Ощущение и восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:42, доклад

Описание работы

В процессе изучения курса психологии автора заинтересовал раздел «Психические процессы человека и состояния». По этому целью этой работы является наиболее глубокое рассмотрение психических процессов.
Задачей данной работы является рассмотреть психические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание и воображение, и их свойства.

Содержание

1. Введение
2. Ощущения
2.1. Свойства ощущений
2.2. Виды ощущений
3. Восприятие
3.1. Восприятие пространства и движения
4. Память
4.1. Основные психические подходы в исследованиях памяти
4.1.1. Монистический подход
4.1.2. Множественный (двойственный) подход
4.1.3. Функциональный подход в исследованиях памяти
4.2. Запоминание
5. Внимание
5.1. Основные свойства внимания
6. Воображение
6.1. Основные функции воображения
7. Заключение
8. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ощущение и восприятие.docx

— 51.72 Кб (Скачать)

Извлечение информации из долговременного хранилища требует  соответствующего выбора стратегии. Одной  из операций управления потоком информации является ее повторение в кратковременном  хранилище. Информация из кратковременного хранилища поступает в долговременное в результате перекодирования в  особый код, который структурирует  информацию, обеспечивая тем самым  ее долговременное хранение.

4.1.3. Функциональный подход  в исследованиях памяти. Несмотря  на успешное развитие моделей  памяти, использующих компьютерные  метафоры, стало понятно, что аналогия  между переработкой информации  у человека и компьютера не  является удовлетворительной. Прежде  всего исследователи столкнулись  с фактом влияния таких переменных, как мотивация, интенция, интерес,  внимание и осмысленность материала,  на результативность мнемической  системы. Таким, образом, возникла  острая необходимость введения  не только результативного (объем  и длительность хранения), но и  функционального критерия для  моделирования памяти.

Функциональные компоненты вводились в изначально структурные  модели памяти постепенно. В эволюции компьютерной идеологии можно выделить три периода:  

сначала были выделены две  формы хранения: кратковременная

и долговременная память;  

затем постулировалось различие между сенсорным регистром и

собственно кратковременной  памятью;  

внутри самой кратковременной  памяти были выделены структурные и  функциональные компоненты (кратковременное  хранилище и буфер повторения).

Впервые на наличие сенсорной (сверхкратковременной) памяти как  отличной от кратковременной указал Аткинсон. Для обозначения этого  вида памяти он использовал понятие  «сенсорный регистр». Предполагалось, что для каждой модальности существует свой, строго специфичный регистр, где  информация хранится непродолжительное  время (от нескольких сот миллисекунд  до нескольких секунд в зависимости  от модальности). Далее информация пассивно перекачивается в кратковременное  хранилище.

Понятие «оперативная память»  было введено Аткинсоном и Шифриным. Они полагали, что внутри кратковременной  памяти можно выделить две составляющие: одна выполняет функцию хранения, вторая — функцию переработки. Авторы обнаружили, что информация не хранится в кратковременной памяти пассивно, а активно поддерживается (в течение 15—30 секунд) и перекодируется, прежде чем перейти в долговременную память. Для обеспечения оперативной переработки требуются ресурсы, поэтому продуктивность кратковременной памяти (и ее подотдела — оперативной памяти) в значительной мере зависит от аттенционных нагрузок.

В 1974г. Бэддли и Хитч разработали  модель оперативной памяти. Под оперативной  памятью понимается система хранения и переработки информации, которая  является не модальноспецифической, а  мультимодальной. Эта система состоит  из трех компонентов: центрального исполнительного  процессора и двух «системрабов», из которых одна специализируется на переработке  вербального материала (артикуляционная  петля), а вторая, связанная с пространственной зрительной памятью, является зрительной пространственной матрицей. Согласно модели в артикуляционной петле  автоматически поддерживается некоторое  количество информации. Это количество зависит от времени, необходимого для  вокализации вербального материала, и составляет примерно 1,5—2 секунды. Поэтому емкость памяти можно  выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проговаривания.

В многочисленных экспериментах  было затем показано, что подавление артикуляции (или выполнение задач, требующих участия артикуляционной  петли) влечет за собой снижение емкости  оперативной памяти. Центральный  процессор может увеличить емкость  хранения, «включая» ментальные операции повторения.

В теории Ошанина Д. А. (1977) была развита идея оперативного образа — аналога оперативной памяти в зрительной модальности. Оперативный  образ складывается при выполнении конкретной деятельности. Его содержание не изоморфно сенсорной информации: в нем акцентированы характеристики объекта, существенные в условиях конкретного  действия, и, наоборот, свернуты мало информативные  в данный момент свойства объекта.

В исследованиях В. П. Зинченко и его коллег было показано, что  процесс формирования перцептивного  образа развернут во времени и  включает в себя ряд перцептивных действий, начиная с выделения  признаков и заканчивая собственно построением образа. Этот образ выполняет  оперативную функцию, включающую в  том числе и управление конкретным исполнительным действием.

4.2.        Запоминание

Запоминание — это процесс  памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание  — необходимое условие обогащения опыта индивида новыми формами поведения  и знаниями. Запоминаем мы далеко не все. Прежде всего запоминается то, с чем человек действует. Материал, занимающий место основной цели в  деятельности, запоминается лучше.

Непроизвольное запоминание            Произвольное запоминание

• Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Обнаружили, что очень легкий текст  запоминается хуже, чем текст средней  трудности

• Непроизвольно запоминается полно и точно то, что имеет  для нас особо важное жизненное  значение, что вызывает наш интерес  и эмоции         • В произвольном запоминании большую роль играют мотивы, побуждающие запоминать 

• При использовании рациональных приемов произвольное запоминание  протекает эффективнее 

• Понятое запоминается быстрее  и прочнее, так как ассоциируется  с уже усвоенными ранее знаниями

При изучении запоминания  используют такие характеристики материала, как его осмысленность и бессмысленность, так как продуктивность от осмысленности  и бессмысленности материала, говорят  об осмысленном и механическом запоминании.

5.            Внимание.

Внимание выступает одной  из сторон сознания человека. В любой  сознательной деятельности людей оно  проявляется в большей или  меньшей степени: прислушивается ли человек к музыке или всматривается  в чертеж детали. Внимание включено в процесс восприятия, в процесс  памяти, мышления, воображения. Наличие  внимания в человеческой деятельности делает ее продуктивной, организованной и активной.

Внимание — это сосредоточенность  сознания и его направленность на чтолибо, имеющее то или иное значение для человека. Под направленностью  понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение, а под сосредоточением — углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Из этого определения  следует, что у внимания нет своего собственного продукта, оно лишь улучшает результат других психических процессов. Внимание неотделимо от других психических  процессов и состояний.

Проблема внимания была впервые  разработана в рамках психологии сознания. Основной задачей считалось  исследование внутреннего опыта  человека. Но пока основным методом  исследования оставалась интроспекция, проблема внимания ускользала от психологов. Внимание служило лишь «подставкой», инструментом для их ментальных опытов. Используя объективный экспериментальный  метод, В. Вундт обнаружил что  простые реакции на зрительный и  слуховой стимулы зависят не только от характеристик внешних стимулов, но и от отношения испытуемого  к восприятию этого стимула. Простое  вхождение какоголибо содержания в  сознание он назвал перцепцией (восприятием), а фокусировку ясного сознания на отдельных содержаниях — вниманием, или апперцепцией. Для таких последователей Вундта, как Э. Титченер и Т. Рибо, внимание стало краеугольным камнем их психологических систем (Дормышев Ю. Б., Романов В. Я., 1995).

В начале века эта ситуация резко изменилась. Гештальтпсихологи  полагали, что объективная структура  поля, а не интенции субъекта определяют восприятие предметов и событий. Бихевиористы отвергали внимание и  сознание как главные понятия  психологии сознания. Они попытались совершенно отказаться от этих слов, так  как ошибочно надеялись, что смогут разработать несколько более  точных понятий, которые позволили  бы, используя строгие количественные характеристики, объективно описывать  соответствующие психологические  процессы. Однако спустя сорок лет  понятия «сознание» и «внимание» вернулись в психологию (Величковский Б. М., 1982).

Чтобы описать понятие  «внимание», психологам потребовались  десятилетия экспериментальной  работы и наблюдений. В современной  психологии принято выделять следующие  критерии внимания:

1) внешние реакции —  моторные, вегетативные, обеспечивающие  условия лучшего восприятия сигнала.  К ним относятся поворот головы, фиксации глаз, мимика и поза  сосредоточения, задержка дыхания,  вегетативные компоненты ориентировочной  реакции;

2) сосредоточенность на  выполнении определенной деятельности. Этот критерий является основным  для «деятельностных» подходов  к изучению внимания. Он связан  с организацией деятельности  и контролем за ее выполнением;

3) увеличение продуктивности  когнитивной и исполнительной  деятельности. В данном случае  речь идет о повышении эффективности

«внимательного» действия (перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного) по сравнению с «невнимательным»;

4) избирательность (селективность)  информации. Этот критерий

выражается в возможности  активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей  информации, а также в реагировании только на ограниченный круг внешних  стимулов;

5) ясность и отчетливость  содержаний сознания, находящихся  в поле внимания. Этот субъективный  критерий был выдвинут в рамках  психологии сознания. Все поле  сознания разделялось на фокальную  область и периферию. Единицы  фокальной области сознания представляются  устойчивыми, яркими, а содержания  периферии сознания ясно неразличимы  и сливаются в пульсирующее  облако неопределенной формы.  Такая структура сознания возможна  щ только при восприятии объектов, но и при воспоминаниях и  размышлениях.

Не все феномены внимания связаны с сознанием. Замечательный  русский психолог Н. Н. Ланге разделил объективную и субъективную стороны  внимания. Он полагал, что в нашем  «юзнании есть как бы одно ярко освещенное место, удаляясь от которого психические  явления темнеют или бледнеют, все менее сознаются. Внимание, рассматриваемое  объективно, есть не что иное, как  относительное господство данного  представления в данный момент времени; субъективно же это значит быть сосредоточенным  на этом впечатлении (Ланге Н. Н.,1976).

В рамках различных подходов психологи сосредоточиваются на тех или иных проявлениях внимания: на вегетативных реакциях селекции информации, контроле за выполнением деятельности или состоянии сознания. Однако если попытаться обобщить всю феноменологию  внимания, то можно прийти к следующему определению.

Внимание — это осуществление  отбора нужной информации, обеспечение  избирательных программ действий и  сохранение постоянного контроля за их протеканием (Лурия А. 1'., 1975).

В качестве основных свойств  внимания выделяют направленность внимания на те или иные объекты и явления 'в частности, внешнюю и внутреннюю), степень и объем внимания.

Степень внимания — это  характеристика его интенсивности. В качестве субъективных переживаний  оно оценивается

Существует несколько  разных классификаций видов внимания. Рассмотрим основные параметры данного  явления.

5.1. Основные свойства внимания.

К свойствам (или характерным  особенностям) внимания относят его  устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.

1. Концентрация внимания  характеризует интенсивность сосредоточения  и степень отвлечения от всего,  что не входит в поле внимания. Титченер предлагал для измерения  концентрации внимания использовать  воздействие постепенно усиливающимися  побочными раздражителями: чем больше  концентрация, тем более интенсивным  будет

тот из них, который испытуемый впервые заметит. Эта идея не была,

однако, реализована в  виде конкретной методики. Глубокая концентрация полезна, когда деятельность связана  с изучением отдельных особенностей объектов и может протекать не слишком быстро (например, при решении  школьником трудной задачи). Там  же, где требуется частое переключение внимания, полное сосредоточение на одной  деятельности скорее нецелесообразно, поскольку может вести к ошибкам.

2.Распределение внимания  — это такая организация психической

деятельности, при которой  одновременно выполняются два или  более

действия (Н. Добрынин). Заметим, что это должны быть разные действия, цели, а не просто два объекта  в поле внимания. Главное условие

успешного распределения  внимания заключается в том, что  по крайней

мере одно действие должно быть хотя бы частично автоматизировано,

доведено до уровня навыка. Поэтому можно, например (в спокойной

обстановке, без отвлекающих  раздражителей), легко совмещать  слушание речи несложного содержания и какуюто ручную работу. Труднее  выполнять два вида умственного  труда. Известно, что студентыпервокурсники  нередко чередуют слушание и запись лекции и в результате получают очень  неполные конспекты. Самое сложное  — это распределение внимания между двумя мыслительными процессами с разным содержанием (например, обдумывание  мысли и слушание рассуждения  на другую тему). Попытка хорошо осознать оба ряда мысли вызывает состояние  эмоциональной напряженности. Доказано, что после длительной тренировки можно даже одновременно читать текст  и писать под диктовку слова, достаточно полно осознавая и тот, и другой материал (Э. Спелке и У. Херст). Это  демонстрирует большие возможности  автоматической переработки информации человеком.

Информация о работе Ощущение и восприятие