Организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Задачи:
1. проанализировать социально-педагогические и психологические исследования по вопросу специфики индивидуально-профилактической работы с подростками.
2. выявить особенности несовершеннолетних правонарушителей
3. подготовить методические рекомендации для педагогов и социальных педагогов, обеспечивающих индивидуальный подход в профилактике правонарушений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы индивидуально – профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии. 5
1.1. Понятие и специфика индивидуально-профилактической работы с подростками. 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетнего правонарушителя. 19
1.3. Структура и содержание индивидуально-профилактической работы. 30
Выводы по 1 главе: 53
Глава 2. Практическое исследование организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии. 55
2.1. Диагностическая программа изучения личности несовершеннолетнего преступника. 55
2.2. Экспериментальная программа индивидуально-профилактической работы в воспитательной колонии. 64
2.3. Проверка эффектности экспериментальной работы. 74
Заключение 79
Список литературы: 81
Приложения 84

Работа содержит 1 файл

воспитанники.doc

— 791.00 Кб (Скачать)

              Если в качестве несправедливого отношения к себе осужденные называют наказание к лишению свободы, длительный срок, то уточняется, кто еще придерживается такой позиции, и тем самым осуществляется диагностика отношений к преступлению и наказанию.

5.  «Полезное дело»

Цель: Развитие гуманистической установки по отношению к другим людям.

Материалы: не требуются.

Методика: Первый вариант.

Вспомните полезное (доброе) дело, которое Вам пришлось сделать для других людей. В чем оно выражалось? Каковы его последствия? Какие чувства вы испытываете, когда делаете доброе дело для других людей и когда вспоминаете об этом?

Второй вариант.

Подумайте, делали ли для Вас доброе и бескорыстное дело другие люди? Кто они? Что Вы испытывали по отношению к этим людям?

6. Ресурсная релаксация. (20 минут).

Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень спокойна и счастлива. Не затронута страхами и проблемами о будущем, пребывает она в полнейшем мире и счастье. До неё нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, её можно представить в виде некоторого образа – язычка пламени, драгоценного камня или потаенного образа, спокойного, с гладкой без малейшей ряби поверхностью, или ещё чего-нибудь.  Преисполненная глубокой умиротворенности и радости, спокойствия и силы, она находится в полной безопасности. Она там – глубоко в вас. Представьте теперь, что этот огонек, этот драгоценный камень, это озеро или то, что вы представили, находящееся глубоко, в самом ядре вас, - вы сами.

              Представьте, что этот потайной центр всегда пребывает в вас, оставаясь спокойным и тихим, через какие бы трудности, проблемы и беспокойства вам не пришлось пройти, и в любой момент вы можете вспомнить, что эта частица там. И много раз за день  вы можете вспоминать  об этом маленьком ядрышке внутренней умиротворенности, мысленно  приобщиться к нему. Зная, что оно здесь, совсем рядом, вы будете ощущать спокойствие и расслабленность и одновременно уверенность и силу.

             

Завершение работы.  Рефлексия.

 

-          В какой степени Вы удовлетворены занятием;

-          Ваши доминирующие чувства в настоящее время;

 

Ведущий также высказывается  о своем восприятии тренинга, подводит общий итог.

 

                                                Занятие 4

Шерринг: самочувствие, настроение, что произошло за последнюю неделю,  (отмечать на каких моментах жизни больше концентрируешься – позитивных или негативных),  какой настрой перед занятием.  

1. «Самооценка».

Цель: Развитие адекватной самооценки осужденных.

Материалы: карточки по количеству участников  с набором личностных качеств (20).

Методика: Участникам раздается перечень 20 личностных качеств на отдельных   карточках. Задача каждого  эти качества проанализировать по степени важности (индивидуальная работа).

              Затем вся группа приступает к выполнению общего задания. В ходе совместного обсуждения группа приходит к решению, какое качество является самым важным для человека. Затем выбирается второе по степени важности и т.д.  Спорные вопросы обсуждаются до полного согласия.

              После этого участники тренинга сопоставляют  свои самооценки с проранжированными группой качествами. Руководитель предлагает  участникам обсудить, что происходило в группе во время дискуссии.

              Перечень качеств  для ранжирования:

Смелость, энергичность, доброжелательность, терпеливость, грубость, вспыльчивость, трусость, высокомерие, презрительность, жестокость, застенчивость, настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе, упрямство, завистливость, общительность, порядочность, мстительность, подозрительность.

2.       «Прошлое, настоящее, будущее».

Цель: Формирование установки на будущее.

Материалы: Лист бумаги, ручка или карандаш.

Методика:   Участников просят нарисовать три круга на листе бумаги, которые обозначают их прошлое, настоящее и будущее.  Соотнесясь со своим психологическим состоянием, точкой указать в каком из кругов находится сейчас участник. Затем вся группа обсуждает результаты задания. Значение имеют такие параметры как величина кругов по отношению друг к другу, их расположение на листе бумаги и символическое местонахождение участника.

3. «Волшебный магазин».

Цель: диагностика психологических проблем участников, коррекция личности.

Материалы: не требуются.

Методика:   Ведущий предлагает участникам группы представить, что в кабинете возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие «товары», как «любовь», «мудрость», «здоровье», «порядочность», «месть» и т.д.  Затем вызывается доброволец,  который может приобрести одно или несколько качеств,  отдав взамен какое-то свое качество. Например, участник просит у продавца «любовь».  Продавец, роль которого играет ведущий, спрашивает покупателя, сколько ему надо «любви», кто должен его любить и за что его можно любить. После этого владелец магазина просит что-нибудь взамен (качество) у покупателя. 

              После выполнения упражнения желательно обсуждение.

4. «Уровень счастья».

Цель: снятие эмоциональной тревожности и повышение уверенности в себе.

Материалы: Лист бумаги, ручка или карандаш.

Методика: Составьте список того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено всё, что стоит благодарности: солнечный день, долгожданное известие, здоровье семьи, возможность читать, общаться с другими, работать и т.д.

5. Ресурсная медитация-визуализация.

Устройтесь поудобней, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения держите их закрытыми.

Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие  и легко покидает их. Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине.                     Доброе ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам… напряжение исчезает… вот уже мышцы ног расслаблены – от кончиков пальцев до бедра… дыхание ровное, спокойное. Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он – в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние и дарит им здоровье, помогает лучше работать… расправляются, расслабляются мышцы живота и груди… по всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха… Обратите внутренний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и подымается вверх по руке… до локтя… еще выше… вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется… по венам и артериям правой руки бежит свежая, обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами… дыхание ровное спокойное. А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки. Кончики пальцев левой руки касаются поверхности теплой воды, возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода постепенно омывает вашу кисть, расслабляет ее и подымается вверх по руке… до локтя… еще выше… вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется… по венам и артериям бежит свежая, обновленная кровь… дыхание ровное спокойное. Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка… вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает,…  уходит… дыхание спокойное (на четыре счета).

Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица…, уходит напряжение из скул… из челюстей. Губы становятся мягкими и податливыми… разглаживаются морщинки на лбу. Веки перестают подрагивать. Они просто сомкнуты и неподвижны. Все мышцы лица расслаблены. Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо…, он приятен и добр – этот воздушный поцелуй. Воздух несет вам свою целебную энергию. Дыхание ровное спокойное.

Ваше тело наслаждается полным покоем. Напряжение спадает, растворяется, уходит. Усталость улетучивается. Вас наполняет  сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя… покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией.

Вы расслаблены и свободны. Вы мысленно можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то – это может быть его собственный дом, для другого – уголок двора, где он любил прятаться в детстве, или полянка в лесу, где можно валяться в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну… побудьте немного в этом месте. Напитайтесь доброй энергией от этого дорогого для вас места.

 

Завершение работы.  Рефлексия.

-                                                                                              В какой степени Вы удовлетворены занятием;

-               Ваши доминирующие чувства в настоящее время;

Ведущий также высказывается  о своем восприятии тренинга, подводит общий итог.

 

 

Занятие 5

 

Шерринг: самочувствие, настроение, что произошло за последнюю неделю,  (отмечать на каких моментах жизни больше концентрируешься – позитивных или негативных),  какой настрой перед занятием.  

1. «Трудоустройство». 

Цель: Развитие навыков общения при поиске работы.

Материалы: не требуются.

Методика:   Осужденных просят назвать основные источники информации о рабочих местах и последовательность действий при трудоустройстве. Наиболее сложные ситуации обсуждаются или проигрываются по сценариям: беседа в службе занятости, беседа с начальником отдела кадров.

2. «Сказочная крестная мать».

Цель: развитие потребности в любви и одобрении.

Материалы: не требуются.

Методика:   Вначале дается  следующая информация для участников. Потребность в любви и одобрении является одним из наиболее действенных источников активности личности. Люди, испытывающие недостаток любви становятся жесткими и бессердечными. Важно не только испытывать потребность в любви и в уважении значимых для вас людей, но и самим уметь любить их и принимать.

              Сядьте удобно, сделайте несколько полных вдохов и выдохов.  Закройте глаза. Представьте, что у вас есть сказочная крестная мать, и она вас посетила. Обратите внимание на то, как она выглядит, какая на ней одежда, какое у неё выражение лица. Кого она вам напоминает? Мысленно проводите её и вспомните действительно любящего вас человека.

              Теперь вспомните, кто нуждается в вашей любви: сын, дочь, мать, отец, жена?…   Мысленно представьте их и скажите им, как вы их любите, какие они замечательные люди. Скажите им обо всем, чем они восхищают вас. Убедите их, что вы их действительно любите и скоро будите вместе с ними.

              Выход из релаксационного состояния.

Шерринг.

3. «Уверенность в будущем».

  Цель:  развитие уверенности, формирование навыков по преодолению трудностей на свободе. 

Материалы: не требуются.

Методика:   Вы готовитесь к освобождению. Какие мысли вызывают у вас беспокойство, в чем вы не уверенны? Проблемы обсуждаются в кругу. Ситуации, которые вызывают беспокойство, проигрываются в виде ролевой игры.

4. «План моей жизни».

Цель:  развитие навыков планирования.

Материалы: Лист бумаги, ручка или карандаш.

Методика:   Вам предстоит наметить план жизни на три года. Каковы ваши три самые главные цели в этом году? От кого зависит их достижение? Напишите те цели, достижение которых зависит от вас. Что уже сейчас вы делаете для достижения этих целей? Если вы достигните поставленных целей какой, по вашему мнению, станет ваша жизнь?

5. «Чемоданчик в дорогу».   

Цель:  рефлексия изменений происшедших в участниках за время занятий.

Материалы: Несколько листов бумаги, ручка или карандаш.

Методика:   Один из участников тренинга выходит из комнаты за дверь на несколько минут. Остальные  совместно, начинают собирать ему в дальнюю дорогу «чемоданчик»: на листке бумаги разделенном на две части карандашом, с одной стороны указывают положительные качества этого участника, а с другой отрицательные, которые должны быть преподнесены как резерв для изменений. Всего должно быть 5 – 7 характеристик с одной и с другой стороны. Затем участник возвращается в комнату и ему зачитывается и передается список его качеств. У него есть право на один вопрос. По мере психологической готовности остальных членов группы, вся процедура повторяется сначала, пока все участники не получат свой «чемоданчик».

Завершение работы. Рефлексия.

-          какое доминирующее настроение сейчас;

Информация о работе Организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии