Ощущение и восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:42, доклад

Описание работы

В процессе изучения курса психологии автора заинтересовал раздел «Психические процессы человека и состояния». По этому целью этой работы является наиболее глубокое рассмотрение психических процессов.
Задачей данной работы является рассмотреть психические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание и воображение, и их свойства.

Содержание

1. Введение
2. Ощущения
2.1. Свойства ощущений
2.2. Виды ощущений
3. Восприятие
3.1. Восприятие пространства и движения
4. Память
4.1. Основные психические подходы в исследованиях памяти
4.1.1. Монистический подход
4.1.2. Множественный (двойственный) подход
4.1.3. Функциональный подход в исследованиях памяти
4.2. Запоминание
5. Внимание
5.1. Основные свойства внимания
6. Воображение
6.1. Основные функции воображения
7. Заключение
8. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ощущение и восприятие.docx

— 51.72 Кб (Скачать)

При экспериментальном изучении внимания учитывается так называемый объем внимания.

3.Объем внимания — это  количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься  одновременно ясно и отчетливо.  Чем шире

объем внимания, тем больше предметов воспринимается в отдельный

момент времени. Время  предъявления визуальной стимуляции должно

быть не более 0,1 секунды, чтобы была невозможна смена точки  фиксации взгляда. Это позволяет  делать специальный прибор — тахистоскоп, появившийся около 100 лет назад. У  взрослого человека объем зрительного  внимания в среднем составляет трипять (редко шесть) объектов, тогда как  у младших школьников — от двух до четырех. Тренировка лишь стабилизирует  результаты на верхнем пределе. Объем  слухового внимания обычно на единицу  меньше. Кроме того, объем внимания зависит от знакомства с материалом, от заинтересованности, расположения стимулов на экране, от возможности  сгруппировать их. Важен и характер задания: просто определить количество стимулов или же назвать их.

Ограниченность объема внимания нужно учитывать на практике, когда

мы хотим, чтобы визуальная информация «схватывалась» мгновенно.

4. Переключение внимания  отличается от его отвлечения  тем, что это сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение на  правленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой  цели. Таким образом, к переключению  нельзя относить любой перенос  внимания на другой объект. Некоторые  известные психологи (в частности,  К. Марбе) считали данное свойство  врожденнообуслов

ленным и доступным  лишь немногим людям. Позже, однако, было по

казано, что тренировка, специальное  обучение могут улучшать переключаемость  внимания. В то же время она действительно  тесно связана с таким свойством  нервных процессов, как их подвижность/инертность, что ограничивает возможности упражнения.

Иногда выделяют завершенное (полное) и незавершенное (неполное) переключение внимания. В первом случае после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к  предыдущей, что ведет к ошибкам  и снижению темпа работы. Это, например, бывает, когда новая деятельность неинтересна, когда не осознается ее необходимость. Если же неинтересной, наоборот, была первая деятельность или  она продолжалась долго, то переключение внимания происходит легко. В процессе обучения важно своевременно изменять деятельность учащихся, поскольку негативно  влияют на ее продуктивность и на психическое  состояние как слишком частое, так и очень редкое переключение. Существуют определенные методики измерения  переключаемости внимания. На первом этапе в течение определенного  времени выполняется одна деятельность, затем, обычно столько же времени, другая. После этого испытуемый в течение  вдвое большего времени выполняет  два вида деятельности, многократно  чередуя их. Сравнение суммарного показателя продуктивности двух первых этапов и последнего этапа и позволяет  судить об уровне развития переключаемости  внимания.

Хорошо известно то, что  переключение внимания затруднено при  его высокой концентрации, и это  часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности.

Рассеянность бывает двух видов. Вопервых, существует рассеянность как неумение скольконибудь длительно  сосредотачивать внимание, что выражается в постоянном отвлечении, «скольжении» внимания. Одной из причин такой  рассеянности является избыток всевозможных и притом неглубоких интересов. Вовторых, наблюдается рассеянность как односторонняя  сосредоточенность сознания, когда  человек не замечает то, что с  его точки зрения представляется незначительным. Примером может служить  рассеянный ученный, который всецело  поглощен своими трудами и перестающий  замечать «мелочи жизни».

5. Устойчивость внимания  это степень и длительность  сосредоточенности сознания. От  чего зависит возможность длительного  удержания внимания на объекте,  явлении или деятельности? Важнейшее  условие этого почти одинаково  описано в работах классиков  психологии — Г. Гельмгольца,  У. Джемса, С. Л. Рубинштейна.  Никто не способен непрерывно  сосредоточивать внимание на неизменяющемся объекте мысли. Когда объект не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Только постоянно раскрывая в предмете восприятия или мысли новое содержание, можно сохранить устойчивость внимания. С. Л. Рубинштейн отмечает, что сосредоточение внимания — это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Однообразие, монотонность «притупляет» внимание, гасит его. Важно также, чтобы изменяющееся содержание объединялось какимито отношениями в единое целое, образовывало систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету.

Так, Ж. Кювье утверждает, что гений — это прежде всего  внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, едва ли будет в состоянии долго  сосредоточивать внимание на одном  предмете. Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а  гениальность позволяет сохранять  устойчивое внимание, находить все  новые стороны в объектах, связанных  между собой «рациональным принципом». Данное условие устойчивости внимания объясняет, почему так важно, борясь с отвлечениями при работе с учебным  материалом, разнообразить приемы его  осмысления, переработки информации, а не просто однообразно повторять  запоминаемое.

Другими факторами устойчивости внимания являются:  

интерес к материалу;  

связь изучаемого материала  с потребностями личности;  

содержательность и трудность  выполняемой деятельности;  

осознание значения выполняемой  деятельности;  

индивидуальнопсихологические  особенности личности (такие, например, как свойства темперамента и уровень  развития волевых черт характера);  

комфортные или отвлекающие  внимание условия, в которых деятельность выполняется;  

психическое состояние человека.

6.            Воображение.

Воображение относится к  «универсальным» психическим процессам. Воображение — это психический  процесс создания образа предмета путем  преобразования реальности или представления  о ней. Воображение дополняет  восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое и настоящее  за счет обобщения, соединения с чувствами, ощущениями, представлениями.

Продуктом или результатом  процесса воображения являются образы воображения. Они могут возникнуть в соответствии с инструкцией, Указаниями другого субъекта, на основе просмотра  фотографий, картин, кинофильмов, прослушивания  музыкальных произведений, восприятия отдельных звуков и шумов, или  через описание какоголибо события, вещи, персонажа, или по ассоциации с чемлибо. Один только Перечень способов продуцирования образов воображения  показывает его тесную связь с  другими психическими процессами, имеющими образную природу (ощущением, восприятием, памятью, представлениями мышлением).

Воображение опирается на прошлый опыт, и поэтому образы воображения всегда вторичны, т. е. «уходят  корнями» в ранее пережитое, воспринятое, прочувствованное человеком. Но в отличие  от процессов памяти здесь не ставится задача сохранения и точного воспроизведения  информации. В воображении опыт преобразуется (обобщается, дополняется, комбинируется, приобретает иную эмоциональную  окраску, изменяется его масштабность).

В отличие от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) здесь значительно снижена функция  контроля. Воображение относительно свободно, ибо не сковано задачей  оценки правильности того, что продуцирует  наше сознание или подсознание.

Многие исследователи  в качестве отличительного признака процесса воображения называют новизну. Но следует заметить, что новизна  здесь носит не абсолютный, а относительный  характер. Образ воображения является новым по отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какойто  момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какоголибо человека. В процессах творчества этой новизны больше, в воссоздающем воображении — меньше.

Наконец, с представлением воображение роднит наглядность  образов, их можно отнести к какойлибо  модальности (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и т. п.).

6.1. Основные функции воображения.

1. Целеполагание — будущий  результат деятельности создается  в воображении, он существует  только в сознании субъекта  и направляет его активность  на получение желаемого.

2. Предвосхищение (антиципация)  — моделирование будущего (положительных  или отрицательных последствий,  хода взаимодействия, содержания  ситуации) за счет обобщения элементов  прошлого опыта и установления  причинноследственных связей между  его элементами; в воображении  будущее рождается из прошлого.

3. Комбинирование и планирование  — создание образа желаемого

будущего за счет соотнесения  элементов восприятия и прошлого опыта

с результатами аналитикосинтетической деятельности рассудка.

4. Замещение действительности  — человек может быть лишен

возможности реально действовать  или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения  он переносится туда, совершает действия в своем воображении, замещая  тем самым реальную действительность воображаемой.

5. Проникновение во внутренний  мир другого человека — на  основе

описания или демонстрации воображение способно создавать  картины пережитого (переживаемого  в данный момент времени) другим существом,тем  самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта  функция служит основой для понимания  и межличностной коммуникации.

Таким образом, воображение  является неотъемлемой частью человеческой деятельности и жизнедеятельности, социального взаимодействия и познания.

7. Заключение

В процессе работы автор узнаёт, что психические процессы – это  совокупность актов психической  деятельности. 

О том, что каждый психический  процесс имеет больший объект отражения и единую отражательнорегуляционную  специфику. Психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные.  

Психические процессы бывают специфические, или собственно познавательные, процессы, которыми являются ощущение, восприятие и мышление. Результатом

этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное

либо с помощью органов  чувств, либо рационально:  

ощущение — это выделение  свойств предмета, сенсорика, чувственность;   

восприятие — это восприятие предмета в целом, а также перцепция  — восприятие изображения, объектов;   

мышление — это отражение  отношений между предметами, их существенных для познания свойств.

И неспецифические, т. е. универсальные, психические процессы —

память, внимание и воображение. Эти процессы называют также сквозными, в том смысле, что они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление. Универсальные психические  процессы являются необходимыми условиями  познания, но не сводятся к нему. Благодаря  универсальным психическим процессам  познающий, развивающийся субъект  имеет возможность сохранять  единство своего Я во времени: 

память позволяет человеку удерживать прошлый опыт; 

внимание помогает извлекать  актуальный (настоящий) опыт; 

воображение прогнозирует будущий  опыт.

8. Список используемой  литературы.

1. Карпова А. В. «Общая  психология»: учебник. М.: Гардарики, 2004.

2. Немов Р.С. «Общие основы  психологии». 2е изд. М.: Просвещение:  ВЛАДОС, 1995.

3. Немов Р.С. «Психология»: учебное пособие для студентов  высших педагогических учебных  заведений. В 3 томах, кн. 1. М.: Просвещение:  ВЛАДОС, 1995.

4. Петровский А. В. «Введение  в психологию». М.: «Академия», 1995.

5. Петровский А..В. «Общая  психология»: учебник для студентов  педагогических институтов. 3е изд.  М.: Просвещение, 1986.

6. Петровский А.В., Ярошевская  М.Г. «Психология»: учебник для  студентов высших педагогических  учебныз заведений. М.: «Академия», 1998.

7. Петровского. А. В., Ярошевского  М. Г. «Психология». словарь. 2е  изд., М.: Политиздат, 1990

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Мирас-университет

 

 

 

             СРС  на тему :

« Ощущение и  восприятие»

 

                      Выполнила : Садвакасова С. Группа ин- 211  р

                                                        Проверила


Информация о работе Ощущение и восприятие