Ощущение и восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:42, доклад

Описание работы

В процессе изучения курса психологии автора заинтересовал раздел «Психические процессы человека и состояния». По этому целью этой работы является наиболее глубокое рассмотрение психических процессов.
Задачей данной работы является рассмотреть психические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание и воображение, и их свойства.

Содержание

1. Введение
2. Ощущения
2.1. Свойства ощущений
2.2. Виды ощущений
3. Восприятие
3.1. Восприятие пространства и движения
4. Память
4.1. Основные психические подходы в исследованиях памяти
4.1.1. Монистический подход
4.1.2. Множественный (двойственный) подход
4.1.3. Функциональный подход в исследованиях памяти
4.2. Запоминание
5. Внимание
5.1. Основные свойства внимания
6. Воображение
6.1. Основные функции воображения
7. Заключение
8. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ощущение и восприятие.docx

— 51.72 Кб (Скачать)

Содержание.

1. Введение

2. Ощущения

2.1. Свойства ощущений

2.2. Виды ощущений

3. Восприятие

3.1. Восприятие пространства  и движения

4. Память

4.1. Основные психические  подходы в исследованиях памяти

4.1.1. Монистический подход

4.1.2. Множественный (двойственный) подход

4.1.3. Функциональный подход  в исследованиях памяти

4.2. Запоминание

5. Внимание

5.1. Основные свойства внимания

6. Воображение

6.1. Основные функции воображения

7. Заключение

8. Список используемой  литературы

1. Введение:

Исследование внутреннего  мира человека, общих закономерностей  его взаимодействия с внешним  миром осуществляет специальная  наука – психология.

По задачам и методам  исследования психология находится  на стыке общественных и естественных наук.

Психология устанавливает  связь между индивидуальным и  социальным, между ограниченными  и социальными явлениями, между  природной и исторической стороной сущности человека.

В процессе изучения курса  психологии автора заинтересовал раздел «Психические процессы человека и состояния». По этому целью этой работы является наиболее глубокое рассмотрение психических  процессов.

Задачей данной работы является рассмотреть психические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание и воображение, и их свойства.

2. Ощущения.

Итак, процесс познания —  это получение, задержание и сохранение знаний о мире. Ощущения являются одним  из составляющих познавательного процесса.

Ощущения определяют как  процесс отражения отдельных  свойств предметов и явлений  объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Физиологической  основой ощущения является нервный  процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. К этому можно, пожалуй, добавить лишь то, что ощущения отражают и  состояние организма самого субъекта с помощью рецепторов, расположенных  в его теле. Ощущения являются исходным источником познания, важным условием формирования психики и ее нормального  функционирования.

Потребность в постоянном получении ощущений хорошо проявляется  в том случае, когда внешние  раздражители отсутствуют (при сенсорной  изоляции). Как показали эксперименты, в этом случае психика перестает  нормально функционировать: возникают  галлюцинации, нарушается мышление, отмечается патология восприятия своего тела и  т. д. Специфические проблемы психологического характера возникают при сенсорной  депривации, т. е. при ограничении  притока внешних воздействий, что  хорошо известно на примере развития психики людей слепых или глухих, а также плохо видящих и  слышищих.

Ощущения человека чрезвычайно  разнообразь, хотя со времен Аристотеля очень долго говорили лишь о пяти чувствах — зрении, слухе, осязании, обонянии и вкусе. В XIX в. знания о  составе ощущений резко расширились  в результате описания и изучения их новых видов, таких как вестибулярные, вибрационные, «мышечносуставные» или  кинестетические и др.

2.1.        Свойства ощущений.

Каким бы ни было ощущение, его  можно, описать с помощью нескольких характеристик, свойств, присущих ему.

1.Модальность — качественная  характеристик в которой проявляется  специфичность ощущения как простейшего  психического сигнала по сравнению  с сигналом нервным. Преждее  всего выделяются такие виды  ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. Однако  и каждый вид ощущений имеет  свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми  могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых —  высота тона, тембр, громкость;  для тактильных — твердость,  шероховатость и т. д.

2.Локализация — пространственная  характеристика ощущений, т. е.  сведения о локализации раздражителя  в пространстве.

Иногда (как, например, в случае болевых и интероцептивных, «внутренних» ощущений) локализация затруднена, неопределенна. Интересна в этом отношении «проблема зонда»: когда  мы пишем или режем чтото, ощущения локализованы на кончике ручки или ножа, т. е. совсем не там, где зонд контактирует с кожей, воздействует на нее.

3. Интенсивность — это  классическая количественная характеристика. Проблема измерения интенсивности  ощущения является одной из  главных в психофизике.

Основной психофизический  закон отражается между величиной  ощущения и величиной действующего раздражителя. Психофизика объясняет  многообразие наблюдаемых форм поведения  и психических состояний прежде всего различиями вызывающих их физических ситуаций. Задача— установить связь  тела и души , предмета и ощущения, связанного с ним. Область раздражения  вызывает ощущение. Каждый орган чувств имеет свои границы — значит е  есть класть ощущения. Известны такие  варианты основного психофизического закона, как логарифмический закон  Г. Фехнера, степенной закрой С. Стивенса, а также предложенный Ю.М. Забродиным обобщенный психофизический закон.

4. Продолжительность —  временная характеристика ощущения. Она определяется функциональным  состоянием орвна чувств, но главным  образом временем действия раздражителя  и его интенсивностью. Ощущение  возникает позже, чем начинает  действовать раздражитель, и не  исчезает сразу с его прекращением. Период от начала действия  раздражителя до возникновения  ощущения называют латентным  (скрытым) периодом ощущения. Он  неодинаков для разных видов  ощущений (для тактильных — 130 мс, для болевых — 370 мс, для  вкусовых — 50 мс) и может резко  меняться при заболеваниях нервной  системы.

После прекращения действия раздражителя его след некоторое  время сохраняется в виде последовательного  образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками, например окрашенным в дополнительный цвет). Положительные последовательные образы мы обычно не замечаем изза их кратковременности. Появление последовательных образов  можно объяснить явлением утомления  сетчатки глаза.

Слуховые ощущения, аналогично зрительным, также могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом «звон  в ушах», т. е. неприятное ощущение, которым  часто сопровождается воздействие  оглушающих звуков.

2.2. Виды ощущений.

С помощью кинестетической  и вестибулярной чувствительности индивид информирован о его собственных  движениях и положении в пространстве.

1. Кинестетические ощущения  — это совокупность сенсорной  ин

формации, поступающей из мышц, сухожилий и связок.

2. Вестибулярные ощущения  — это совокупность информации,

приходящей из полукружных  канальцев внутреннего уха. Одной  из основных функций вестибулярных  ощущений является обеспечение устойчивой основы для зрительного наблюдения. Благодаря этой функции перед  нами возникает довольно стабильная картина мира, при том что мы сами находимся в движении.

3. Кожная чувствительность  обеспечивает индивида информацией  о том, что соприкасается с  его телом. Наибольшей чувствительностью  обладают ладони, кончики пальцев,  губы, язык. Современные исследователи  различают четыре разновидности  кожной чувствительности: ощущения  тепла, холода, давления и боли. Болевая чувствительность, например, имеет очень важное биологическое  значение: болевые

ощущения сигнализируют  о возможной физической опасности. Человеку, не имеющему такой чувствительности, что достаточно редко, постоянно  угрожает опасность.

4 .Вкусовая чувствительность  обеспечивает индивида информацией,  можно ли употребить внутрь  какоелибо вещество. Основные вкусовые  качества — это кислость, соленость,  сладость и горечь. Повидимому, все  другие ощущения вызываются сочетанием  этих четырех компонентов.

5. Обоняние обеспечивает  индивида информацией о наличии  в воз

духе различных химических веществ. У животных обоняние играет значительную роль, у человека —  меньшую. Исследования показывают, что  у собак чувствительность превышает  чувствительность человека примерно в  тысячу раз!

6. С помощью слуха индивид  получает передаваемую посредством

волновых колебаний среды  информацию о поведении удаленных  от

него объектов. Здоровый молодой  человек слышит звуки примерно

в диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Один герц соответствует высоте издаваемого  предметом звука, совершающего одно колебание в секунду. Ощущения громкости  и высоты взаимосвязаны: у человека наибольшая чувствительность к звуку  отмечается при частоте звука  в 1000 Гц.

7. Зрение является основным  источником информации для человека. Сетчатка глаза имеет два типа  рецепторов: палочки и колбочки. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом  освещении и давать чернобелую  картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствительность  в условиях хорошего освещения  и обеспечивают цветовое зрение. Наиболее интересной проблемой  является проблема цветового  зрения. Существуют две основные  теории — три хроматическая  теория и теория оппонентного  цвета, которые пытаются объяснить  феномен цветного зрения.

3.            Восприятие.

Восприятие — это отражение  целостных предметов и явлений  при их непосредственном воздействии  на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение  отдельных ощущений в целостные  образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные  свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Представители гештальтпсихологии трактуют восприятие как некую целостную  конфигурацию — гештальт. Целостность  — согласно гештальтпсихологии —  это всегда выделение фигуры на фоне. Детали, части, свойства лишь позже  могут быть выделены из целостного образа. Гештальтпсихологи установили множество законов перцептивной организации, совершенно отличных от законов  ассоциаций, по которым элементы связываются  в целостную структуру (законы близости, замкнутости, хорошей формы и  т. д.). Они убедительно доказали, что целостная структура образа влияет на восприятие отдельных элементов  и на отдельные ощущения. Один и  тот же элемент, будучи включенным в  разные образы восприятия, воспринимается поразному. Например, Два одинаковых кружка кажутся различными, если один окружен большими, а другой маленькими кругами и т. д.

Выделяют основные особенности  восприятия: 

1) целостность и структурность  — восприятие отражает целостный  образ предмета, который, в свою  очередь, складывается на основе  обобщенных знаний об отдельных  свойствах и качествах предмета. Восприятие способно уловить  не только отдельные части  ощущений (отдельные ноты), но и  сотканную из этих ощущений  обобщенную структуру (мелодию  целиком);

2) константность — сохранение  определенных свойств образа  предмета, которые кажутся нам  постоянными. Так, известный нам  предмет (например, рука), удаленный  от нас, будет нам казаться  точно такого же размера, как  этот же предмет, который мы  видим близко. Здесь задействовано  свойство константности: свойства  образа приближаются к истинным  свойствам этого объекта. Наша  перцептивная система корректирует  неизбежные ошибки, вызванные бесконечным  многообразием окружающего, и  создает адекватные образы восприятия. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает  в незнакомое помещение, он  постепенно приучается корректировать  искажения, вызванные очками, и,  наконец, перестает замечать эти  искажения, хотя они отражаются  на сетчатке глаза. Итак, формирующаяся  в процессе предметной деятельности  константность восприятия — необходимое  условие ориентировки человека  в изменчивом мире;

3) предметность восприятия  — это акт объективации, т.  е. отнесение сведений, получаемых  из внешнего мира, к этому миру. Существует определенная система  действий, которая обеспечивает  субъекту открытие предметности  мира, и главную роль играет  осязание и движение. Предметность  играет большую роль и в  регуляции поведения. Благодаря  этому качеству мы можем отличить, например, кирпич

от блока взрывчатки, хотя по виду они будут одинаковы;

4) осмысленность. Хотя  восприятие возникает в результате  непосредственного воздействия  раздражителя на рецепторы, перцептивные  образы всегда имеют определенное  смысловое значение. Восприятие  связано, таким образом, с мышлением  и речью. Мы воспринимаем мир  через призму значений. Сознательно  воспринять предмет — это значит  мысленно назвать его и отнести  воспринятый предмет к определенной  группе, классу предметов, обобщить  его в слове. Например, когда  мы смотрим на часы, мы видим  не нечто круглое, блестящее  и т. д., мы видим конкретный  предмет — часы.

Такое свойство восприятия называется категоризацией, т. е. отнесением воспринятого к определенному классу объектов или явлений. Особенно ярко эта связь  восприятия с мышлением выступает  при затрудненных условиях восприятия, когда последовательно выдвигаются  и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к классу. В других случаях, по Г. Гельмгольцу, «срабатывают» бессознательные  умозаключения;

5) активность. При процессе  восприятия участвуют двигательные  компоненты анализаторов (движения  руки при осязании, движения глаз  при зрительном восприятии и  т. д.). Кроме того, необходима возможность  в процессе восприятия активно  перемещать свое тело;

Информация о работе Ощущение и восприятие