заметить, что диалогические отношения
вроде антагонистических часто приводят
к острым конфликтам, особенно когда дело
касается жизненно важных для обеих сторон
проблем. Случается, что одна из сторон
нередко нарушает правила гуманного диалогического
взаимодействия. В таком случае диалогические
отношения превращаются в антидиалогические
, антигуманные, т.е. такие, при которых
один или оба партнера взаимодействия
воспринимают друг друга как объект, вещь,
принципиально отрицая наличие любой
общности между ними.
Эта функция общения проявляется, прежде всего, в обмене информацией. Таким образом, люди передают друг другу различные сведения, приказы, делятся своими идеями, планами. В отличие от технических систем, в системах «человек-человек» информация не только передается, но и претерпевает количественные и качественные преобразования, принимается и интерпретируется разными людьми по-разному в соответствии с их мотивацией, опытом, уровнем интеллектуального и правового развития и другими свойствами их психики. При этом:
- происходит
оценка получаемой информации, так
как она всегда приобретает
определенную личностную
- в процессе
общения партнеры стремятся
- успешность информационно-коммуникативного общения обеспечивается наличием «тезауруса», обозначающего общую систему значений, принимаемых всеми участниками общения. Однако, даже зная значение слов, люди могут понимать их по-разному в силу своих возрастных, профессиональных, политических, нравственных свойств. Поэтому субъекты общения должны обладать не только идентичными лексическими системами, но и одинаковым пониманием ситуаций общения. Несоблюдение этих условий зачастую приводит к межличностным конфликтам, конфликтным отношениям личности и группы, личности и общества;
- в условиях общения могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или личностный характер. Такие барьеры могут быть следствием отсутствия общего языка и общего понимания ситуации, а также социальных, политических, религиозных и других различий, которые могут порождать совершенно различную интерпретацию одних и тех же событий, различное мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры порождены в основном, социальными причинами, и их проявление особенно четко выступает при включенности общения в более широкий контекст общественных отношений. Однако, процесс коммуникации может осуществляться и при этих барьерах. Даже военные противники (или, например, сотрудники правоохранительных органов и группа террористов) могут вступать в переговоры, однако вся ситуация коммуникации при этом значительно осложняется.
Коммуникативные
барьеры могут иметь и иной,
чисто психологический
По своему характеру информация, исходящая от коммуникатора (руководителя, лидера) может быть двух типов: побудительной и констатирующей.
Побудительная информация (сообщение) выражается в просьбах, приказах, советах и стимулирует определенные действия. Стимуляция, в свою очередь, может быть различной: активацией – побуждением к действию в заданном направлении; интердикцией - запрещением определенных действий; дестабилизацией сообщением, вызывающим рассогласование или нарушение некоторых форм поведения и деятельности.
Констатирующая информация - это сообщение, имеющее место в образовательных, правоохранительных, управленческих системах: (доклад, лекция, инструкция). Характер сообщения может быть различным по степени объективности, эмоциональности, наглядности. Вариант сообщения обычно выбирает коммуникатор, от которого исходит информация.
Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми.
При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое или массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт. Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:
Интерактивная
функция общения заключается в регуляции,
поведения и непосредственной организации
совместной деятельности людей в процессе
их взаимодействия. Здесь следует сказать
несколько слов о традиции использования
понятий взаимодействия и общения в социальной
психологии. Понятие взаимодействия используется
двояко: во-первых, для характеристики
действительных реальных контактов людей
(действий, контрдействий, содействий)
в процессе совместной деятельности; во-вторых,
для описания взаимных влияний (воздействий)
друг на друга в ходе совместной деятельности,
или шире - в процессе социальной активности.
В процессе общения как взаимодействии
(вербальном, физическом, невербальном)
индивид может воздействовать на мотивы,
цели, программы, принятие решений, на
выполнение и контроль действий, т. е. на
все составляющие деятельности своего
партнера, включая взаимную стимуляцию
и коррекцию поведения.
2.3 Аффективно-коммуникативная функция
Аффективно-коммуникативная
функция общения представляет собой
процесс внесения изменений в
состояние людей, что возможно и
при специальном (целенаправленном),
и при непроизвольном воздействии.
В первом случае сознание и эмоции
изменяются под влиянием заражения
(процесса передачи эмоционального состояния
другими людьми), внушения или убеждения.
Потребность человека в изменении
своего состояния проявляется у
него как желание выговориться, излить
душу и т.п. Благодаря общению
у человека меняется общий настрой,
что соответствует
Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. Перцепция - процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Перцептивная сторона общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Перцептивная фаза общения связана с процессом межличностной перцепции - восприятием партнерами друг друга. Будучи необходимой фазой общения, межличностная перцепция связана с созданием целостного образа партнера, фиксированием его внешних (соматических), психологических и профессиональных характеристик. На восприятие партнерами друг друга большое влияние оказывают накопленный ими предшествующий познавательный опыт, синтезированные профессиональные знания, а также склонности, интересы, потребности, мотивы, эмоциональные состояния. Воздействие этих факторов создаёт характерную для каждого из партнеров апперцию (от лат. ad - к и perceptio - воспринимаю), которая обуславливает их значительные расхождения в создании целостных образов друг друга и в восприятии самой ситуации. Таким образом, перцептивная фаза общения наиболее тесно связана с процессом межличностной апперции. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения. В процесс общения как минимум включены два человека, и каждый из них является активным субъектом. Человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеком по общению также воспринимается как личность. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции.
Были выделены четыре психологических механизма: идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция. Все они участвуют в деловом общении. К ним относятся:
Идентификация - способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.
Эмпатия - эмоциональное сопереживание другому.
Аттракция
(привлечение) - форма познания другого
человека, основанная на формировании
устойчивого позитивного
Рефлексия - механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.
Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта). При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди приписывают себе, а неудачи - обстоятельствам. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности. Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:
Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что общение представляется тремя сторонами. Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает: познание себя в процессе общения; познание и понимание собеседника; прогнозирование поведения партнера по общению.
Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:
Заключение
Таким
образом, общение - это многомерный
социально-психологический
1. Коммуникативная сторона общения связана
с обменом информацией, обогащением друг
друга за счет накопления каждым запаса
знаний.
2. Интерактивная сторона общения служит
практическому взаимодействию людей между
собой в процессе совместной деятельности.
Здесь проявляется их способность сотрудничать,
помогать друг другу, координировать свои
действия, согласовывать их. Отсутствие
навыков и умений общения или недостаточная
их сформированность отрицательно сказываются
на развитии личности.
3. Перцептивная сторона общения характеризует
процесс восприятия людьми других людей,
процесс познания их индивидуальных свойств
и качеств. Основными механизмами восприятия
и познания друг друга в процессах общения
являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.
Коммуникативная, интерактивная и перцептивная
стороны общения в их единстве определяют
его содержание, формы и роль в жизнедеятельности
людей.