Организационная культура в организационном поведении

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования данной темы является изучение ОК в организации, которая помогает людям более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.

Задачами темы выступают:

1.Определение сущности ОК.
2.Анализ ОК личности и компании.
3.Управление ОК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………стр. 3


ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

1.Понятие организационной культуры ……………………………………...стр. 4
2.Источники организационной культуры …………………………………...стр. 5
3.Многоуровневая модель организационной культуры ……………………стр. 7


ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

1.Особенности и принципы организационной культуры …………………стр. 10
2.Структура организационной культуры …………………………………..стр. 12
3.Типы организационных культур ………………………………………….стр. 16


ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ

1.Формирование организационной культуры ……………………………..стр. 19
2.Поддержание организационной культуры ……………………………….стр. 20
3.Изменение и рекомендации по изменению организационной культуры …………...стр. 21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...стр. 24


Список использованных источников литературы ……………………………...стр. 26

Работа содержит 1 файл

Контрольная[1].doc

— 156.50 Кб (Скачать)

       Ритуалы – это продуманные, спланированные театрализованные действия, объединяющие различные формы проявления культуры в одно событие. Ритуалы и обряды рассчитаны на зрителей.

       Церемонии это системы, объединяющие несколько ритуалов, связанных с определенным событием. Так же как мифы и символы, ритуалы и церемонии играют важную роль в формировании ОК. К ритуалам, характерным для любой организации, можно отнести ритуал утверждения в должности, ритуал понижения в должности или увольнения, ритуал разрешения конфликтов, ритуал вовлечения и др.

       Манера  одеваться, стиль одежды является непременным атрибутом ОК. Именно этому элементу ОК уделяется большое внимание со стороны специалистов. Большинство организаций, добившихся успехов в своем деле, имеют униформу либо особые знаки принадлежности к ней. 

    1. Типы  организационных культур

       По  месту организации и степени  влияния на нее выделяют несколько  типов культур.

       Бесспорная  культура характеризуется небольшим количеством основных ценностей и норм, но требования к ориентации на них неукоснительны. Это культура, не допускающая спонтанного влияния извне, и изнутри, является закрытой (нежелание видеть недостатки, выносить сор из избы, стремление сохранить показное единство). Закрытая культура подавляет персонал и становится решающим моментом мотивации. Но сами ценности и нормы при необходимости сознательно корректируются.

       Слабая  культура практически не содержит общеорганизационных ценностей и норм. У каждого элемента организации они – свои, причем, зачастую противоречащие другим. Нормы и ценности слабой культуры легко поддаются внутреннему и внешнему влиянию и изменяются под его воздействием. Такая культура разъединяет участников организации, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления и в конечном итоге приводит к ее ослаблению;

       Сильная культура открыта влиянию изнутри и извне. Открытость предполагает гласность и диалог между всеми участниками организации и посторонними лицами. Она активно ассимилирует все лучшее, откуда бы оно ни исходило, и в результате, только становится сильнее.

       Все организации имеют определенную культуру, поскольку они встроены в конкретные общественные культуры и являются их составной частью. С этой точки зрения ОК характеризуется общим восприятием, присущим всем членам организации. Хотя в идеальном случае это восприятие должен разделять каждый сотрудник, не все это делают в равной степени. Поэтому в типичной организации может существовать доминирующая культура и несколько субкультур.

       Доминирующая  культура представляет собой сумму некоторых ценностей, разделяемых большинством членов организации. Субкультура представляет собой сумму ценностей, которые разделяет меньшинство членов организации.

       Внутренние  структурные единицы компании, такие  как функциональные подразделения, подразделения по продукту, различные  иерархические уровни управления, отдельные группы сотрудников (например, бригады) могут отличаться своей уникальной культурой. При этом каждая субкультура несет в себе элементы, типичные для организации в целом.

       Иерархические субкультуры существуют на различных  уровнях управления компании и проявляются через различия в статусе, полномочиях, власти, символах, присущих руководителям и подчиненным. Четко иерархические субкультуры очерчены в механистических организациях, где существует четкое разграничение между уровнями управления. Подобная ситуация складывается в компаниях, где на низших ступенях иерархической лестницы выполняются узкоспециализированные функции, не требующие высокой квалификации, что ослабляет силу нижнего уровня и приводит к централизации контроля и принятия решений. Эта ситуация может сложиться, если для продвижения вверх по служебной лестнице необходимо не только иметь определенный уровень квалификации, но и разделять ценности высшего управленческого звена компании.

       Профессиональные  субкультуры. Как правило, наиболее тесные контакты у сотрудников компании устанавливаются с коллегами, имеющими аналогичный уровень квалификации. В таком случае люди одинаковой профессии или люди, работающие над решением одной и той же задачи, могут рассматриваться как группа, имеющая собственную субкультуру. Такие субкультуры характерны для органических организаций и организаций смешанного типа.

       Субкультуры, основанные на культурных различиях. В настоящее время в условиях глобализации многие организации столкнулись с феноменом усиления дифференциации культур. Во многих компаниях работают представители разных стран, говорящие на разных языках, исповедующие различную религию, имеющие часто противоположные системы ценностей. Результат – появление субкультур, основанных на верованиях и убеждениях различных групп.

       Субкультуры различных возрастных групп. В организациях, объединяющих значительное число людей разных возрастов, могут формироваться группы, включающие членов организации, близких друг другу по возрасту. Такие субкультуры характерны, например, для учебных заведений, где школьники или студенты могут представлять группы, соответствующие им по возрасту.

       Одна  или несколько субкультур организации могут по своей природе полностью соответствовать доминирующей культуре или лишь незначительно от нее отличаться. В первом случае приверженность данной группы основным ценностям доминирующей коалиции проявляется в большей степени, чем в других группах. Во втором случае эти ценности принимаются всеми членами группы одновременно с системой ценностей, специфической для данной субкультуры, но не конфликтующей с основными ценностями. Может существовать и третий тип субкультур, называемых контркультурами, которые отвергают ценности компании и ее цели. К ним относятся:

       1. Прямая оппозиция ценностям доминирующей  коалиции;

       2. Оппозиция структуре власти в  рамках доминирующей культуры;

       3. Оппозиция системе отношений  и взаимодействия, поддерживаемой  доминирующей коалицией.

       Контркультуры обычно появляются в организации  тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, по их мнению, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения от работы. В определенном смысле контркультуры являются призывом о помощи в период кризиса или стресса, т.е. когда существовавшая система поддержки разрушилась, и люди пытаются восстановить какой-нибудь контроль над своей жизнью в организации. Некоторые контркультурные группы могут стать достаточно влиятельными в периоды крупномасштабных реорганизаций, связанных со значительными изменениями во внешней среде или самой компании.

       Субкультуры могут ослабить организацию и нанести ей серьезный ущерб, если они находятся в конфликте с доминирующей культурой и общими целями компании. Так, в некоторых организациях можно нередко услышать о конфликтах между маркетинговыми и производственными подразделениями, между различными этническими группами. В большинстве же случаев субкультуры возникают для того, чтобы помочь членам какой-то отдельной группы справиться с повседневными проблемами. Влияние, оказываемое субкультурой на развитие организации, зависит от того, как будет осуществляться управление этими субкультурами. 
 
 
 
 

       ГЛАВА III. Управление организационной культурой 

    1. Формирование  организационной  культуры

       Внешняя среда оказывает значительное влияние  на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы (по Э. Шэйну):

       Первая – это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией для того, чтобы выжить в условиях жесткой внешней конкуренции.

       Вторая – это внутренняя интеграция: как внутриорганизационные процессы и отношения способствуют ее внешней адаптации.

       К проблемам внешней адаптации  и выживания относятся следующие:

    1. Миссия и стратегия (определение миссии организации и ее главных задач; выбор стратегии исполнения этой миссии).
    2. Цели (установление специфических целей и внутреннее принятие их работниками).
    3. Средства (ресурсы, используемые для достижения целей; консолидация усилий в достижении выбранной цели; адаптация организационной структуры, оптимизация систем стимулирования и отчетности).
    4. Контроль (установление индивидуальных и групповых критериев эффективной деятельности; создание информационной инфраструктуры).
    5. Корректировка поведения (создание системы поощрения и наказания, увязанной с выполнением или невыполнением поставленных задач).

       В любой организации работники  должны участвовать в следующих  процессах:

       1) выделять из внешнего окружения  важное и неважное для организации;

       2) разрабатывать пути и способы  измерения достигнутых результатов;

       3) находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей.

       Процесс внешней адаптации неразрывно связан с внутренней интеграцией, т.е. установлением  и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс поиска наиболее эффективных способов совместной работы в организации.

       Среди проблем внутренней интеграции можно  отметит следующие:

    1. Общий язык и концептуальные категории (выбор методов коммуникации);
    2. Определение значения используемого языка и концепций.
    3. Границы организации и критерии вхождения и выхода из нее (установление критериев членства в организации, и ее группах).
    4. Власть и статус (установление правил приобретения, поддержания и потери власти; определение и распределение статусов в организации).
    5. Личностные отношения (установление формальных и неформальных правил о характере организационных отношений между работниками, учитывая их возраст, пол, образование, опыт и т.п.; определение допустимого уровня открытости на работе).
    6. Награждения и наказания (определение базовых критериев желательного и нежелательно поведения и соответствующих им последствий).
    7. Идеология и религия (определение значения и роли указанных феноменов в организационной жизни).

       На  формирование ОК, ее содержания и отдельных параметров влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения, но на всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль поведения) во многом определяют КО. Особенно сильным такое влияние бывает в том случае, если организация находится в стадии становления, а ее руководитель обладает выдающимися личностными и профессиональными способностями. 

    1. Поддержание организационной  культуры

       Поддержание ОК заключается в росте организации и достижение результатов. Существуют методы поддержания ОК, которые не сводятся только к найму нужных и увольнению ненужных людей.

  1. Выбор объекта и предмета внимания, оценки и контроля со стороны руководителя состояния ОК. Это один из наиболее сильных методов поддержания культуры в организации, т.к. своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что ожидается от них;
  2. Формирование реакции руководства на критические ситуации и организационные кризисы – в данных ситуациях менеджеры и их подчиненные раскрывают для себя ОК в такой степени, в которой они себе ее и не представляли. Глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере.
  3. Моделирование ролей обучения и тренировка – аспекты ОК усваиваются подчиненными через то, как они должны исполнять свои роли.
  4. Критерии определения вознаграждений и статусов – культура в организации может изучаться через систему наград и привилегий. Последние обычно привязаны к определенным образцам поведения и, т.о., расставляют для работников приоритеты и указывают на ценности, имеющие большее значение для отдельных менеджеров и организации в целом. В этом же направлении работает система статусных позиций в организации. Так, распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т.п.) указывает на роли и поведение, более ценимые организацией. Вместе с тем практика свидетельствует о том, что данный метод часто используется не в полной мере и не систематически.
  5. Критерии принятия на работу, продвижение и увольнение – это один из основных способов поддержания культуры в организации. То, из чего исходит организация и ее руководство, регулируя весь кадровый процесс, становится быстро известно ее членам по движению сотрудников внутри организации. Критерии кадровых решений могут помочь, а могут и помешать укреплению существующей в организации культуры.
  6. Организационные символы и образность – многие верования и ценности, лежащие в основе КО, выражаются не только через легенды и саги, становящиеся частью организационного фольклора, но и через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии.

Информация о работе Организационная культура в организационном поведении