Основные функции общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина – постоянное совершенствование технических средств для обмена информацией.

Содержание

Введение……………………………………………………...……3

Психологические основы общения…………………………..5
Понятие и процессы общения………………………………….5
Основные виды общения………………………………………9
Основные функции общения………………….…….…...….18
Информационно-коммуникативная функция…………..…...18
Интерактивная функция ………………………………….…..21
Аффективно-коммуникативная функция …………………...22
Перцептивная функция ………………………………………22
Функции общения по «цели общения»……………………..25
Заключение……………………………………………….……26

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Основные функции процесса общения.docx

— 60.71 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Курсовая  работа по общей психологии

На тему: « Основные функции общения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

      Введение……………………………………………………...……3

    1. Психологические основы общения…………………………..5
    2. Понятие и процессы общения………………………………….5
    3. Основные виды общения………………………………………9
  1. Основные функции общения………………….…….…...….18
    1. Информационно-коммуникативная функция…………..…...18
    2. Интерактивная функция ………………………………….…..21
    3. Аффективно-коммуникативная функция …………………...22
    4. Перцептивная функция ………………………………………22
    5. Функции общения по «цели общения»……………………..25

    Заключение……………………………………………….……26

    Список  литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в  контакт с окружающими нас  людьми, формируем межличностные  взаимоотношения, целые группы людей  образовывают связи между собой  и таким образом каждый из нас  оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как  мы относимся к собеседнику, какие  отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной  оценки формируется определенное отношение  к собеседнику, и делаются отдельные  выводы о его внутренних психологических  свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью.

   Актуальность  темы данной курсовой работы обусловлена  тем, что роль и интенсивность  общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано  с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к  увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов  обмена этой информацией. Вторая причина  – постоянное совершенствование технических средств для обмена информацией. Есть еще одна причина, которая побуждает задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, - это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением.

   Общение, согласно современной социально-психологической  трактовке - это специфическая форма  взаимодействия человека с другими  людьми как членами общества; в  общении реализуются социальные отношения людей. Для определения сущности общения важным оказывается развиваемое в последние десятилетия представление о его функциональной организации (Б.Д.Парыгин, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,Л.А.Карпенко, В.Н. Панферов, Е.Ф. Тарасов, Я. Яноушек и др.).

   Под функциями (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Существуют разные системы их классификации.

   Цель  курсовой работы - рассмотреть основные функции процесса общения.

   Объект  теоретического исследования - социально-психологический  процесс общения.

   Предмет исследования - функции процесса общения.

   В работе ставятся и решаются следующие  задачи:

   1. Представить подходы к определению  общения;

   2. Определить структуру процесса  общения;

   3. Охарактеризовать функции процесса  общения, связанные с обменом  информацией, взаимодействием и  восприятием людьми друг друга;

   4. Перечислить функции общения  в контексте единства общения  с жизнью общества;

   5. Определить функции по критерию  целей общения; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психологические основы общения

    1. Понятие и процессы общения
 

   Понятие общения является чрезвычайно широким  и включает в себя различные аспекты. Общение - это, во-первых, сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, возникает на основе потребностей и совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого, во-вторых, это взаимодействие субъектов через знаковые средства, вызванное потребностями совместной деятельности и направлено на значимые изменения состояния, поведения партнера.

   В самом общем смысле общение выступает  как форма жизнедеятельности.

   Существует  множество трактовок понятия  «общение».

   В социологическом словаре термин  «общение»  объяснен, как  осуществляемое знаковыми средствами (мимикой, символами, образами и т.п.) взаимодействие субъектов, вызванное потребностями их совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.  

 Психологический толковый словарь предлагает такое объяснение понятия общение: Общение - взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности. 

   Большой психологический словарь Мещерякова подробнее объясняет это понятие. Общение - (англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) - взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем, общение  удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению  нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от др. форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.

   Таким образом, в социально – психологической  литературе сложилась определенная позиция, согласно которой за начальную  точку осмысления и понимания  других социально – психологических  феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, отношения принимается  общение.

   К средствам общения относятся:

    • Язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, - это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга. 
    • Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе. 
    • Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. 
    • Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи. 
    • Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику. 

В процедуре  общения выделяют следующие этапы: 

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. 

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. 

3. Ориентировка в личности собеседника. 

4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. 

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести. 

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. 

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

   Процесс взаимодействия между людьми психологи  Г. А. Ковалев, А. Н. Леонтьев разделяют  на 4 фазы:

  • Непосредственно коммуникация. Эта фаза, собственно, и является целью контакта и состоит в приеме и передаче необходимой информации. В процессе обмена информацией опять же может возникать потребность в уточнении и дополнении некоторых вопросов и прояснении вновь открывшихся тем. В этом случае следует переключаться на наиболее связанные с текущей темой вопросы так, чтобы партнер не отвлекся от основной линии разговора. Однако если это все-таки произошло, продолжайте вести беседу в новом направлении, к оставленному вопросу появится возможность вернуться чуть позже, как показывают наблюдения, примерно через 5-7 минут, когда все дополнительные вопросы будут прояснены.
  • Свертывание коммуникации. Эта фаза состоит в отключении от партнера, если потребность в контакте с ним исчерпана. Если потребность сохраняется, происходит возврат к следующей фазе –
  • уточнению ситуации. Одним из возможных способов понимания общения, который дает возможность увидеть смысл и содержание своих действий и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации общения ведущий и кто - ведомый. Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения -восприятия, коммуникации и взаимодействия - возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия или «чистое» восприятие. Но если восприятие и коммуникация в общении все-таки в какой-то мере с большими оговорками, но поддаются отделению от «целого», то вычленение цельного взаимодействия практически невозможно. Главное содержание общения - это
  • воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий, например: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстроился под меня» и т. д. 
 
 
 
 

   1.2 Основные виды общения 

Если  основанием для выделения отдельных  видов деятельности служат потребности, которые удовлетворяются с помощью  данных видов деятельности, то основанием для выделения разновидностей общения  являются его цели и средства. В  соответствии с его целями и средствами общение делится на следующие  основные виды: материальное, идеальное (рациональное, эмоциональное, образное), непосредственное, опосредствованное, вербальное, невербальное. Рассмотрим каждый из названных видов общения.

  • Материальным называют такое общение людей, в ходе которого они обмениваются друг с другом или воздействуют друг на друга с помощью каких-либо предметов. Например, люди могут передавать друг другу или обмениваться между собой предметами культуры, скажем книгами.
  • Идеальным называют общение, которое предполагает обмен между людьми мыслями, образами, переживаниями. В зависимости от того, чем в данном случае обмениваются люди, идеальное общение может быть названо рациональным (обмен мыслями), образным (обмен представлениями и образами) или эмоциональным (обмен чувствами и переживаниями). Именно в данный вид общения включены, например, люди, когда они читают книги, слушают радио, смотрят телевизор, работают в системе Интернет или просто разговаривают друг с другом.
  • Непосредственным называют такое общение, когда общающиеся друг с другом люди видят, воспринимают друг друга с помощью органов чувств и передают информацию друг другу или воздействуют друг на друга напрямую, без применения каких-либо вспомогательных средств.
  • В ситуации опосредованного вида общения (массового) между участниками взаимодействия имеется определенная пространственно-временная дистанция. При таких условиях общение имеет преимущественно односторонний характер: человек может только воспринимать информацию, поступающую к нему от других генераций, обществ или эпох, но не может передавать какую информацию им же. Такое опосредованное общение, которое осуществляется, например, благодаря литературе, произведениям искусства или другим творениям культуры, имеет чрезвычайно важное значение для обогащения отношений человека с миром, выводит ее за пределы непосредственного окружения, делает личность причастной ко всей человеческой культуре и ко всем событиям, что происходят в мире. Благодаря разнообразным формам опосредованного общения индивид может осознать свое единство с обществом, в котором он живет, или с человечеством в целом, почувствовать себя их неотъемлемой частью.
  • Вербальным называют общение, осуществляемое при помощи устной речи, а невербальным — общение, реализуемое при помощи различных телодвижений: жестов, мимики, пантомимики.

Информация о работе Основные функции общения