Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:42, доклад
В процессе изучения курса психологии автора заинтересовал раздел «Психические процессы человека и состояния». По этому целью этой работы является наиболее глубокое рассмотрение психических процессов.
Задачей данной работы является рассмотреть психические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание и воображение, и их свойства.
1. Введение
2. Ощущения
2.1. Свойства ощущений
2.2. Виды ощущений
3. Восприятие
3.1. Восприятие пространства и движения
4. Память
4.1. Основные психические подходы в исследованиях памяти
4.1.1. Монистический подход
4.1.2. Множественный (двойственный) подход
4.1.3. Функциональный подход в исследованиях памяти
4.2. Запоминание
5. Внимание
5.1. Основные свойства внимания
6. Воображение
6.1. Основные функции воображения
7. Заключение
8. Список используемой литературы
При экспериментальном изучении внимания учитывается так называемый объем внимания.
3.Объем внимания — это
количество несвязанных
объем внимания, тем больше предметов воспринимается в отдельный
момент времени. Время предъявления визуальной стимуляции должно
быть не более 0,1 секунды, чтобы была невозможна смена точки фиксации взгляда. Это позволяет делать специальный прибор — тахистоскоп, появившийся около 100 лет назад. У взрослого человека объем зрительного внимания в среднем составляет трипять (редко шесть) объектов, тогда как у младших школьников — от двух до четырех. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Кроме того, объем внимания зависит от знакомства с материалом, от заинтересованности, расположения стимулов на экране, от возможности сгруппировать их. Важен и характер задания: просто определить количество стимулов или же назвать их.
Ограниченность объема внимания нужно учитывать на практике, когда
мы хотим, чтобы визуальная информация «схватывалась» мгновенно.
4. Переключение внимания
отличается от его отвлечения
тем, что это сознательное, преднамеренное,
целенаправленное изменение на
правленности психической
ленным и доступным лишь немногим людям. Позже, однако, было по
казано, что тренировка, специальное
обучение могут улучшать переключаемость
внимания. В то же время она действительно
тесно связана с таким
Иногда выделяют завершенное (полное) и незавершенное (неполное) переключение внимания. В первом случае после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Это, например, бывает, когда новая деятельность неинтересна, когда не осознается ее необходимость. Если же неинтересной, наоборот, была первая деятельность или она продолжалась долго, то переключение внимания происходит легко. В процессе обучения важно своевременно изменять деятельность учащихся, поскольку негативно влияют на ее продуктивность и на психическое состояние как слишком частое, так и очень редкое переключение. Существуют определенные методики измерения переключаемости внимания. На первом этапе в течение определенного времени выполняется одна деятельность, затем, обычно столько же времени, другая. После этого испытуемый в течение вдвое большего времени выполняет два вида деятельности, многократно чередуя их. Сравнение суммарного показателя продуктивности двух первых этапов и последнего этапа и позволяет судить об уровне развития переключаемости внимания.
Хорошо известно то, что переключение внимания затруднено при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности.
Рассеянность бывает двух видов. Вопервых, существует рассеянность как неумение скольконибудь длительно сосредотачивать внимание, что выражается в постоянном отвлечении, «скольжении» внимания. Одной из причин такой рассеянности является избыток всевозможных и притом неглубоких интересов. Вовторых, наблюдается рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным. Примером может служить рассеянный ученный, который всецело поглощен своими трудами и перестающий замечать «мелочи жизни».
5. Устойчивость внимания
это степень и длительность
сосредоточенности сознания. От
чего зависит возможность
Так, Ж. Кювье утверждает,
что гений — это прежде всего
внимание. Он пишет, что интеллект, бедный
знаниями, неподвижный и неоригинальный,
едва ли будет в состоянии долго
сосредоточивать внимание на одном
предмете. Поэтому можно сказать,
что не внимание создает гения, а
гениальность позволяет сохранять
устойчивое внимание, находить все
новые стороны в объектах, связанных
между собой «рациональным
Другими факторами устойчивости внимания являются:
интерес к материалу;
связь изучаемого материала с потребностями личности;
содержательность и трудность выполняемой деятельности;
осознание значения выполняемой деятельности;
индивидуальнопсихологические особенности личности (такие, например, как свойства темперамента и уровень развития волевых черт характера);
комфортные или отвлекающие внимание условия, в которых деятельность выполняется;
психическое состояние человека.
6. Воображение.
Воображение относится к
«универсальным» психическим
Продуктом или результатом процесса воображения являются образы воображения. Они могут возникнуть в соответствии с инструкцией, Указаниями другого субъекта, на основе просмотра фотографий, картин, кинофильмов, прослушивания музыкальных произведений, восприятия отдельных звуков и шумов, или через описание какоголибо события, вещи, персонажа, или по ассоциации с чемлибо. Один только Перечень способов продуцирования образов воображения показывает его тесную связь с другими психическими процессами, имеющими образную природу (ощущением, восприятием, памятью, представлениями мышлением).
Воображение опирается на прошлый опыт, и поэтому образы воображения всегда вторичны, т. е. «уходят корнями» в ранее пережитое, воспринятое, прочувствованное человеком. Но в отличие от процессов памяти здесь не ставится задача сохранения и точного воспроизведения информации. В воображении опыт преобразуется (обобщается, дополняется, комбинируется, приобретает иную эмоциональную окраску, изменяется его масштабность).
В отличие от мыслительных
образов (понятий, суждений, умозаключений)
здесь значительно снижена
Многие исследователи в качестве отличительного признака процесса воображения называют новизну. Но следует заметить, что новизна здесь носит не абсолютный, а относительный характер. Образ воображения является новым по отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какойто момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какоголибо человека. В процессах творчества этой новизны больше, в воссоздающем воображении — меньше.
Наконец, с представлением воображение роднит наглядность образов, их можно отнести к какойлибо модальности (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и т. п.).
6.1. Основные функции воображения.
1. Целеполагание — будущий
результат деятельности
2. Предвосхищение (антиципация)
— моделирование будущего (положительных
или отрицательных последствий,
3. Комбинирование и планирование — создание образа желаемого
будущего за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта
с результатами аналитикосинтетической деятельности рассудка.
4. Замещение действительности — человек может быть лишен
возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда, совершает действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность воображаемой.
5. Проникновение во внутренний мир другого человека — на основе
описания или демонстрации
воображение способно создавать
картины пережитого (переживаемого
в данный момент времени) другим существом,тем
самым делая возможным
Таким образом, воображение является неотъемлемой частью человеческой деятельности и жизнедеятельности, социального взаимодействия и познания.
7. Заключение
В процессе работы автор узнаёт, что психические процессы – это совокупность актов психической деятельности.
О том, что каждый психический процесс имеет больший объект отражения и единую отражательнорегуляционную специфику. Психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные.
Психические процессы бывают специфические, или собственно познавательные, процессы, которыми являются ощущение, восприятие и мышление. Результатом
этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное
либо с помощью органов чувств, либо рационально:
ощущение — это выделение свойств предмета, сенсорика, чувственность;
восприятие — это восприятие предмета в целом, а также перцепция — восприятие изображения, объектов;
мышление — это отражение отношений между предметами, их существенных для познания свойств.
И неспецифические, т. е. универсальные, психические процессы —
память, внимание и воображение.
Эти процессы называют также сквозными,
в том смысле, что они проходят
сквозь любую деятельность, обеспечивают
ее осуществление. Универсальные психические
процессы являются необходимыми условиями
познания, но не сводятся к нему. Благодаря
универсальным психическим
память позволяет человеку удерживать прошлый опыт;
внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт;
воображение прогнозирует будущий опыт.
8. Список используемой литературы.
1. Карпова А. В. «Общая психология»: учебник. М.: Гардарики, 2004.
2. Немов Р.С. «Общие основы психологии». 2е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
3. Немов Р.С. «Психология»: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 томах, кн. 1. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
4. Петровский А. В. «Введение в психологию». М.: «Академия», 1995.
5. Петровский А..В. «Общая
психология»: учебник для
6. Петровский А.В., Ярошевская
М.Г. «Психология»: учебник для
студентов высших
7. Петровского. А. В., Ярошевского М. Г. «Психология». словарь. 2е изд., М.: Политиздат, 1990
СРС на тему :
« Ощущение и восприятие»
Выполнила : Садвакасова С. Группа ин- 211 р