Организация и контроля знаний. Самоконтроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 05:55, реферат

Описание работы

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно - познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно - познавательной деятельности учащихся.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. Определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.


















1.Введение
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно - познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно - познавательной деятельности учащихся.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. Определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Основная задача контроля - выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности, усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.
Выполняя функцию руководства учебно - познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.
Психолого - педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию, как об усвоении учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты.
Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.
Вообще, проверка знаний есть форма закрепления, уточнения. Осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с тем как бы вновь повторяют то, что они выучили сами накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления.
Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся. Если учесть, что главная учебная задача преподавателя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее.
Проверка - стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент вероятности и неожиданности, несомненно, полезен.
Проверка знаний учащихся - важнейшая объективная форма самоконтроля учителя. По настоящему объективной будет самооценка учителя в том случае, если проверка знаний организована так, что обеспечивает наиболее полное выявление этих знаний.
Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Содержание

1. Введение………………………………………………………….1
2.Организация контроля знания…………………………………....2
2.1 Основные функции контроля знания…………………………..2
2.2Виды контроля……………………………………..……………..2
2.3 Методы контроля………………………………………………...6
3.Оценка результатов учебно - познавательной деятельности обучающих……………………………………………………………8
3.1 Функции оценки………………………………………………….9
3.2 Требования к оцениванию………………………………………11
4. Формирование самооценки и самоконтроля…………………….13
5.Заключение…………………………………………………………15
6.Библиографический список……………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Организация контроля и знаний. Самоконтроль и самооценка.docx

— 48.75 Кб (Скачать)

Образовательная функция  определяет результат сравнения  ожидаемого эффекта обучения с действительным результатом усвоения учащимися  учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной  задачи: устанавливается динамика успеваемости, сформированность ( не сформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика  устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что  усвоено прочно, осознанно, а что  нуждается в повторении, углублении, какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция  выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и  готовности к самоконтролю как фактору  преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют  правильные целевые установки, ориентируют  на самостоятельность и самоконтроль.

Эмоциональная функция проявляется  в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и  огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт с взрослыми и сверстниками.

Реализация этой важнейшей  функции при проверке результатов  обучения заключается в том, что  эмоциональная реакция учителя  должна соответствовать эмоциональной  реакции школьника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и  ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к  лучшему.  Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что  ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная функция  является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины  неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны  ведомого.

Функция управления очень  важна для самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно  оценивать свою деятельность, адекватно  принимать оценку педагога. Учителю  функция управления помогает выявить  пробелы и недостатки в организации  педагогического процесса, ошибки в  своей деятельности ("что я  делаю не так...", "что нужно  сделать чтобы...") и осуществить  корректировку учебно-воспитательного  процесса. Таким образом, устанавливается  обратная связь между педагогом  и обучающимся.

 

3.2 Требования  к оцениванию

 

Прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности  ученика: неумение объективно оценить  результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая  проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.

Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется, прежде всего, в том, что оценивается  результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику  не должно отражаться на оценке. Это  особенно важно потому, что нередко  педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и, невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику - завышает, а троечнику - занижает.

Характер принятия школьниками  оценки учителя зависит от степени  сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет  особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения  к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и  оценке является его эксцентричность. Он стоит как бы над учениками, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того: его участие часто наказывается ("не подсказывай" - а он нашел у соседа ошибку; "исправил" - а он у себя нашел ошибку...). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка - проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать  свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе : каким требованиям отвечает работа на "отлично", правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

Приведем пример. Учитель  проводит диктант, перед сдачей предлагает его проверить. Ученик находит в  своей работе ошибки и исправляет их. В соответствии с инструкцией  учитель снижает оценку на балл. Проанализируем эту ситуацию. Ученик сам нашел ошибку, что означает наличие у него навыка самоконтроля. Естественно, в данном случае требуется  не наказание, а поощрение. Но найдется учитель, который скажет: "Ученик должен сразу писать без ошибок". Однако процесс перехода умения в  навык (а именно этого требует  педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще  не может сразу применить правило  написания, скорее, его беда, а не вина. И пока у школьника не сформирован  тот или иной навык, он должен иметь  право на исправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих неудач. Кроме того, непедагогична  эта ситуация еще и потому, что  у школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля, безразличное отношение к оцениванию "Зачем искать у себя ошибки, если учитель все равно снизит отметку?

 Противоречие, образующееся при такой ситуации, отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе, так как вносит дискомфорт в отношении между обучаемым и обучающим, между одноклассниками, детьми и родителями.

В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для  формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается, прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль, Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором  отношений школьника и учебной  среды. Ученик превращается в равноправного  участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Формирование самооценки и самоконтроля

 

Самооценка – оценка личностью  самого себя, своих возможностей, качеств  и места среди других людей; самооценка является одним из регуляторов поведения.

Когда говорят о самооценке того или иного человека, подчеркивают ее результат: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная. Адекватная самооценка – позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Неадекватная самооценка – (заниженная или завышенная) препятствует выполнению указанных функций. Из этого  следует, что адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности.

Гипотеза:

Если в совместной деятельности с детьми учитель будет создавать  обстановку психологической поддержки, безопасности, правильно строить  и использовать на занятиях технологию оценочной деятельности, элементы игры, как условия формирования адекватной самооценки, давать определенную установку  на самооценку школьника, то сформированная самооценка ученика будет адекватной.

Словесные воздействия учителя  на учащихся могут быть:

• Организующие (инструктирование, предупреждение ошибок в работе, совет).

• Оценочные (похвала, критическое поучение, осуждение).

• Дисциплинирующие (замечание, утверждение, интонации).

Все эти оценочные суждения выступают, как целостное содержание деятельности педагога. Все произносится с доброжелательной интонацией и  сопровождается мимикой и жестами.

На начальной стадии учебно – познавательной деятельности ученика  раскрывается смысл учебно – познавательной задачи, вводятся способы стимулирующей  корректировки, проявляющиеся в  разных формах (жесте, мимике) своим  положительным отношением, педагог  оценивает качество формируемых  знаний, умений и навыков и указывает  пути их совершенствования. Пока он является носителем эталона, как мерки своих оценочных суждений, он по мере возможности передает его учащимся.

На уроках вместе с детьми учитель определяет критерии, по которым  можно оценить любое действие. После самооценки учащегося следует  оценка учителя по тем же критериям (эталонам). Учащийся начинает видеть, что не всегда оценки разных людей  могут совпадать, учится считаться  с разными точками зрения. Далее  на учебных занятиях проводится работа по освоению каждым учеником приемов  и техник самоконтроля и оценки. Учащиеся работают над операционным контролем по заданному эталону, алгоритму, над взаимоконтролем  и взаимооценкой, над умением  фиксировать свои достижения, трудности  и проблемы всему классу.

Разные виды отметок заметно  повышают учебную мотивацию и  вместе с тем не несут негативного  психологического эффекта.

Когда ученики научились  оперировать эталонами, видят конкретные учебно – познавательные цели –  учителем вводится коллективная оценочная  деятельность учащихся, в процессе которой формируются общественное мнение и общественные эталоны «способы оценивания». Учитель стремится  формировать у учащихся эталоны, идентичные с общепринятыми, и тем самым установить взаимопонимание с учениками в оценочных суждениях.

Учащиеся фиксируют свои достижения в «Тетради достижений»  и представляют их вниманию других. В конце учебного года ученики  пишут сочинение «Мои достижения за год», что позволяет им увидеть  значимость их учебной деятельности, а также поставить задачи на дальнейший период.

Очень важно параллельно  работать и с родителями. На родительских собраниях сообщается о видах  работ, которые оцениваются, и критериях, влияющих на уровень оценки, дается возможность познакомиться с  динамикой продвижения их ребенка.

Удобно применение электронного журнала.

В электронном журнале  ведомости отметок по каждому  предмету, файлы по некоторым видам  работ и критерии оценки по этим работам.

При таком разнообразном  виде оценивания и у детей, и у  родителей повышается интерес к  контролю и оценке знаний учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Заключение

 

Самопознание и саморазвитие, являясь по своей сути субъективными  процессами, тем не менее, подчинены определенным объективным

закономерностям в своем  становлении.

Самопознание развивается  в рамках самосознания в целом, которое  проходит этапы выделения своего физического Я, социального Я, открытия своего внутреннего мира, целостного представления о себе, своей Я-концепции с дальнейшей индивидуализацией и углублением представлений о своей личности. Саморазвитие начинается с процессов осознания себя как

субъекта жизнедеятельности, утверждения своих личностных качеств, проходит этап (при благоприятных  условиях) осознания себя как субъекта саморазвития и осуществляется в  актах самоутверждения, самосовершенствования  и само актуализации, в само построении себя на

различных этапах жизненного пути. Типичными трудностями самопознания и саморазвития являются: не сформированность мотивационной основы, способов и приемов самопознания и саморазвития, механизмов; неадекватные самооценки, порождающие неуверенность или самоуверенность, что обусловливает сложности в постановке жизненных целей, нежелание

заниматься самовоспитанием  и др.

 Процессы самопознания  и саморазвития будут протекать  более эффективно и в

социально-приемлемых нормах, если личности (на различных этапах ее становления) оказывается психолого-педагогическая поддержка, осуществляемая в рамках позитивного сопровождения. Если в учебных заведениях реализуется идея сопровождения и организация

Информация о работе Организация и контроля знаний. Самоконтроль