Ощущение и восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:42, доклад

Описание работы

В процессе изучения курса психологии автора заинтересовал раздел «Психические процессы человека и состояния». По этому целью этой работы является наиболее глубокое рассмотрение психических процессов.
Задачей данной работы является рассмотреть психические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание и воображение, и их свойства.

Содержание

1. Введение
2. Ощущения
2.1. Свойства ощущений
2.2. Виды ощущений
3. Восприятие
3.1. Восприятие пространства и движения
4. Память
4.1. Основные психические подходы в исследованиях памяти
4.1.1. Монистический подход
4.1.2. Множественный (двойственный) подход
4.1.3. Функциональный подход в исследованиях памяти
4.2. Запоминание
5. Внимание
5.1. Основные свойства внимания
6. Воображение
6.1. Основные функции воображения
7. Заключение
8. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ощущение и восприятие.docx

— 51.72 Кб (Скачать)

6) свойство апперцепции.  Перцептивная система активно  «строит» образ восприятия, избирательно  используя не все, а наиболее  информативные свойства, части, элементы  стимула. При этом используется  и информация из памяти, прошлого  опыта, которая присоединяется  к чувственным данным {апперцепция). В процессе формирования сам  образ и действия по его  построению постоянно корректируются  через обратную связь, идет  сравнение образа с эталонным.

Таким образом, восприятие зависит  не только от раздражения, но и от самого воспринимающего объекта — конкретного  человека. В восприятии всегда сказываются  особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, устремления, эмоции на момент восприятия и др. Восприятие, таким  образом, тесно связано с содержанием  психической жизни человека.

3.1. Восприятие пространства  и движения.

Одной из главных проблем  восприятия является проблема локализации  — определения месторасположения  объектов. Выделяют следующие особенности  восприятия: восприятие глубины и удаленности предметов, восприятие движения, восприятие формы. Рассмотрим их подробнее.

1. Восприятие глубины и  удаленности предметов. Один из  основных вопросов восприятия  глубины и удаленности предметов  состоит в том, почему и за  счет чего мы видим мир трехмерным, если на сетчатке глаза мы  имеем только двухмерное (плоское)  его изображение. Стремление ответить  на поставленный вопрос привело  к поиску признаков глубины  и удаленности — особенностей  стимульной ситуации, которые позволяют  наблюдателю определить, насколько  далеко объект находится от  него самого и от других  объектов.

Признаки, связанные с  соотношением изображений, или проекций, объекта на сетчатки разных глаз, называют бинокулярными признаками глубины  и удаленности. Они существуют за счет того, что люди, как правило, видят и смотрят двумя глазами.

За счет того, что наши глаза находятся на некотором  расстоянии друг от друга, каждый глаз смотрит на объект с несколько  разных позиций. Следовательно, каждый глаз видит один и тот же предмет  под разным углом. Это различие в  направлениях, или угол между осями  зрения двух глаз, называется бинокулярным параллаксом. Сенсорная система  «отслеживает» этот угол, его величина служит ей в качестве своеобразной подсказки, признака удаленности предмета: большой угол — предмет близко, маленький угол — предмет далеко. При этом картинки на сетчатках разных глаз получаются неодинаковые, каждый глаз получает свое изображение предмета. Это явление называется бинокулярной диспарантностью.

Выяснено, что существуют некоторые признаки удаленности  и глубины, связанные с изображением, получаемым одним глазом. В числе  таких признаков обычно называют линейную перспективу, суперпозицию, относительный  размер предметов и градиент текстуры.

Линейная перспектива  как признак удаленности отражает тот факт, что прямые линии (например, рельсы) как бы сходятся, удаляясь от нас. Мы часто наблюдаем некоторый  объект вписанным в координаты параллельных линий. И если, скажем, один объект находится  там, где параллельные линии «сошлись»  в большей степени, чем в том  месте, где находится другой объект, то нам ясно, что первый из них  находится на большем расстоянии от нас.

Такой признак удаленности  и глубины, который получил название «градиент текстуры», мы обнаруживаем, когда наблюдаем некоторую поверхность, например покрытый галькой берег  моря. Мы можем судить о глубине  пространства по степени близости и  размерам однородных объектов, находящихся  на поверхности: чем дальше от нас  некоторая точка пространства, тем  плотнее «упакованы» ее элементы.  

2. Восприятие движения. Феномен  восприятия движения состоит  в том, что некий объект может  восприниматься как движущийся, даже если его изображение  не перемещается по сетчатке. Например, на некотором расстоянии  друг от друга находятся две  лампочки. Первая зажигается на  короткое время и гаснет, потом  зажигается вторая и тоже гаснет  и т. д. Если временной интервал  между зажиганиями лампочек от 30 до 200 миллисекунд, нам кажется,  что световая полоса перемещается  от одной точки к другой. Это  явление называется стробоскопическим  эффектом и давно используется  в мультипликации и световой  рекламе.

Другим примером иллюзорного  движения является эффект индуцированного  движения. Каждый видел луну, которая  движется на фоне облаков; однако, мы понимаем, что не луна движется, а облака, гонимые  ветром. Луна практически не перемещается вдоль сетчатки, а воспринимается как движущаяся; облака же перемещаются относительно нас самих, а воспринимаются как неподвижные. Получается, что  перемещение вдоль сетчатки не только не обязательный атрибут восприятия движения, но еще и недостаточный. Человеку вообще свойственно приписывать  движение тому из двух объектов, который  воспринимается фигурой на фоне другого. Фон — это то, что окружает, включает, является большим по отношению  к другому объекту, воспринимаемому  соответственно как фигура.

3. Восприятие формы. Форма  имеет решающее значение в  процессе идентификации любого  предмета. Образы восприятия характеризуются  целостностью. Это означает, что  в них представлена некоторая  связная картина, образ предмета  или события. Мы не воспринимаем  дерево за окном как совокупность  овальных объектов зеленого цвета,  находящихся на фоне черных  толстых вертикальных линий и  тонких черных линий, большинство  из которых находится под некоторым  наклоном. Мы видим дерево: ствол,  ветви и листья. Данную особенность  восприятия особо подчеркивали  представители школы гештальтпсихологии, основной тезис которой состоял  в том, что психические образы, и в частности образы восприятия, — это нечто большее, чем  простая сумма элементов. Образ  восприятия представляет собой  некоторую организацию стимулов. Это объединение разрозненных  объектов в некий целостный  образ возникает за счет особых  механизмов восприятия.

Один из таких принципов  — близость: чем ближе два элемента друг к другу, тем более мы склонны  группировать их вместе при восприятии. Затем элементы, образующие плавный, непрерывный контур, воспринимаются как единая фигура — группируются. Этот принцип получил название продолжения, или непрерывности. Если контур фигуры имеет разрывы, то мы склонны как  бы заполнять их, дополнять фигуру до некоторого целостного образа. Этот принцип получил название замкнутости.

Человек способен легко распознавать даже сильно измененные образы. Так, мы воспринимаем форму книги как  прямоугольник, несмотря на то, что  при определенном угле зрения отражение  на сетчатке имеет форму трапеции. Человек узнает знакомую мелодию, даже если ее играют на другом инструменте. Таковы особенности восприятия. Феномены подобного рода служат гештальтпсихология одними из главных аргументов в пользу того, что образ восприятия несводим к сумме его частей.

4.            Память.

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  индивидом его опыта. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение  и забывание. Эти процессы формируются  в деятельности и определяются ей.

Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни  личности. Роль памяти не может быть сведена только к фиксации того, что «было в прошлом». Ведь никакое  действие в «настоящем» немыслимо  вне процессов памяти; протекание любого, пусть даже самого элементарного  психического акта обязательно предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому сцеплению  невозможно развитие: человек оставался  бы «вечно в положении новорожденного».

Когнитивная психология, рассматривая память и как функцию, и как  процесс одновременно и пытаясь  объяснить закономерности ее функционирования, представляет ее как развивающуюся, многоуровневую систему хранилищ (сенсорный  регистр, кратковременная память, долговременная память). Память как система процессов  организации информации в целях  запоминания, сохранения и воспроизведения  может рассматриваться и как  подструктура интеллекта — системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний.

Будучи важнейшей характеристикой  всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность  человеческой личности.

Отдельные виды памяти вычленяются  в соответствии с тремя основными  критериями:

1) по характеру психической  активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словеснологическую;

2) по характеру целей  деятельности — на непроизвольную  и произвольную;

3) по продолжительности  закрепления и сохранения материала  — на кратковременную, долговременную  и оперативную.

Рассмотрим подробнее  основные трактовки в изучении процесса памяти.

4.1. Основные психологические  подходы в исследованиях памяти.

Экспериментальное изучение памяти началось в конце XIX в. В двух теоретических подходах, доминировавших в то время (ассоцианизме и психологии сознания), был намечен первый вариант  решения проблемы разновидностей памяти.

4.1.1. Монистический подход. Позиция, развиваемая в ассоцианизме, а чуть позже и в бихевиоризме, состояла в утверждении, что,  несмотря на видимое различие  типов и видов памяти, они отличаются  друг от друга не принципиально,  а только разной степенью прочности  ассоциаций, а последняя — величиной  отсрочки между научением (переработкой  сигнала) и воспроизведением.

Монистическая точка зрения на природу памяти нашла свое развитие в экспериментальных процедурах. Основным требованием к экспериментальной  схеме была квалификация условий, при  которых образуются и упрочиваются ассоциации (или связи между стимулом и реакцией). Эта экспериментальная  процедура вызывала много возражений, так как в основе такой методологии  лежит допущение, что длительность физического действия стимула тождественна продолжительности его психологического воздействия и что временной  интервал, отделяющий стимул от процесса его воспроизведения, является адекватной единицей для описания психологического феномена памяти.

4.1.2. Множественный (двойственный) подход. Другая трактовка памяти  была разработана в психологии  сознания. Наиболее ярким представителем  этой линии исследований был  У. Джемс. Используя прежде  всего данные интроспекции, он  выделил первичную и вторичную  память. Содержание первичной памяти  составляют впечатления, непосредственно  присутствующие в сознании. Эта  память имеет преходящий характер, ее содержание быстро стирается  и забывается. Содержанием вторичной  памяти являются наши постоянные  знания.

При множественной трактовке  памяти предполагалось, что разные типы памяти порождаются различными процессами. Позже эти два типа памяти (первичная и вторичная) получили название кратковременной и долговременной.

Сторонники двойственности памяти утверждают, что кратковременная  и долговременная память не являются проявлением единой памяти, поскольку  не подчиняются единым законам. Проводились  различные экперименты, где доказывался  этот факт, следовательно, одни и те же факторы должны были бы оказывать  сходное действие на мнемический  результат в случае его регистрации  при небольшой и длительной отсрочках. Например, число повторений (одно или  несколько) не влияет на результат воспроизведения  при отсрочке в две секунды, но уже при отсрочке в восемь секунд продуктивность воспроизведения оказывается  зависимой переменной от числа повторений. Сходная картина обнаружена и  в отношении продолжительности  интервала предъявления. При небольших отсрочках этот фактор не оказывает влияния на результат воспроизведения, но при отсрочках, превышающих десять секунд, он становится значимым.

В пользу существования двух типов памяти говорят и данные, полученные в экспериментах по электрошоку. Такие испытуемые не в состоянии  вспомнить отдаленные события, но обнаруживают относительную сохранность воспроизведения  в том случае, если опрос производится сразу же после шокового воздействия.

Идея существования двух типов памяти получила второе дыхание  после возникновения кибернетики. Н. Винер в 1948 г. подразделил память на текущую и постоянную. Эта идея была подхвачена психологами в 1950—1960 гг. и выразилась в выделении кратковременной  и долговременной памяти. Примерно в то же время появились понятия  «оперативная память», «рабочая память», «каталожные ящики», «регистры» и  «буфер».

В 1958г. Бродбент в статье «Перцепция и коммуникация» предложил модель когнитивной переработки, согласно которой перцептивная информация параллельно  поступает в сенсорные регистры, соответствующие различным модальностям сигнала. Там она хранится очень  короткое время (несколько сот миллисекунд) и затем передается в следующий  блок, где уже подвергается последовательной переработке и перекодированию  в вербальную форму. Этот блок переработки  имеет ограничения, но информация может  там храниться значительно дольше (порядка нескольких секунд). Этот блок соответствует кратковременной  памяти. Вероятность перехода информации из кратковременной памяти в долговременную зависит от глубины и качества ее переработки. 

Аткинсон и Шифрин (1968) разработали множественную модель памяти, введя дополнительные элементы: не только структурные, но и динамические. Согласно их модели, информация не просто перекачивается из одного блока в  другой, а копируется путем перевода в другие коды. Сначала информация поступает на многочисленные сенсорные  регистры, где каждый стимул характеризуется  набором первичных признаков. Далее  информация поступает в кратковременное  хранилище, где она сохраняется  в течение некоторого периода  времени, длительность которого обычно зависит от индивида. Для поддержания  информации в кратковременном хранилище  испытуемый создает своего рода буферную емкость для повторения, способную  удерживать небольшое количество элементов (семьдевять цифр) в течение примерно 30 секунд. Авторы выделили в кратковременном  хранилище особую слуховую вербальноязыковую  систему, которая обеспечивает повторение информации. Каждый из элементов, поступающих  в буфер, вытесняет один из элементов, уже находящихся там. Поступление  элементов в буфер может контролироваться. Поэтому кратковременное хранилище  можно считать оперативной памятью. Кратковременное хранилище связано  с долговременным, откуда могут поступать  «вербальные ассоциации» и необходимая  для выполнения текущих задач  информация.

Информация о работе Ощущение и восприятие