Организация и контроля знаний. Самоконтроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 05:55, реферат

Описание работы

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно - познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно - познавательной деятельности учащихся.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. Определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.


















1.Введение
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно - познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно - познавательной деятельности учащихся.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. Определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Основная задача контроля - выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности, усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.
Выполняя функцию руководства учебно - познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.
Психолого - педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию, как об усвоении учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты.
Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.
Вообще, проверка знаний есть форма закрепления, уточнения. Осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с тем как бы вновь повторяют то, что они выучили сами накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления.
Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся. Если учесть, что главная учебная задача преподавателя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее.
Проверка - стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент вероятности и неожиданности, несомненно, полезен.
Проверка знаний учащихся - важнейшая объективная форма самоконтроля учителя. По настоящему объективной будет самооценка учителя в том случае, если проверка знаний организована так, что обеспечивает наиболее полное выявление этих знаний.
Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Содержание

1. Введение………………………………………………………….1
2.Организация контроля знания…………………………………....2
2.1 Основные функции контроля знания…………………………..2
2.2Виды контроля……………………………………..……………..2
2.3 Методы контроля………………………………………………...6
3.Оценка результатов учебно - познавательной деятельности обучающих……………………………………………………………8
3.1 Функции оценки………………………………………………….9
3.2 Требования к оцениванию………………………………………11
4. Формирование самооценки и самоконтроля…………………….13
5.Заключение…………………………………………………………15
6.Библиографический список……………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Организация контроля и знаний. Самоконтроль и самооценка.docx

— 48.75 Кб (Скачать)

При итоговой оценке успеваемости учащихся, если задачей оценке ставится чисто контрольная функция (например, экзамены, четвертные или другие контрольные  работы, разовые проверочные опросы и работы, срезы), то объективные  отметки за них выставляются всем ученикам без исключения.

Очень важно, чтобы ученики  видели бы в классе нормы оценок (хотя бы на плакате "Проверь себя"), и понимали, за что они получили тот или иной балл, а также осознавали, что в нужных случаях или хотят  помочь и помогают преодолевать возникающие  в учении трудности.

Одной из типичных ошибок в  работе неопытных учителей является выставление отметки ученику  не за знания и умения, а за частые случаи нарушений школьной дисциплины. Другая распространенная ошибка - завышение  или занижение оценок. Неправильное выставление отметок плодит конфликты  в школьном коллективе и наносит  ущерб нравственному и трудовому  воспитанию учащихся.

Резюмируя изложенное можно  сказать, что оценка - исключительно  сложный педагогический инструмент многостороннего значения. Она выступает  и как мера стимулирования ученика и как выражение одобрения или неодобрения его действий учителем. Ее выставление требует от учителя мастерства педагогического воздействия. Для учащегося отметка - главный показатель его действительных успехов в учении. В то же время отметки, а точнее динамика их изменений, в какой-то степени отражают эффективность работы учителя.

Поскольку результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков, то очень важно, чтобы ученики были убеждены, что  их успеваемость оценивается объективно.

Правильная оценка и педагогический такт учителя укрепляют веру учащихся в справедливость, они воспитывают  стремление идти вперед.

 

2.3 Методы контроля

 

Устный опрос

На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной  и индивидуальной проверки. При фронтальном  опросе за короткое время проверяется  состояние знаний учащихся всего  класса по определенному вопросу  или группе вопросов. Эта форма  проверки используется для: выяснения  готовности класса к изучению нового материала, определения сформированности понятий, проверки домашних заданий, поэтапной  или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке, при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

Индивидуальный устный опрос  позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма  применяется для текущего и тематического  учета, а также для отработки  и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают  эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность  и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в  контроле знаний является определение  проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах. В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами, которой являются: обращение с  вопросом ко всему классу; конструирование  ответа; рецензирование ответа,

оценка ответа и ее обоснование; постановка вопросов ученику самими учащимися; взаимопроверка; самопроверка.

 

Письменный контроль

Письменная проверка позволяет  за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики  умения применять знания в учебной  практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

 

        Диктант

        Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.

Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит  из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий  краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной  для записи ответов учащимися.

Зачет

Зачет проводится для определения  достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.

Необходимость такого тематического  контроля обусловлена тем, что для  каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные  работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться  недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

Зачет - это одна из основных форм контроля в старших классах.

Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень  зачета. Учитель решает, основываясь  на результатах прошлых или промежуточных

контрольных мероприятий, какие  знания и умения целесообразно проверять  у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.

 

Самостоятельная работа

         Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.

Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как  правило, она проводится после коллективного  решения или обсуждения задач  новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.

 

        Контрольная работа

        Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.

С помощью промежуточной  контрольной работы учитель проверяет  усвоение учащимися материала в  период изучения темы.

Итоговая контрольная  работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной  теме, курсу.

Домашняя контрольная  работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать  знания, позволяет повторить и  закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут  использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику  дается свой вариант работы, в который  включаются творческие задания для  формирования разносторонней развитой личности.

 

Практическая  работа

        Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.

 

Лабораторная  работа

        Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.

 

Тест

Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость  в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.

Тест представляет собой  кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному  учету и служит показателем степени  развития к данному моменту известной  функции у данного испытуемого.

 

 

3.Оценка результатов  учебно - познавательной деятельности обучающих

 

Оценка - это определение  и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях  учителя степени усвоения учащимися  знаний, умений и навыков, установленных  программой. Оценка имеет большое  значение для управления как учебной  деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствования  самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного  воспитания учащихся. Но достижимо  это только тогда когда оценка будет иметь высокий престиж  вообще и особенно в создании учащихся. К сожалению, в настоящее время  вследствие ряда неправильных приемов  пользования оценкой и престиж  значительно снизился.

Оценка есть определение  качества достигнутых учеником результатов  обучения. На современном этапе развития учебной деятельности, когда приоритетной целью обучения является развитие личности обучающего, определяются следующие  параметры оценочной деятельности учителя:

- качество усвоения предметных  знаний - умений - навыков, их соответствие  требованиям государственного стандарта  начального образования; 

- степень сформированности  учебной деятельности младшего  школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

- степень развития основных  качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать,  сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески  решать учебную задачу)

- уровень развития познавательной  активности, интересов и отношения  к учебной деятельности; степень  прилежания и старания.

Первый параметр оценивается  отметкой за результат обучения, остальные - словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.

 

3.1 Функции   оценки

 

Под оценкой успеваемости учащегося подразумевают систему  определенных показателей, которые  отражают объективные знания и умения учащегося.

В Педагогической энциклопедии оценка рассматривается как определение  степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к  ним школьными программами.

Оценка учитывает объем, уровень и качество овладения  учеников знаниями, умениями и навыками. Объем знаний по определенному предмету - это перечень ведущих понятий, законов, идей теорий, которые лежат в основе данной науки и интерпретируются в школьных программах.

Овладение объемом ведущих  теоретических знаний предшествует формированию у учащегося определенных целенаправленных действий: то ли воспроизведение  усвоенного или применение его по образу, в сходных условиях; толи использование усвоенного для решения  нестандартных сложных мыслительных задач. Все это и задает тот или иной уровень усвоения знаний, т.е. характер применения усвоенных знаний, обеспечивающий ту или иную степень мыслительных усилий (уровень мыслительной деятельности). Различные уровни усвоения знания определяются его качеством, под которым подразумевают определенные характеры, характеристик усвоенных знаний, умений и навыков (например, полнота, прочность, глубина, оперативность, гибкость, действенность и т.д.) кроме того; оценка отражает не только объем, уровень и качество усвоения знаний. Ее функции сложны и разнообразны.

Социальная функция проявляется  в требованиях предъявляемых  обществом к уровню подготовки ученика. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

В ходе контроля проверяется  соответствие достигнутых учащимися  ЗУН установленным государством эталоном (стандартом), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия, т.е. в конечном счете, система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности и государства  о состоянии и проблемах образования  в данном обществе и на данном этапе  его развития это дает основания  для прогнозирования направлений  развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения оказания необходимой помощи, как ученику, так и учителю.

Информация о работе Организация и контроля знаний. Самоконтроль