Основные формы проявления защитных механизмов личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 01:57, реферат

Описание работы

Начиная с раннего детства, и в течении всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые 'психологические защиты, защитные механизмы психики, защитные механизмы личности. Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Работа содержит 1 файл

реферат ЗМЛ.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 
 
 
 
 

Студентки 5 курса гуманитарного факультета 
 
 
 

Ершовой Марии Феликсовны 
 
 
 

Учебная дисциплина: « Защитные механизмы личности» 
 
 
 

Тема: «Основные формы проявления защитных механизмов личности». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСКВА 2010 

Защитные  механизмы

    Начиная с раннего детства, и в течении  всей жизни, в психике человека возникают  и развиваются механизмы, традиционно  называемые 'психологические защиты, защитные механизмы психики, защитные механизмы личности. Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

    С помощью защитных механизмов личность бессознательно оберегает свою психику  от травм, которые могут причинить  ей реальные жизненные ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию личности. Но вместе с тем эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственный черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем.

    Впервые данные понятия были введены в  психологию известным австрийским  психологом Зигмундом Фрейдом в 1894 году в небольшой штудии Защитные нейропсихозы'. Затем они были продолжены, интерпретированы, трансформированы, модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений - экзистенциальной психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологии и др.

    А.Фрейд (вслед за своим отцом З.Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:

    блокирование  выражения импульсов в сознательном поведении;

    искажение их до такой степени, чтобы изначальная  их интенсивность заметно снизилась  или отклонилась в сторону.

    Анализ  работ своего отца, а также собственный  психоаналитический опыт привели Анну Фрейд к выводу, что использование защиты конфликт не снимает, страхи сохраняются и, в конечном счете, велика вероятность появления болезни. Она показала, что определенные наборы психозащитных техник ведут к соответствующей, совершенно определенной симптоматике. Это доказывается и тем, что при определенных психологических патологиях используются соответствующие защитные техники. Так, при истерии характерно частое обращение к вытеснению, а при неврозе навязчивых состояний происходит массированное использование изоляций и подавления.

    Анна  Фрейд перечисляет следующие  защитные механизмы: вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена бывшего некогда, проекция, интроекция, обращение на себя, обращение в  свою противоположность, сублимация. Существуют и другие приемы защиты. В этой связи она называла также отрицание посредством фантазирования, идеализацию, идентификацию с агрессором и пр.

    А.Фрейд  говорит об особом отношении к  вытеснению, которое объясняется  тем, что оно 'количественно совершает  гораздо большую работу, чем другие техники. Кроме того, оно используется против таких сильных влечений бессознательного, которые не поддаются переработке другими техниками. В частности, эта исследовательница выдвигает предположение, что функция вытеснения в первую очередь состоит в борьбе с сексуальными влечениями, тогда как другие техники защиты направлены в основном на переработку агрессивных импульсов.

    Откуда  же берутся разные типы защиты? Ответ  парадоксален и прост: из детства. Ребенок  приходит в мир без психологических  защитных механизмов, все они приобретаются им в том нежном возрасте, когда он плохо осознает, что делает, просто пытается выжить, сохранив свою душу.

    Одним из гениальных открытий психодинамеческой  теории было открытие важнейшей роли ранних детских травм. Чем в более раннем возрасте ребенок получает психическую травму, тем более глубокие слои личности оказываются 'деформированными' у взрослого человека. Социальная ситуация и система отношений может породить в душе маленького ребенка переживания, которые оставят неизгладимый след на всю жизнь, а иногда и обесценят ее.

    Задача  самой ранней стадии взросления, описанной  Фрейдом, - установить нормальные отношения  с первым в жизни ребенка 'объектом' - материнской грудью, а через  нее - со всем миром. Если ребенок не брошен, если матерью движет не идея, а тонкое чувство и интуиция, ребенок будет понят. Если такого понимания не происходит - закладывается одна из самых тяжелых личностных патологий - не формируется базовое доверие к миру. Возникает и укрепляется чувство, что мир непрочен, не сможет удержать меня, если я упаду. Такое отношение к миру сопровождает взрослого человека всю жизнь. Неконструктивно решенные задачи этого раннего возраста приводят к тому, что человек воспринимает мир искаженно. Страх переполняет его. Человек не может трезво воспринимать мир, доверять себе и людям, он часто живет с сомнением, что сам он вообще существует. Защита от страха у таких личностей происходит при помощи мощных, так называемых примитивных, защитных механизмов.

    В возрасте от полутора до трех лет ребенок решает не менее ответственные жизненные задачи. Например, приходит время и родители начинают приучать его к туалету, к контролю над собой, своим организмом, поведением и чувствами. Не описаться, не опрокинуть горшок - трудная задача для ребенка. Когда родители противоречивы, ребенок теряется: то его хвалят, когда он испражняется в горшок, то громко стыдят, когда он гордый приносит этот полный горшок в комнату показать сидящим за столом гостям. Растерянность и главное - стыд, чувство, описывающее не результаты его деятельности, но его самого, - вот что появляется в этом возрасте. Родители, слишком фиксированные на формальных требованиях чистоты, предъявляющие к ребенку не выполнимую для этого возраста планку 'произвольности', просто педантичные личности, добиваются того, что ребенок начинает бояться собственной спонтанности и непосредственности. Что победит: стыд и сверхконтроль, который поможет избежать стыда? Или все-таки, спонтанность и доверие к себе? Взрослые, у которых вся жизнь расписана, все под контролем, люди, не представляющие себе жизни без списка и систематизации и вместе с тем не справляющиеся с ситуацией аврала и любыми неожиданности, - это те, кем как бы руководят их собственные маленькие 'я', двух лет от роду, посрамленные и пристыженные.

    Ребенок трех-шести лет сталкивается с  тем, что не все его желания  могут быть удовлетворены, а значит, он должен принять идею ограничений. Дочка, например, любит отца, но выйти  замуж за него не может, он уже женат  на ее маме. Другая важнейшая задача - научиться решать конфликты между 'хочу' и 'нельзя'. Инициативность ребенка борется с чувством вины - отрицательным отношением к тому, что уже сделано. Когда побеждает инициативность - ребенок развивается нормально, если вина - то, скорее всего, он так и не научится доверять себе и ценить свои усилия при решении задачи. Постоянное обесценивание результатов труда ребенка по типу 'Ты мог бы лучше' как стиль родительского воспитания также приводит к формированию готовности дискредитировать собственные усилия и результаты своего труда. Формируется страх неудачи, который звучит так: 'Не буду даже пробовать, все равно не получится'. На этом фоне формируется сильная личностная зависимость от критикующего. Основной вопрос этого возраста: как много я могу сделать? Если удовлетворительный ответ на него не найден в пять лет, всю оставшуюся жизнь человек будет бессознательно отвечать на него, попадаясь на удочку 'не слабо ли тебе?'.

    Развитие  личности определяется индивидуальной судьбой ее влечений. Другими словами, у влечения может быть разная судьба, разные пути реализации.

    Во-первых, часть влечений может быть и должна быть удовлетворена напрямую, сексуальные  влечения удовлетворены на сексуальных  объектах, предпочтительно на сексуальных  объектах другого пола, агрессивные импульсы отреагированные на деструкцию.

    Во-вторых, другая часть влечений находит свое удовлетворение на замещающих объектах, но при этом сохраняется качество энергии, которая обеспечивает акт  удовлетворения. Либидо остается либидо, танатос - танатосом, но у них подменены объекты удовлетворения. Например, человек может получать сексуальное удовлетворение, глядя на вещь любимого человека, или же ученик может с остервенением рвать учебник по предмету, который преподает ненавистный ему педагог.

    Далее, третья судьба влечений - сублимация. Сублимация это изменение качества энергии, ее направления, смена объектов, это социализация инфантильных либидо и танатоса. Благодаря сублимации и происходит становление человека как социального и духовного существа, а не просто созревание его как некой природной телесности. Социум (и Дух) связывают энергии либидо и танатоса не с прямыми объектами соответствующих влечений, а с объектами, которые имеют прежде всего социальную и культурно-духовную значимость. Сублимация - это личностно созидательный акт, он необходим для личности и полезен для социума. Половой акт тоже созидательный и по сути своей социальный, но это не сублимация, потому что здесь не меняется ни качество энергии, ни объекты ее влечения.

    И, наконец, последняя судьба влечений - это вытеснение.

    Влечение, Оно, как природный, естественный процесс  стремится к своему удовлетворению, влечение функционирует по принципу удовольствия, а не социальной реальности или социальной оценки. Удовольствие 'глухо' к чувству безопасности. Оно слепо и может идти на погибель своего носителя ради своего удовлетворения.

    В задачу социального окружения ребенка  входит канализация энергий влечения к жизни и смерти и выработка  соответствующего к ним отношения  в каждой конкретной ситуации, оценки и принятия решения по поводу судьбы влечений: плохо это или хорошо, удовлетворить или не удовлетворить, как удовлетворить или какие меры принять, чтобы не удовлетворить. За осуществление этих процессов как раз и отвечают эти две инстанции, Сверх-Я и Я, которые развиваются в процессе социализации человека, в процессе его становления как культурного существа.

    Инстанция Сверх-Я развивается из бессознательного Оно уже в первые после рождения недели. Поначалу она развивается  бессознательно.

    Ребенок усваивает нормы поведения через реакцию одобрения или осуждения первых взрослых, которые его окружают - отца и матери. Позднее в Сверх-Я сосредотачиваются уже осознаваемые ценности и моральные представления значимого для ребенка окружения (семья, школа, друзья, общество).

    Третья  инстанция Я (Ich) формируется для  того, чтобы преобразовать энергии  Оно в социально приемлемое поведение, т.е. то поведение, которое диктуют  Сверх-Я и Реальность. Эта инстанция  включает эмоционально-мыслительный процесс  между притязаниями инстинкта и его поведенческой реализацией. Инстанция Я находится в самом трудном положении. Ей нужно принять и осуществить решение (учитывая притязания влечения, его силу), категорические императивы Сверх-Я, условия и требования реальности.

    Действия Я энергетически обеспечиваются инстанцией Оно, контролируются запретами и разрешениями Сверх-Я и блокируются или освобождаются реальностью.

    Сильное, творческое Я умеет создавать  гармонию между этими тремя инстанциями, в состоянии уладить внутренние конфликты.

    Слабое  Я не может справиться с 'бешеным' влечением Оно, непререкаемыми запретами  Сверх-Я и требованиями и угрозами реальной ситуации.

    В 'Наброске научной психологии' Фрейд  ставит проблему защиты двояким образом: 1) ищет истории так называемой 'первичной защиты' в 'опыте страдания' подобно тому, как прообразом желаний и Я как сдерживающей силы был 'опыт удовлетворения'; 2) стремиться отличать патологическую форму защиты от нормальной.

    Защитные  механизмы, оказав помощь Я в тяжелые  годы его развития, не снимают свои заслоны. Окрепшее Я взрослого человека продолжает обороняться от опасностей, которых больше нет в реальности, оно даже чувствует себя обязанным выискивать в реальности такие ситуации, которые хотя бы приблизительно могли бы заменить первоначальную опасность, чтобы оправдать привычные способы реакций. Итак, нетрудно понять, как защитные механизмы, все более и более отчуждаясь от внешнего мира и ослабляя на протяжении долгого времени Я, подготавливают вспышку невроза, благоприятствуя ей.

    Начиная с З.Фрейда и в последующих работах специалистов, изучающих механизмы психологической защиты, неоднократно отмечается, что привычная для личности в обычных условиях защита, в экстремальных, критических, напряженных жизненных условиях обладает способностью закрепляться, приобретая форму фиксированных психологических защит. Это может 'загнать в глубь' внутриличностный конфликт, превратив его в бессознательный источник недовольства собой и окружающими, а так же способствовать возникновению особых механизмов названных З.Фрейдом сопротивлением.

Информация о работе Основные формы проявления защитных механизмов личности