Основные формы проявления защитных механизмов личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 01:57, реферат

Описание работы

Начиная с раннего детства, и в течении всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые 'психологические защиты, защитные механизмы психики, защитные механизмы личности. Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Работа содержит 1 файл

реферат ЗМЛ.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

    Это такой психический механизм, который  предназначен для предотвращения или  ослабления какой-либо неприемлемой мысли  или чувства, для магического  уничтожения неприемлемых для личности последствий другого действия или  мысли. Это обычно повторяющиеся и ритуалистические действия. Данный механизм связан с магическим мышлением, с верой в сверхъестественное.

    Когда человек просит прощения и принимает  наказание, то тем самым плохое деяние как бы аннулируется и он может  продолжать действовать с чистой совестью. Признание и наказание предотвращают более серьезные наказания. Под воздействием всего этого у ребенка может образоваться представление, будто некоторые действия имеют способность заглаживать или искупать вину за плохое.

Перенос

    В самом первом приближении перенос  можно определить как защитный механизм, который обеспечивает удовлетворение желания при сохранении, как правило, качество энергии (танатоса или либидо) на замещающих объектах.

    Самым простым и довольно часто встречающимся  видом переноса является вымещение - подмена объектов изливания накопившейся энергии танатоса в виде агрессии, обиды.

    Это - защитный механизм, направляющий негативную эмоциональную реакцию не на психотравмирующую  ситуацию, а на объект, не имеющий  к ней отношения. Этот механизм создает как бы 'замкнутый круг' взаимовлияния людей друг на друга.

    Иногда  наше Я ищет объекты, на которых можно  выместить свою обиду, свою агрессию. Основным свойством этих объектов должны быть их безгласность, их безропотность, их невозможность осадить меня. Они должны быть в такой же степени безгласны и послушны, в какой я безгласно и послушно выслушивал упреки и унизительные характеристики со стороны своего начальника, учителя, отца, матери и вообще любого, кто сильнее меня. Моя неотреагированная на истинного виновника злость переносится на того, кто еще слабее меня, еще ниже на лестнице социальной иерархии, на подчиненного, тот в свою очередь переносит ее дальше вниз и т.д. Цепи вымещений могут быть бесконечными. Ее звеньями могут быть как живые существа, так и неживые вещи (побитая посуда в семейных скандалах, выбитые стекла вагонов электричек и т.д.). Вандализм - явление широко распространенное, и отнюдь не только среди подростков. Вандализм по отношению к безгласной вещи часто лишь следствие вандализации по отношению к личности.

    Это, так сказать, садистический вариант  вымещения: агрессия на другом. У вымещения  может быть и мазохистский вариант - агрессия на себе. При невозможности  отреагирования вовне (слишком сильный  противник или чрезмерно строгое Сверх-Я) энергия танатоса обращается на себя. Это может проявиться внешне в физических действиях. Человек от досады, от злости рвет на себе волосы, кусает губы, до крови сжимает кулаки и т.д. Психологически это проявляется угрызениями совести, самоистязаниями, заниженной самооценкой, уничижительной самохарактеристикой, неверием в свои способности.

    Лица, которые занимаются самовымещением, провоцируют окружение на агрессию по отношению к ним. Они 'подставляются', становятся 'мальчиками для битья'. Эти мальчики для битья привыкают к асимметричным отношениям, и когда меняется социальная ситуация, которая позволяет быть им наверху, эти лица легко превращаются в мальчиков, которые безжалостно бьют других, как их когда-то били.

    Другой  вид переноса - замещение. В данном случае речь идет о замене объектов желаний, которые обеспечиваются в основном энергией либидо.

    Чем шире палитра предметов, объектов потребности, тем шире сама потребность, тем полифоничнее ценностные ориентации, тем глубже внутренний мир личности.

    Замещение проявляется тогда, когда есть некая  фиксация потребности на очень узком  и почти не меняемом классе объектов; классика замещения - фиксация на одном  объекте. При замещении сохраняется  архаика либидо, нет восхождения  к более сложным и социально ценным объектам.

    У ситуации замещения есть предыстория, всегда есть негативные предпосылки.

    Часто замещение сопровождается, подкрепляется  вымещением. Любящие только животных часто равнодушны к человеческим несчастьям. Однолюбие может сопровождаться тотальным неприятием всего остального. У этой ситуации одиночества вдвоем могут быть страшные исходы. Самый страшный - это смерть горячо любимого объекта. Смерть того единственного, через кого я был связан с этим миром. Рухнул смысл моего существования, тот стержень, на котором держалась моя активность. Ситуация предельная, у нее есть и паллиативный вариант - жить памятью о предмете своей любви.

    Другой  исход также трагичен. Сила действия равна силе противодействия. Чем  большая зависимость от предмета, тем больше и бессознательнее желание избавиться от этой однопредметной зависимости. От любви до ненависти один шаг, однолюбы часто самые яркие уничтожители предмета своей любви. Разлюбив, однолюб должен психологически изничтожить предмет своей былой любви. Чтобы избавиться от объекта связывания своей энергии либидо, такой человек превращает ее в энергию танатоса, в объект вымещения.

    Также механизм замещения может быть направлен  на самого себя, когда не другой, а  я сам являюсь объектом собственного либидо, когда я аутоэротичен в широком смысле этого слова. Это позиция эгоистической, эгоцентрической личности. Самовлюбленный Нарцисс - это символ аутоэротичного замещения.

    Следующий вид переноса - уход (избегание, бегство, самоограничение). Личность уходит из той активности, которая доставляет ей дискомфорт, неприятности как реальные, так и прогнозируемые.

    Наиболее  часто встречаемым вариантом  ухода является фантазия. Блокированное  желание, реально пережитая травма, незавершенность ситуации - вот тот  комплекс причин, которые инициируют фантазию.

    Фрейд считал, что 'инстинктивные желания...можно  сгруппировать по двум направлениям. Это или честолюбивые желания, которые  служат возвышению личности, или эротические'.

    В честолюбивых фантазиях объект желания - сам фантазирующий. Он хочет быть желанным для других объектом.

    А в эротически окрашенных желаниях объектом становится кто-то другой из близкого или далекого социального окружения, кто-то, кто в реальности объектом моего желания и быть не может.

    Интересна такая фантазия, как 'фантазия избавления', которая соединяет в себе одновременно оба желания, и честолюбивое и эротическое. Человек представляет себя спасителем, избавителем.

    Перенос может происходить вследствие того, что исполнение желания в состоянии  бодрствования невозможно. И тогда желание осуществляется в сновидениях. Когда строгая цензура сознания спит. В состоянии бодрствования работа по вытеснению какого-либо желания может быть более или менее успешной. Поскольку содержание сновидения может быть запомнено и тем самым явлено сознанию, то образы сновидения могут представлять собой некие замещения, шифры, символы реальных желаний.

    Сновидения  выполняют некую психотерапевтическую функцию по снятию остроты переживания недостатка в чем-либо или ком-либо.

    Также 'переживание из вторых рук' возможно в силу сенсорной депривации (недостаточного притока информации в центральную  нервную систему).

    Сенсорный приток информации человека в центральную нервную систему складывается из разных видов ощущений, поступающих от соответствующих органов чувств (зрительные, слуховые, вкусовые, кожные ощущения). Но есть два вида ощущений, кинестетические и ощущение равновесия, которые, как правило, осознанию не подлежат, но тем не менее свой вклад в общий сенсорный поток осуществляют. Эти ощущения идут от рецепторов, которые иннервируют (пронизывают) мышечную ткань. Кинестетические ощущения возникают, когда мышцы сокращаются или растягиваются.

    Состояние скуки обеспечено резким снижением  информации извне. Информация объективно может существовать, но она не воспринимается, поскольку не интересна. Что делает скучающий ребенок, чтобы обеспечить приток информации в центральную  нервную систему? Он начинает фантазировать, а если не умеет, не может фантазировать, то начинает двигаться всем телом, крутиться, вертеться. Тем самым он обеспечивает приток кинестетических ощущений в центральную нервную систему. Приказы и уговоры сидеть тихо и угрозы наказания мало помогают. Ребенку нужно обеспечить приток информации. Если ему нельзя двигаться корпусом, то он продолжает болтать ногами. Если и это делать нельзя, то он медленно, почти незаметно, раскачивает свое тело. Именно так обеспечивается приток раздражителей, недостающих для сознания определенного переживания эмоционального комфорта.

    Трансфер. Этот вид переноса происходит в результате ошибочного обобщения схожести двух ситуаций. В первичной, произошедшей раньше ситуации, наработаны какие-то эмоциональные переживания, навыки поведения, отношений с людьми. И во вторичной, новой ситуации, которая по некоторым параметрам может быть схожа с первичной, эти эмоциональные отношения, навыки поведения, отношения с людьми вновь воспроизводятся; при этом, поскольку ситуации все же между собой несхожи, постольку повторяющееся поведение оказывается неадекватным новой ситуации, может даже мешать индивиду верно оценивать и тем самым адекватно разрешать новую ситуацию. В основе трансфера (переноса) - тенденция к повторению закрепившегося раньше поведения.

    Причина переноса - в аффективной защемленности, непроработанности прошлых отношений.

    Но  есть ситуация, где трансфер просто необходим для того, чтобы избавиться от него. Это - ситуация психоанализа. Терапевтический эффект психоанализа - как раз в сознательном использовании трансфера.

    Психоаналитик является очень мощным объектом переноса для своего пациента. Все те драмы, которые разыгрываются в душе пациента, как бы переносятся на фигуру психоаналитика, на отношения, которые возникают между психоаналитиком и пациентом, и психоаналитические взаимоотношения превращаются в невралгическую точку жизни пациента. Должны превратиться; если этого не произойдет, значит психоанализ не удается. И вот на этой почве этого искусственного невроза репродуцируются все невротические феномены, которые существуют у пациента. На почве этого же искусственного невроза они должны изжиться во взаимоотношениях этой диады'.

    У переноса множество форм и проявлений, но в сущности основанием любого переноса является 'встреча' бессознательных желаний с неподлинными объектами, с их заменителями. Отсюда и невозможность аутентичного и искреннего переживания на объекте-заменителе. К тому же часто наблюдается фиксация на очень узком классе объектов. Новые ситуации и новые объекты отвергаются или в них воспроизводятся старые формы поведения и прежние отношения. Поведение становится стереотипным, ригидным, даже жестким.

    Контртрансфер - совокупность бессознательных реакций  аналитика на личность анализируемого и особенно на его трансфер.

Работа  с переносом

    Главное направление работы с защитными  механизмами - это постоянное сознавание их наличия у себя.

    Индикатором вымещения является то, что объектами  изливания моей агрессии и обиды, как правило, являются лица, изливать на которых злость и обиду для носителя переноса не представляет опасности. Не надо спешить возвращать возникшую обиду или агрессию на подвернувшегося виновника. Сначала лучше задаться вопросом: 'Что во мне так сильно обиделось?'

    С другими видами переноса требуется осознание того, что я избегаю в реальном мире, насколько разнообразны мои интересы, предметы моих привязанностей.

Рационализация

    Рационализация  и защитная аргументация. В психологии понятие 'рационализация' ввел психоаналитик  Э.Джонс в 1908 г., а в последующие годы оно закрепилось и стало постоянно использоваться в работах не только психоаналитиков, но и представителей других школ психологии.

    Рационализация  как защитный процесс состоит  в том, что человек изобретает вербализованные и на первый взгляд логичные суждения и умозаключения для ложного объяснения, оправдания своих фрустраций, выражающихся в виде неудач, беспомощности, привации или депривации. Выбор аргументов для рационализации - преимущественно подсознательный процесс. В значительно большей степени подсознательна мотивация процесса рационализации. Реальные мотивы процесса самооправдания или защитной аргументации остаются неосознанными, и вместо них индивид, осуществляющий психическую защиту, изобретает мотивировки, приемлемые аргументы, предназначенные для оправдания своих действий, психических состояний, фрустраций. От сознательного обмана защитная аргументация отличается непроизвольностью своей мотивации и убеждением субъекта, что он говорит правду. В качестве самооправдывающих аргументов используются различные 'идеалы' и 'принципы', высокие, общественно ценные мотивы и цели. Рационализации являются средствами сохранения самоуважения личности в такой ситуации, в которой этот важный компонент ее Я-концепции оказывается под угрозой снижения. Хотя человек может начать процесс самооправдания и до наступления фрустрирующей ситуации, т.е. в виде предвосхищающей психической защиты, однако чаще встречаются случаи рационализации после наступления фрустрирующих событий, какими могут быть действия самого субъекта. Действительно, сознание нередко не контролирует поведение, а следует за поведенческими актами, имеющими подсознательную и, следовательно, сознательно не регулируемую мотивацию. Однако после осознания собственных действий могут развертываться процессы рационализации, имеющие цель осмыслить эти действия, давая им такое толкование, которое согласуется с представлением человека о себе, о своих жизненных принципах, о своем идеальном Я-образе.

Информация о работе Основные формы проявления защитных механизмов личности