Основные формы проявления защитных механизмов личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 01:57, реферат

Описание работы

Начиная с раннего детства, и в течении всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые 'психологические защиты, защитные механизмы психики, защитные механизмы личности. Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Работа содержит 1 файл

реферат ЗМЛ.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

    Снижая  ценность объекта, к которому он безуспешно стремится, человек рационализирует для себя в том смысле, что стремится к сохранению самоуважения, собственного положительного представления о себе, а также для сохранения того положительного представления, которое, по его мнению, другие имеют о своей личности. Путем защитной аргументации он стремится сохранить свое 'лицо' перед собой и значимыми для себя людьми. Прототипом такой ситуации является басня 'Лиса и виноград'. Не имея возможности достать столь желаемый виноград, лиса в конце концов понимает бесплодность своих попыток и начинает словесно 'заговаривать' свою нереализованную потребность: виноград зелен и вообще вреден, да и хочу ли я его?!

    Однако  человек способен к идентификации  как с отдельными людьми, так и  с референтными группами. В случаях позитивной идентификации человек может использовать механизм рационализации в пользу лиц или групп, с которыми он в той или иной степени идентифицируется, если последние оказываются во фрустрирующей ситуации.

    Защитное  оправдание объектов идентификации  называется рационализацией для других. Рационализации, приведенные родителем в пользу ребенка, путем интернализации превращаются внутренними рационализациями для себя. Таким образом рационализация для других генетически предваряет рационализацию для себя, хотя ребенок уже с самого начала периода овладения речью, оказавшись во фрустрирующих ситуациях, может изобретать рационализации в свою пользу. Механизм рационализации для других основывается на адаптивном механизме идентификации, а последняя, в свою очередь, обычно тесно связана с механизмом интроекции или основывается на ней.

    Прямая  рационализация состоит в том, что  фрустрированный человек, осуществляя  защитную аргументацию, говорит о  фрустраторе и о себе, оправдывает  себя, переоценивает силу фрустратора. Это рационализация, в процессе которой человек в общем остается в кругу реальных вещей и отношений.

    Непрямая  рационализация. Фрустрированный человек  использует механизм рационализации, но объектами его мысли становятся такие предметы и вопросы, которые  прямого отношения к его фрустраторам не имеют. Предполагается, что в результате подсознательных психических процессов эти предметы и задачи получают символическое значение. С ними индивиду легче оперировать, они нейтральны и не затрагивают непосредственно конфликты и фрустрации личности. Прямая рационализация в таком случае была бы мучительной, порождая новые фрустрации. Поэтому подсознательно вытесняется истинное содержание фрустраций и конфликтов и их место в сфере сознания занимают нейтральные содержания психики.

    Следовательно, при переходе от прямой (или 'рациональной') защитной аргументации к непрямой (или  косвенной, 'иррациональной') рационализации большую роль играет механизм подавления или вытеснения.

    Рационализация  как защитный механизм проявляется  не только в умственной, когнитивной сфере, но и в поведенческой, другими словами, когнитивная рационализация передается в поведенческом сопровождении. В этом случае поведение выстраивается жестко рационально, по алгоритму, никакой спонтанности не допускается. Поведение превращается в ритуал, который несет смысл только при точном своем соблюдении. В дальнейшем когнитивное обоснование ритуала может уйти, исчезнуть, забыться, остается только воля и ее автоматическое исполнение. Ритуализация завораживает, 'заговаривает' действительность. Такая связь когнитивной рационализации с ритуализацией поведения наводит на вопрос о том, не является ли обцессивный невроз (невроз навязчивых состояний) следствием такой смычки в рационализации.

    Выгоды  рационализации. Мир предстает стройным, логически обоснованным, предсказуемым, прогнозируемым. Рационализация придает уверенность, снимает тревогу, напряжение. Рационализация позволяет сохранить самоуважение, 'выйти сухим из воды', 'сохранить лицо' в ситуациях, которые несут в себе нелицеприятную информацию. Она меняет отношение к релевантному предмету, позволяя ничего не менять в самом себе. Э.Фромм заметил, что рационализация есть способ 'остаться в стаде' и чувствовать себя личностью.

    Минусы  рационализации. Используя рационализацию, человек не решает проблему, из-за которой защита и возникла. Происходит 'отодвигание' конструктивного решения проблемы во времени или в пространстве. Рационализация, обслуживая желание выглядеть перед собой и другими лучше, чем на самом деле, даже усугубляет проблемы, замедляет, если вообще не останавливает личностный рост. Укрощает внутренний мир личности, мышление становится шаблонным, ригидным, используются одни и те же схемы объяснения, быстро, без задержки навешиваются ярлыки, человек все знает, все может объяснить и предвидеть. Не остается места для удивления и чудес. Человек становится глух и слеп к тому, что не попадает в прокрустово ложе логических объяснений.

Идеализация

    Идеализация связана, прежде всего, с завышенной эмоциональной самооценкой или оценкой другого лица.

    По  мнению М.Клайн, идеализация есть защита от влечения к деструкции личности, так как идеализированный образ (представление человека о самом  себе) наделяется несвойственными ему  чертами характера и добродетелями.

    К.Хорни  отмечала, что защитный механизм идеализации выполняет ряд важных для личной стабильности функций: заменяет реальную уверенность человека в свои силы; создает условия для чувства превосходства, ощущения того, что он лучше, достойнее других; подменяет подлинные идеалы,(при действии защиты человек смутно представляет себе то, чего он хочет; его идеалы не отличаются определенностью, они противоречивы, но идеализированный образ придает жизни некоторый смысл); отрицает наличие внутрипсихических конфликтов (отвергает все, что не входит в созданный им самим образ поведения); порождает в личности новую линию расколов, образовывая барьер к ее подлинному развитию.

    В целом механизм идеализации может  привести к одиночеству. Необходимо еще раз индивидуально оценить  социальные нормы, стандарты, формировать свою точку зрения на мир, окружающих людей, становиться самостоятельным и др.

    Обесценивание - защитный механизм личности, основанный на снижении целей, достижений других людей и собственных неудач во избежание неприятных переживаний.

Обесценивание

    Защитный  механизм личности, основанный на снижении целей, достижении других людей и  собственных неудач во избежание  неприятных переживаний.

    Обесценивание собственных промахов, неудач формирует  персональные представления о том, что случившаяся неприятность 'ничто' по сравнению с тем, что могло бы быть:

    Защитный  механизм обесценивания достижений и успехов, других людей в целом  более сложный и, как правило, завуалирован, при этом успех другого  в одной области обязательно  связывают с обсуждением его неуспеха, а порой и провала в другой области.

Проекция

    Проекция  основывается на том, что личность бессознательно приписывает другим людям качества, которые присущи самому проецирующему  и которые он не хочет иметь, не хочет осознавать. А те отрицательные эмоции, которые направились бы против себя, теперь направляются на других и субъекту удается таким путем сохранить высокий уровень самоуважения.

    Этот  защитный механизм является следствием работы вытеснения. Благодаря вытеснению рвавшиеся к удовлетворению влечения эроса и танатоса были подавлены, загнаны вновь внутрь, но здесь, в Оно, они не перестают оказывать свое действие. Какой бы сильной и успешной в своей репрессивной активности ни была цензура Сверх-Я, ей приходится расходовать большой объем энергии на подавление этих влечений, на их удержание в структуре Оно, на исключение их из сознания.

    Эту большую работу по вытеснению Сверх-Я  сможет сэкономить, если все свои репрессивные меры эта инстанция направит не на 'преступные' желания своего носителя, а на желания и действия другого человека.

    Бить  по себе трудно, больно энергоемко. Внутренний конфликт между Оно и Сверх-Я  сохраняется, он астенизирует человека. Всегда сохраняется возможность  того, что этот внутренний конфликт вырвется наружу, будет 'обнародован'. Кроме того, бить своего, давить свои желания - это косвенно признавать за своим Сверх-Я виновность в том, что именно эта инстанция недоглядела, недоконтролировала, недовытеснила желания Оно. Не лучше ли, не сохраннее ли для психического аппарата направить всю силу репрессивного аппарата на другого человека, на его безнравственное поведение и тем самым отвлечь от себя.

    В этом случае, вытесненные у себя желания проецируются на другого. Человек  настолько вытеснил, загнал в Оно  свои желания, что он не подозревает об их наличии у себя. У него их нет. Индивид чист, непорочен перед своим Сверх-Я. А вот у других они есть, у других индивид их видит, он их горячо осуждает, он негодует по поводу их наличия в другом человеке.

    Чем шире ареал объектов моей проекции, тем больше вероятность того, что осуждаемое качество является собственным.

    Проекция  осуществляется легче на того, чья  ситуация, чьи личностные особенности  похожи на проецирующего. Старая дева с большой вероятностью будет  обвинять в сексуальной распущенности женщин, а не мужчин, но с еще большим пристрастием она будет критиковать образ жизни своей соседки, которая так же одинока, как она сама.

    Объектом  проекции часто могут быть люди, у которых нет даже намека на наличие  тех пороков, в которых их обвиняют, т.е. проекция в своей направленности слепа.

    Психоаналитическое  понимание проекции как защитного  механизма начинается с работ  З.Фрейда, впервые обнаружившего  проекцию в паранойе и ревности, когда у человека вытесненные  чувства, тревога и страх коренятся  в нем самом и бессознательно переносятся на окружающих. Именно этот защитный механизм вызывает чувство одиночества, изолированности, зависти, агрессивности.

    Проекция, освобождая временно от негативных переживаний, делает человека либо чрезмерно подозрительным, либо очень беспечным.

    Законы  проекции показывают, почему нельзя обращаться за психологической помощью к  друзьям, знакомым, случайным 'специалистам' - они будут советовать делать то, на что не решились бы сами. Об этом нельзя забывать профессиональному  психологу и другим специалистам, работающим с людьми.

Идентификация

    Идентификация в психологии личности и социальной психологии определяется как эмоционально-когнитивный  процесс 'отождествления субъектом  себя с другим субъектом, группой, образцом'.

    В работе 'Психология масс и анализ человеческого 'Я' З.Фрейд выделяет несколько разновидностей идентификации: а) идентификация с любимым лицом; б) идентификация с нелюбимым лицом; в) идентификация первичная: первичное отношение между матерью и ребенком, в котором нет дифференциации между субъектом и объектом; г) идентификация как замена либидинозной привязанности к объекту, образовавшаяся путем регрессии и интроекции объекта в структуру Я; д) идентификация, возникающая при восприятии общности с другим лицом, не являющимся объектом полового влечения.

    Чтобы понимать других, люди часто стремятся  уподобляться им, таким путем стараясь догадаться об их психических состояниях. Установлено существование тесной связи идентификации с эмпатией. Эмпатия есть аффективное 'понимание'.

    Первые  лица, окружающие ребенка, определяют условия жизни и социализации не только в актуальной ситуации младенчества и детства, но они продолжают оказывать  влияние (иногда катастрофически фатальное) и дальше, в другие возрастные периоды  человека.

    Влияние первых лиц на личность проявляется в формировании так называемых имаго, внутренних образов, которые представляют в психике ребенка реальных родителей, учителей и т.д.

    Итак, имаго - внутренний образ, представляющий некий внешний объект в нашей  личности. Через имаго отражается, преломляется внешняя и внутренняя реальность человека.

    Психоаналитически: наши имаго - едва ли не большая часть  Сверх-Я. Внутренние убеждения, оформленные  как некий безымянный принцип, в  основании своем имеют имаго, внутренний образец, чей-то внутренний образ.

    Идентификация с 'утраченным объектом' выступает в  роли защитного механизма, так как  уменьшает силу фрустрации, возникшей  вследствие такой утраты. Подобная идентификация не только позволяет  без патологических нарушений подавлять, преодолевать Эдипов комплекс, но одновременно интернализовать идеалы и установки родителя противоположного пола. Защитная функция такой идентификации, согласно психоанализу, простирается далеко за пределами детства и проявляется позже при потере близких людей, любимого существа и т.д.

Информация о работе Основные формы проявления защитных механизмов личности