Организация и контроля знаний. Самоконтроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 05:55, реферат

Описание работы

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно - познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно - познавательной деятельности учащихся.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. Определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.


















1.Введение
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно - познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно - познавательной деятельности учащихся.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. Определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Основная задача контроля - выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности, усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.
Выполняя функцию руководства учебно - познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.
Психолого - педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию, как об усвоении учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты.
Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.
Вообще, проверка знаний есть форма закрепления, уточнения. Осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с тем как бы вновь повторяют то, что они выучили сами накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления.
Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся. Если учесть, что главная учебная задача преподавателя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее.
Проверка - стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент вероятности и неожиданности, несомненно, полезен.
Проверка знаний учащихся - важнейшая объективная форма самоконтроля учителя. По настоящему объективной будет самооценка учителя в том случае, если проверка знаний организована так, что обеспечивает наиболее полное выявление этих знаний.
Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Содержание

1. Введение………………………………………………………….1
2.Организация контроля знания…………………………………....2
2.1 Основные функции контроля знания…………………………..2
2.2Виды контроля……………………………………..……………..2
2.3 Методы контроля………………………………………………...6
3.Оценка результатов учебно - познавательной деятельности обучающих……………………………………………………………8
3.1 Функции оценки………………………………………………….9
3.2 Требования к оцениванию………………………………………11
4. Формирование самооценки и самоконтроля…………………….13
5.Заключение…………………………………………………………15
6.Библиографический список……………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Организация контроля и знаний. Самоконтроль и самооценка.docx

— 48.75 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание

1. Введение………………………………………………………….1

2.Организация контроля  знания…………………………………....2

2.1 Основные функции контроля  знания…………………………..2

2.2Виды контроля……………………………………..……………..2

2.3 Методы контроля………………………………………………...6

3.Оценка результатов учебно - познавательной деятельности обучающих……………………………………………………………8

3.1 Функции  оценки………………………………………………….9

3.2 Требования к оцениванию………………………………………11

4. Формирование самооценки  и самоконтроля…………………….13

5.Заключение…………………………………………………………15

6.Библиографический список……………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

Важным условием повышения  эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно - познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно - познавательной деятельности учащихся.

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. Определение объема, уровня и  качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях  у отдельных учащихся и у всего  класса для внесения необходимых  корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

 Основная задача контроля - выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности, усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.

Выполняя функцию руководства  учебно - познавательной деятельностью  учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать  как способ подготовки учащихся к  восприятию нового материала, выявления  готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению  и систематизации. Контроль имеет  важное образовательное и развивающее  значение.

Психолого - педагогические функции контроля состоят в выявлении  недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью  устранения этих недостатков. Учителю  важно иметь информацию, как об усвоении учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты.

Контроль выполняет так  же большую воспитательную роль в  процессе обучения. Он способствует повышению  ответственности за выполняемую  работу не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

Вообще, проверка знаний есть форма закрепления, уточнения. Осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с тем как бы вновь повторяют то, что они выучили сами накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления.

Проверка знаний есть форма  педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся. Если учесть, что главная учебная задача преподавателя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее.

Проверка - стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент вероятности и неожиданности, несомненно, полезен.

Проверка знаний учащихся - важнейшая объективная форма  самоконтроля учителя. По настоящему объективной будет самооценка учителя в том случае, если проверка знаний организована так, что обеспечивает наиболее полное выявление этих знаний.

Поэтому контроль является важной и необходимой составной  частью обучения и предполагает систематическое  наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

 

 

2.Организация  контроля знания

 

2.1 Основные функции контроля знания

 

Контролирующая  функция направлена на: выявление и фиксацию уровня приоритетных и сформированных знаний: выяснение  наличие умений применять знания в учебной практике: выяснение наличия навыков, их сформированности.

Обучающая функция заключается в совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, в их уточнении, углублении. Осознании и упрочении. В развитии логического мышления и речи. Внимание и память учащихся, в предупреждении выявлении, исправления и анализ ошибок обучаемых, в закреплении их знаний.

Ориентирующая функция  состоит  в ориентации учеников по результатам  их учебного процесса, информации преподавателя  о достижении промежуточных и  конечных целей обучения.

 Воспитывающая функция проявляется в выработке у учеников стиля

систематической работы, навыков  и привычек правильной организации  своего времени, в развитии трудолюбия, настойчивости, силы воли, любознательности, в выработке привычек самоконтроля и самооценки своих способностей и возможностей.

 

2.2Виды контроля

 

Предварительный контроль

Некоторые учителя осуществляют предварительную проверку.

Проводится она в основном с диагностирующей целью перед  изучением новой темы или в  начале года, четверти. Цель ее - ознакомится  с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения  учащимися исходными категориями  предмета (или отдельной темы, раздела), устанавливаются объем и уровень  знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников. Предварительную  проверку проводят также учителя  первых классов, комплектуя учащихся. Задолго для учебного года они  изучают готовность детей к обучению в школе, знакомят родителей с требованиями которые будут предъявлены их детям, советуют, как лучше подготовить малышей в школе. Если ответ или работа учащегося в начале учебного года будет заслуживать отличной, хорошей или удовлетворительной оценки (при сопоставлении с эталоном) то отметка выставляется и сопровождается оценочным суждением, из которого были бы ясно видны достоинства ответа, работы ученика или их недостатки. Если же ответ ученика окажется слабым и будет заслуживать неудовлетворительной оценки, то целесообразно применить метод отсроченной отметки, т.е. неудовлетворительную отметку пока не выставлять, чтобы на первых порах не травмировать ученика, а ограничиться соответствующим оценочным суждением или тактичным внушением. Такая педагогическая мера диктуется следующим. Если слабый ответ или работа ученика еще не оценены учителем, ему предоставляется возможность улучшить качество своего учебного труда, чтобы получить желаемую оценку. Таким образом, у ученика возникает стремление воспользоваться этой возможностью, лучше овладеть учебным материалом и получить положительную оценку, т.е. этой мерой приводится в действие стимулирующая функция оценки.

 

Текущий контроль

        Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы учеников, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому.

В течение учебного года действия учителя в момент оценки будут иными, чем при оценке в  начале года. Если ответ или работа ученика обычно получает за свои ответы и работы или более высокой, то отметка выставляется и сопровождается соответствующим оценочным суждением. Если же ответ или работа учащегося заслуживают хотя и положительной, но более низкой оценки, чем он обычно получал (т.е. хорошей или удовлетворительной вместо обычной хорошей), то учитель сначала выясняет, почему ученик ответил хуже обычного, а затем тщательно взвешивает, окажет ли намеченная оценка нужное воздействие на ученика, т.е. будет ли она служить стимулом получению в будущем более высокой оценки. И если это так, выставляет отметку, а в оценочном суждении указывает слабую сторону ответа или работы.

Если же учитель придет к выводу, что ответ не производит нужного воздействия на ученика (не станет стимулирующим или воспитывающим  фактором), он не выставляет ее. В таком  случае учитель ограничивается оценочным  суждением, из которого ученик должен ясно понять, что отметка не выставлена ему на этот раз потому, что она  ниже той, которую обычно получает за свои ответы, а также осознавать, что ему необходимо сделать, чтобы  получить более высокую отметку.

Когда ответ или работа учащегося будет заслуживать  удовлетворительной оценки, то необходимо выяснить причину плохой работы и  только после этого решать: выставлять отметку или применить метод  отсроченной оценки.

В последнем случае следует  учитывать, что причины плохого  ответа могут быть уважительными  и неуважительными. К неуважительными причинам следует отнести леность или халатное отношение ученика к учебному труду. Выставление неудовлетворительной отметки нерадивым ученикам должно принудить их к более прилежному учебному труду.

Учителю следует иметь  в виду, что полученная "двойка" у одного ученика вызывает огорчения, другой же воспринимает ее безразлично; одного ученика она может стимулировать  к активному труду, направленному  на повышение успеваемости, на другого  действует парализующе, и он совсем "опускает руки", будучи уверен в  безысходности создавшегося положения  и в своей неспособности наверстать упущенное.

Учитель - не контролер и  не фиксатор достижений или неудач учащихся в учебном труде. Ему  необходимы не только знания, но и поиски методических приемов, применение которых  пробуждало бы и развивало у учащихся интерес к учению делало бы обучение действительно развивающим и воспитывающим.

Тематический (периодический) контроль.

Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель - установить насколько успешно ученики  владеют системой определенных знаний, знаков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала - темы, под темы, неполных тем (раздела) или полного курса. Если же проверяется материал по системе уроков, которая охватывает определенно тему, то это тематический контроль. Его задача - проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний тесно связанную с проблемным обучением.

Учащиеся в ходе такой  проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное. Специфика  этого вида контроля

1. Ученику предоставляется  дополнительное время для подготовки  и обеспечивается возможность  пересдать, достать материал, исправить  полученную ранее отметку. 

2. При выставлении окончательной  отметки учитель не ориентируется  на средний балл, а учитывает  лишь итоговые отметки по сдаваемой  теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль  более объективным. 

3. Возможность получения  более высокой оценки своих  знаний. Уточнение и углубление  знаний становится мотивированным  действием ученика, отражает его  желание и интерес к учению.

 

Итоговый контроль

        Итоговая проверка и оценка знаний, навыков, умений учащихся проводится в конце каждой четверти и учебного года. Ее цель - определить объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность. Итоги проверки служат основанием для оценки успеваемости учащихся, которая характеризует степень овладения учащимися знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями учебной программы. В современных программах выделены специальные разделы "Основные требования к знаниям и умениям учащихся".

Итоговая оценка отражает результаты работы учащихся за четверть или учебный год. Однако она не представляет собой среднее арифметическое всех оценок, полученных учеников за год. Учитель должен хорошо представлять процесс овладения каждым учащимся знаниями и умениями, видеть успехи и неудачи, отношение к ним  учащихся. Только при соблюдении всех этих условий учитель может объективно оценить работу учащихся.

Информация о работе Организация и контроля знаний. Самоконтроль