Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:42, доклад
В процессе изучения курса психологии автора заинтересовал раздел «Психические процессы человека и состояния». По этому целью этой работы является наиболее глубокое рассмотрение психических процессов.
Задачей данной работы является рассмотреть психические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание и воображение, и их свойства.
1. Введение
2. Ощущения
2.1. Свойства ощущений
2.2. Виды ощущений
3. Восприятие
3.1. Восприятие пространства и движения
4. Память
4.1. Основные психические подходы в исследованиях памяти
4.1.1. Монистический подход
4.1.2. Множественный (двойственный) подход
4.1.3. Функциональный подход в исследованиях памяти
4.2. Запоминание
5. Внимание
5.1. Основные свойства внимания
6. Воображение
6.1. Основные функции воображения
7. Заключение
8. Список используемой литературы
Извлечение информации из
долговременного хранилища
4.1.3. Функциональный подход
в исследованиях памяти. Несмотря
на успешное развитие моделей
памяти, использующих компьютерные
метафоры, стало понятно, что аналогия
между переработкой информации
у человека и компьютера не
является удовлетворительной. Прежде
всего исследователи
Функциональные компоненты вводились в изначально структурные модели памяти постепенно. В эволюции компьютерной идеологии можно выделить три периода:
сначала были выделены две формы хранения: кратковременная
и долговременная память;
затем постулировалось различие между сенсорным регистром и
собственно кратковременной памятью;
внутри самой кратковременной памяти были выделены структурные и функциональные компоненты (кратковременное хранилище и буфер повторения).
Впервые на наличие сенсорной (сверхкратковременной) памяти как отличной от кратковременной указал Аткинсон. Для обозначения этого вида памяти он использовал понятие «сенсорный регистр». Предполагалось, что для каждой модальности существует свой, строго специфичный регистр, где информация хранится непродолжительное время (от нескольких сот миллисекунд до нескольких секунд в зависимости от модальности). Далее информация пассивно перекачивается в кратковременное хранилище.
Понятие «оперативная память» было введено Аткинсоном и Шифриным. Они полагали, что внутри кратковременной памяти можно выделить две составляющие: одна выполняет функцию хранения, вторая — функцию переработки. Авторы обнаружили, что информация не хранится в кратковременной памяти пассивно, а активно поддерживается (в течение 15—30 секунд) и перекодируется, прежде чем перейти в долговременную память. Для обеспечения оперативной переработки требуются ресурсы, поэтому продуктивность кратковременной памяти (и ее подотдела — оперативной памяти) в значительной мере зависит от аттенционных нагрузок.
В 1974г. Бэддли и Хитч разработали
модель оперативной памяти. Под оперативной
памятью понимается система хранения
и переработки информации, которая
является не модальноспецифической, а
мультимодальной. Эта система состоит
из трех компонентов: центрального исполнительного
процессора и двух «системрабов», из
которых одна специализируется на переработке
вербального материала (артикуляционная
петля), а вторая, связанная с пространственной
зрительной памятью, является зрительной
пространственной матрицей. Согласно
модели в артикуляционной петле
автоматически поддерживается некоторое
количество информации. Это количество
зависит от времени, необходимого для
вокализации вербального
В многочисленных экспериментах
было затем показано, что подавление
артикуляции (или выполнение задач,
требующих участия
В теории Ошанина Д. А. (1977)
была развита идея оперативного образа
— аналога оперативной памяти
в зрительной модальности. Оперативный
образ складывается при выполнении
конкретной деятельности. Его содержание
не изоморфно сенсорной
В исследованиях В. П. Зинченко и его коллег было показано, что процесс формирования перцептивного образа развернут во времени и включает в себя ряд перцептивных действий, начиная с выделения признаков и заканчивая собственно построением образа. Этот образ выполняет оперативную функцию, включающую в том числе и управление конкретным исполнительным действием.
4.2. Запоминание
Запоминание — это процесс
памяти, в результате которого происходит
закрепление нового путем связывания
его с приобретенным ранее. Запоминание
— необходимое условие
Непроизвольное запоминание
• Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Обнаружили, что очень легкий текст запоминается хуже, чем текст средней трудности
• Непроизвольно запоминается полно и точно то, что имеет для нас особо важное жизненное значение, что вызывает наш интерес и эмоции • В произвольном запоминании большую роль играют мотивы, побуждающие запоминать
• При использовании рациональных приемов произвольное запоминание протекает эффективнее
• Понятое запоминается быстрее и прочнее, так как ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями
При изучении запоминания
используют такие характеристики материала,
как его осмысленность и
5. Внимание.
Внимание выступает одной из сторон сознания человека. В любой сознательной деятельности людей оно проявляется в большей или меньшей степени: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали. Внимание включено в процесс восприятия, в процесс памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в человеческой деятельности делает ее продуктивной, организованной и активной.
Внимание — это
Проблема внимания была впервые
разработана в рамках психологии
сознания. Основной задачей считалось
исследование внутреннего опыта
человека. Но пока основным методом
исследования оставалась интроспекция,
проблема внимания ускользала от психологов.
Внимание служило лишь «подставкой»,
инструментом для их ментальных опытов.
Используя объективный
В начале века эта ситуация
резко изменилась. Гештальтпсихологи
полагали, что объективная структура
поля, а не интенции субъекта определяют
восприятие предметов и событий.
Бихевиористы отвергали внимание и
сознание как главные понятия
психологии сознания. Они попытались
совершенно отказаться от этих слов, так
как ошибочно надеялись, что смогут
разработать несколько более
точных понятий, которые позволили
бы, используя строгие
Чтобы описать понятие «внимание», психологам потребовались десятилетия экспериментальной работы и наблюдений. В современной психологии принято выделять следующие критерии внимания:
1) внешние реакции —
моторные, вегетативные, обеспечивающие
условия лучшего восприятия
2) сосредоточенность на
выполнении определенной
3) увеличение продуктивности
когнитивной и исполнительной
деятельности. В данном случае
речь идет о повышении
«внимательного» действия (перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного) по сравнению с «невнимательным»;
4) избирательность (
выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании только на ограниченный круг внешних стимулов;
5) ясность и отчетливость
содержаний сознания, находящихся
в поле внимания. Этот субъективный
критерий был выдвинут в
Не все феномены внимания связаны с сознанием. Замечательный русский психолог Н. Н. Ланге разделил объективную и субъективную стороны внимания. Он полагал, что в нашем «юзнании есть как бы одно ярко освещенное место, удаляясь от которого психические явления темнеют или бледнеют, все менее сознаются. Внимание, рассматриваемое объективно, есть не что иное, как относительное господство данного представления в данный момент времени; субъективно же это значит быть сосредоточенным на этом впечатлении (Ланге Н. Н.,1976).
В рамках различных подходов психологи сосредоточиваются на тех или иных проявлениях внимания: на вегетативных реакциях селекции информации, контроле за выполнением деятельности или состоянии сознания. Однако если попытаться обобщить всю феноменологию внимания, то можно прийти к следующему определению.
Внимание — это осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием (Лурия А. 1'., 1975).
В качестве основных свойств внимания выделяют направленность внимания на те или иные объекты и явления 'в частности, внешнюю и внутреннюю), степень и объем внимания.
Степень внимания — это характеристика его интенсивности. В качестве субъективных переживаний оно оценивается
Существует несколько разных классификаций видов внимания. Рассмотрим основные параметры данного явления.
5.1. Основные свойства внимания.
К свойствам (или характерным особенностям) внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.
1. Концентрация внимания
характеризует интенсивность
тот из них, который испытуемый впервые заметит. Эта идея не была,
однако, реализована в
виде конкретной методики. Глубокая концентрация
полезна, когда деятельность связана
с изучением отдельных
2.Распределение внимания
— это такая организация
деятельности, при которой одновременно выполняются два или более
действия (Н. Добрынин). Заметим, что это должны быть разные действия, цели, а не просто два объекта в поле внимания. Главное условие
успешного распределения внимания заключается в том, что по крайней
мере одно действие должно быть хотя бы частично автоматизировано,
доведено до уровня навыка. Поэтому можно, например (в спокойной
обстановке, без отвлекающих
раздражителей), легко совмещать
слушание речи несложного содержания
и какуюто ручную работу. Труднее
выполнять два вида умственного
труда. Известно, что студентыпервокурсники
нередко чередуют слушание и запись
лекции и в результате получают очень
неполные конспекты. Самое сложное
— это распределение внимания
между двумя мыслительными