Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:42, доклад
В процессе изучения курса психологии автора заинтересовал раздел «Психические процессы человека и состояния». По этому целью этой работы является наиболее глубокое рассмотрение психических процессов.
Задачей данной работы является рассмотреть психические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание и воображение, и их свойства.
1. Введение
2. Ощущения
2.1. Свойства ощущений
2.2. Виды ощущений
3. Восприятие
3.1. Восприятие пространства и движения
4. Память
4.1. Основные психические подходы в исследованиях памяти
4.1.1. Монистический подход
4.1.2. Множественный (двойственный) подход
4.1.3. Функциональный подход в исследованиях памяти
4.2. Запоминание
5. Внимание
5.1. Основные свойства внимания
6. Воображение
6.1. Основные функции воображения
7. Заключение
8. Список используемой литературы
6) свойство апперцепции.
Перцептивная система активно
«строит» образ восприятия, избирательно
используя не все, а наиболее
информативные свойства, части, элементы
стимула. При этом
Таким образом, восприятие зависит
не только от раздражения, но и от самого
воспринимающего объекта —
3.1. Восприятие пространства и движения.
Одной из главных проблем
восприятия является проблема локализации
— определения
1. Восприятие глубины и
удаленности предметов. Один
Признаки, связанные с соотношением изображений, или проекций, объекта на сетчатки разных глаз, называют бинокулярными признаками глубины и удаленности. Они существуют за счет того, что люди, как правило, видят и смотрят двумя глазами.
За счет того, что наши глаза находятся на некотором расстоянии друг от друга, каждый глаз смотрит на объект с несколько разных позиций. Следовательно, каждый глаз видит один и тот же предмет под разным углом. Это различие в направлениях, или угол между осями зрения двух глаз, называется бинокулярным параллаксом. Сенсорная система «отслеживает» этот угол, его величина служит ей в качестве своеобразной подсказки, признака удаленности предмета: большой угол — предмет близко, маленький угол — предмет далеко. При этом картинки на сетчатках разных глаз получаются неодинаковые, каждый глаз получает свое изображение предмета. Это явление называется бинокулярной диспарантностью.
Выяснено, что существуют некоторые признаки удаленности и глубины, связанные с изображением, получаемым одним глазом. В числе таких признаков обычно называют линейную перспективу, суперпозицию, относительный размер предметов и градиент текстуры.
Линейная перспектива
как признак удаленности
Такой признак удаленности
и глубины, который получил название
«градиент текстуры», мы обнаруживаем,
когда наблюдаем некоторую
2. Восприятие движения. Феномен
восприятия движения состоит
в том, что некий объект может
восприниматься как движущийся,
даже если его изображение
не перемещается по сетчатке.
Например, на некотором расстоянии
друг от друга находятся две
лампочки. Первая зажигается на
короткое время и гаснет, потом
зажигается вторая и тоже
Другим примером иллюзорного движения является эффект индуцированного движения. Каждый видел луну, которая движется на фоне облаков; однако, мы понимаем, что не луна движется, а облака, гонимые ветром. Луна практически не перемещается вдоль сетчатки, а воспринимается как движущаяся; облака же перемещаются относительно нас самих, а воспринимаются как неподвижные. Получается, что перемещение вдоль сетчатки не только не обязательный атрибут восприятия движения, но еще и недостаточный. Человеку вообще свойственно приписывать движение тому из двух объектов, который воспринимается фигурой на фоне другого. Фон — это то, что окружает, включает, является большим по отношению к другому объекту, воспринимаемому соответственно как фигура.
3. Восприятие формы. Форма
имеет решающее значение в
процессе идентификации любого
предмета. Образы восприятия
Один из таких принципов — близость: чем ближе два элемента друг к другу, тем более мы склонны группировать их вместе при восприятии. Затем элементы, образующие плавный, непрерывный контур, воспринимаются как единая фигура — группируются. Этот принцип получил название продолжения, или непрерывности. Если контур фигуры имеет разрывы, то мы склонны как бы заполнять их, дополнять фигуру до некоторого целостного образа. Этот принцип получил название замкнутости.
Человек способен легко распознавать даже сильно измененные образы. Так, мы воспринимаем форму книги как прямоугольник, несмотря на то, что при определенном угле зрения отражение на сетчатке имеет форму трапеции. Человек узнает знакомую мелодию, даже если ее играют на другом инструменте. Таковы особенности восприятия. Феномены подобного рода служат гештальтпсихология одними из главных аргументов в пользу того, что образ восприятия несводим к сумме его частей.
4. Память.
Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ей.
Память есть важнейшая, определяющая
характеристика психической жизни
личности. Роль памяти не может быть
сведена только к фиксации того,
что «было в прошлом». Ведь никакое
действие в «настоящем» немыслимо
вне процессов памяти; протекание
любого, пусть даже самого элементарного
психического акта обязательно предполагает
удержание каждого его элемента
для «сцепления» с
Когнитивная психология, рассматривая память и как функцию, и как процесс одновременно и пытаясь объяснить закономерности ее функционирования, представляет ее как развивающуюся, многоуровневую систему хранилищ (сенсорный регистр, кратковременная память, долговременная память). Память как система процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения может рассматриваться и как подструктура интеллекта — системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний.
Будучи важнейшей
Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
1) по характеру психической
активности, преобладающей в деятельности,
память делят на двигательную,
эмоциональную, образную и
2) по характеру целей
деятельности — на
3) по продолжительности
закрепления и сохранения
Рассмотрим подробнее основные трактовки в изучении процесса памяти.
4.1. Основные психологические
подходы в исследованиях
Экспериментальное изучение памяти началось в конце XIX в. В двух теоретических подходах, доминировавших в то время (ассоцианизме и психологии сознания), был намечен первый вариант решения проблемы разновидностей памяти.
4.1.1. Монистический подход.
Позиция, развиваемая в
Монистическая точка зрения
на природу памяти нашла свое развитие
в экспериментальных
4.1.2. Множественный (двойственный)
подход. Другая трактовка памяти
была разработана в психологии
сознания. Наиболее ярким представителем
этой линии исследований был
У. Джемс. Используя прежде
всего данные интроспекции, он
выделил первичную и вторичную
память. Содержание первичной памяти
составляют впечатления,
При множественной трактовке
памяти предполагалось, что разные
типы памяти порождаются различными
процессами. Позже эти два типа
памяти (первичная и вторичная) получили
название кратковременной и
Сторонники двойственности памяти утверждают, что кратковременная и долговременная память не являются проявлением единой памяти, поскольку не подчиняются единым законам. Проводились различные экперименты, где доказывался этот факт, следовательно, одни и те же факторы должны были бы оказывать сходное действие на мнемический результат в случае его регистрации при небольшой и длительной отсрочках. Например, число повторений (одно или несколько) не влияет на результат воспроизведения при отсрочке в две секунды, но уже при отсрочке в восемь секунд продуктивность воспроизведения оказывается зависимой переменной от числа повторений. Сходная картина обнаружена и в отношении продолжительности интервала предъявления. При небольших отсрочках этот фактор не оказывает влияния на результат воспроизведения, но при отсрочках, превышающих десять секунд, он становится значимым.
В пользу существования двух
типов памяти говорят и данные,
полученные в экспериментах по электрошоку.
Такие испытуемые не в состоянии
вспомнить отдаленные события, но обнаруживают
относительную сохранность
Идея существования двух
типов памяти получила второе дыхание
после возникновения
В 1958г. Бродбент в статье «Перцепция
и коммуникация» предложил
Аткинсон и Шифрин (1968)
разработали множественную